Дело № 2-279/17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
08 февраля 2017 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего Соловьяновой Г.А.
при секретаре Гритчиной А.
с участием:
истца ФИО1
представителей ГУ МВД России по СКФО
(по доверенностям) ФИО2-Б.М., ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Министерству Внутренних дел по Чеченской республике о взыскании в солидарном порядке денежно вознаграждение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился суд с иском Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу о взыскании заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 139 500 рублей и компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в размере 51 150 рублей.
Определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные требования ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Министерству Внутренних дел по Чеченской республике о взыскании с Министерства Внутренних дел по Чеченской республике заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 500 рублей и компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в период ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сумме 11 935 рублей.
Определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные требования ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Министерству Внутренних дел по Чеченской республике о взыскании в солидарном порядке денежного довольствия за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 500 рублей, компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в период ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сумме 11 935 рублей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ГУ МВД РФ по СКФО был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6.2 указанного контракта ответчик обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставления социальных гарантии сотруднику (истцу) и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За период с июля по сентябрь 2015 года заработная плата была выплачена не в полном объеме. До июля 2015 года размер ежемесячного денежного довольствия составлял 109 700 рублей, что подтверждается справкой, выданной Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Грозный Чеченской Республики. В указанный размер выплачиваемых денежных средств, в том числе входили 46 500 рублей дополнительной ежемесячной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1174«О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти», гасящему, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более, на основании пункта 7 установлена дополнительная ежемесячная вьщлата в размере 3 месячных окладов в соответствии с занимаемой должностью.
Учитывая, что его ежемесячный оклад составляет 15 500 рублей, три месячных оклада составляют 46 500 рублей. ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление об изменении условий Контракта о службе в МВД по Чеченской Республике, предусмотренного приказом МВД России от 09.10.2012 года № 923 (в ред. Приказа МВД России от 31 мая 2016 года № 284) (Приложение 3). Согласно данному уведомлению условия Контракта подлежат изменению, поскольку занимаемая им должность не попала в утвержденный ДД.ММ.ГГГГ список контрактных должностей Министерства внутренних дел по Чеченской республики, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту. Считает изменение условий Контракта в одностороннем порядке незаконным, о чем на указанном выше уведомлении им была сделана запись следующего содержания: «Возражаю против изменения условий контракта. Настаиваю на полном соблюдении условий контракта до ДД.ММ.ГГГГ года». Однако, данное обстоятельство было проигнорировано, и с июля 2016 года по сентябрь 2016 года дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных окладов не начислялась, что также подтверждается Справкой.
В соответствии с п. 14 Контракта условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон контракта в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, само по себе утверждение списка контрактных должностей Министерства внутренних дел по Чеченской республики не является безусловным основанием для изменения условий Контракта, никаких нормативно-правовых актов, предписывающих прекращение дополнительных ежемесячных выплат в размере 3 месячных окладов сотрудникам, заключившим контракты до ДД.ММ.ГГГГ, не существует. Исходя из данного обстоятельства, изменение условий Контракта в одностороннем порядке, а также прекращение дополнительных ежемесячных выплат в размере 3 месячных окладов считает незаконным. Таким образом, в настоящее время у МВД РФ в лице ГУ МВД РФ по Северо- Кавказскому федеральному округу передо ним имеется задолженность по заработной плате в размере 139 500 рублей.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Таким образом, денежная компенсация составляет 51 150 рублей.
Просил взыскать с МВД РФ в лице ГУ МВД РФ по СКФО заработную плату в размере 139 500 руб., за несвоевременную выплаты заработной платы денежную компенсацию в сумме 51 150 руб.
Впоследствии, ФИО1 уточнил заявленные требования согласно которым просил о взыскании с Министерства Внутренних дел по Чеченской республике заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 500 рублей и компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в период ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сумме 11 935 рублей.
Впоследствии, ФИО1 уточнил заявленные требования к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Министерству Внутренних дел по Чеченской республике, согласно которым о взыскании в солидарном порядке денежное довольствие за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 500 рублей, компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в период ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сумме 11 935 рублей.
В судебном заседании истец заявленные им требования поддержал. Доводы, изложенные в иске, поддержал. Суду показал, что в соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел...» № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. ежемесячная дополнительная выплата, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1174 является неотъемлемой частью денежного довольствия сотрудника и, соответственно, отдельного пункта в контракте не требует в такой же мере, в какой в контракте отдельными пунктами не прописаны, но в действительности выплачиваются, иные дополнительные выплаты. Следовательно, ссылка представителя ответчиков на отсутствие в контракте отдельного условия о производстве выплат, предусмотренных Постановлением, несостоятельна и к предмету иска не относится. Представитель ответчиков ссылается на пункт 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65: «должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя...». Исчерпывающий перечень дополнительных выплат, устанавливаемых и изменяемых приказом руководителя установлен частью 6 статьи 2 Закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел...» № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. В этом перечне нет и не может быть ежемесячной дополнительной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1174. Изменяться эта выплата может так же только Правительством, но не приказом руководителя. Следовательно, ссылка представителя ответчиков на прекращение выплат в соответствии с приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65, несостоятельна.
Представитель ответчиков утверждает, что в соответствии с пунктом 4.2. приказа МВД России от 9 октября 2012 года № 923, подписывая контракт он «выражал согласие на его досрочное расторжение в случае исключения замещаемой должности из Списка». В таком случае представитель ответчика прямо и однозначно указывает на то, что сотрудниками кадровых подразделений МВД России, ответственных за вопросы кадрового обеспечения МВД по Чеченской Республике, были нарушены и не исполнены требования приказа № 923: имея его согласие (подпись под контрактом) на досрочное расторжение и свою обязанность досрочно расторгнуть контракт в соответствии с новым Списком, они в нарушение требования приказа контракт не расторгли, что повлекло за собой продолжение им службы в рамках контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ до окончания его срока ДД.ММ.ГГГГ, но с прекращением обязательных по контракту дополнительных выплат ему в течение пяти месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ссылка представителя ответчиков на пункт 4.2. приказа МВД России от 9 октября 2012 года № 923 является доказательством неисполнения ответчиком данного приказа и незаконности прекращения выплаты обязательной части денежного довольствия.
В постановлении Правительства Российской Федерации № 1174 для установления дополнительной ежемесячной выплаты определены следующие критерии: сотрудник должен быть «...направленным для выполнения служебных задач...из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы...». Согласно приказу МВД России от 14.03.2012 г. № 174дсп предусмотренные постановлением выплаты производятся сотрудникам «замещающим по контракту должности...включенными в списки, утверждаемые МВД России». Основания возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел регламентируются статьей 20 Закона РФ от 30.11.2011 г. № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...». В данной статье единственным источником возникновения и осуществления правоотношений на службе в ОВД между Российской Федерацией и гражданином установлен контракт.
Во всех нормативно-правовых актах, на которые ссылаются представители ответчиков, в качестве основания для производства выплат указан контракт. В приказе МВД России № 174дсп поясняется, что контракт заключается с сотрудниками, замещающими должности, включенными в списки. То есть, Список должностей не является и не может являться основанием для возникновения правоотношений на службе в органах внутренних дел и для возникновения права на какие-либо выплаты конкретному сотруднику. Список является лишь инструментом, в соответствии с которым кадровые подразделения МВД России обязаны готовить документы для установления или изменения правоотношений на службе. После заключения контракта с сотрудником любые изменения в Списке должностей являются лишь основанием для проведения обеими сторонами контракта процедур, направленных на изменения правоотношений и приведение их в соответствие с новыми условиями. Таким образом, ссылка представителя ответчиков на то, что Приказом министра внутренних дел России внесены изменения в Список и должности, работа на которой дает право на получение выплаты, исключена из Списка, а соответственно прекращены выплаты - не состоятельна. Прямая причинно-следственная связь между изменением Списка и прекращением выплат отсутствует и невозможна в принципе. После внесения изменения в Список обе стороны уже осуществляющихся правоотношений на службе должны пройти процедуру изменения правоотношений и только по окончании этой процедуры могут возникнуть правовые основания на прекращение выплат, что в случае с ним сделано не было.
Представители ответчиков совершенно справедливо подробно цитирует положения ст. 20 Закона РФ № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» и особенно части 3, где сказано, что «Изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел.. .осуществляются на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме...». Но он ни в какой форме никакого согласия на изменение правоотношений, то есть на изменение условий контракта, не давал, что представитель ответчиков сам же и подтверждает. Более того, утверждения представителя ответчиков о том, что он, в ответ на уведомление об изменении условий контракта, должен был в письменной форме обратиться на имя уполномоченного руководителя, но не обратился, не соответствуют действительности и являются прямым искажением фактов. ДД.ММ.ГГГГ, в день вручения ему Уведомления, он не только письменно выразил свои возражения против изменений условий контракта, но так же письменно сообщил уполномоченному руководителю о том, что настаивает на полном соблюдении условий контракта вплоть до его окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка представителя ответчиков на то, что «Возможность и порядок осуществления дальнейших действий уполномоченного руководителя в сложившейся ситуации Законом о службе не определены» является несостоятельной и прямо противоречащей указанному закону. Действия сторон в «сложившейся ситуации» регламентируются ст. 72 Закона № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» - «Служебный спор в органах внутренних дел». В части 1 данной статьи указано: «Служебный спор в органах внутренних дел... - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел...», то есть, описана именно его ситуация. Кроме того, возможность возникновения служебного спора и необходимость его разрешения в порядке, установленном Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел...» прописана в его контракте отдельным пунктом 12. Таким образом, ответчики, кроме пунктов 6.2 (своевременная и в полном объеме выплата денежного довольствия) и 14 (изменение условий контракта только по взаимному соглашению), нарушили и пункт 12 заключенного с ним Контракта, проигнорировав возникший служебный спор.
Представители ответчиков МВД России и МВД по Чеченской Республике считают, что врученное ему ДД.ММ.ГГГГ уведомление об изменении условий контракта «...нормативно-правовыми актами... не предусмотрено, он составлен и подготовлен по личной инициативе МВД по Чеченской Республике...». Представитель ответчика ГУ МВД России по СКФО имеет прямо противоположное мнение: он указывает, что «Об изменениях условий контракта...истец был уведомлен в установленном законом порядке...». Первое утверждение абсурдно, поскольку в таком случае Уведомление не являлось бы юридически значимым документом и любые ссылки на него и на его последствия не имеют смысла и значения. Второе утверждение так же не соответствует действующему трудовому законодательству: о любых изменениях взаимоотношений работодателя и работника (в его случае – изменениях правоотношений на службе) работодатель обязан известить работника заранее, с указанием срока наступления изменений и безусловным сохранением оплаты труда в полном объеме до момента наступления планируемых изменений. Его же по факту уведомили о том, что уже произошло без его участия. Противоречия в правовой оценке одних и тех же обстоятельств свидетельствуют о том, что представители ответчика основывают свои возражения не на нормах закона, а на нежелании признавать законность и обоснованность его исковых требований. Очевидно по этой же причине представитель ответчиков приводит в своих возражениях взаимоисключающие аргументы: утверждает, что правоотношения с ним были фактически прекращены по причине отсутствия его письменной реакции (что, как он указал выше, не соответствует действительности) на предложенные ему в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ пути продолжения службы, но следом же указывает, что фактические правоотношения с ним прекращены ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до вручения этого уведомления. Невозможно прекратить (изменить) правоотношения с сотрудником задолго до момента, когда ему только стало об этом известно. Как можно говорить о прекращении правоотношений с ним с ДД.ММ.ГГГГ, когда он продолжал служить по контракту вплоть до его окончания ДД.ММ.ГГГГ? Факт прохождения им службы по контракту в соответствии с Приказом МВД России от 09.10.1012 г. № 923, а не на должности, комплектуемой на постоянной основе, как считают представители ответчиков, подтверждается Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с, которым он освобожден от должности в МВД по Чеченской Республике и зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ именно в соответствии с Приказом МВД России № 923, что было бы невозможным в случае прохождения им службы на должности, комплектуемой на постоянной основе.
Таким образом, в своих возражениях на исковые требования представители МВД по Чеченской Республике, ГУ МВД России по СКФО, МВД Российской Федерации не представили доказательств законности и обоснованности прекращения ежемесячной дополнительной выплаты, установленной Правительством Российской Федерации, в сумме 232 500 рублей. Более того, представители ответчика в своих возражениях прямо указали на то, что должностными лицами кадровых подразделений МВД России, ответственных за вопросы кадрового обеспечения МВД по ЧР, были нарушены и не исполнены требования Приказа МВД России № 923, в части досрочного расторжения с ним контракта, что привело к нарушению его прав на оплату труда.
Просит об удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании представители ГУ МВД России по СКФО ФИО2 М.Б.М. и ФИО3, действующие на основании доверенностей, заявленные требования истца не признали. Доводы, изложенные в возражениях поддержали, согласно которым требования истца о признании незаконными действий должностных лиц ГУ МВД России по СКФО по составлению списков должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту считают несостоятельными и необоснованными по следующим основаниям.
В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб и подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности, в рамках реализации требований приказа МВД России от 23 июля 2015 г. № 790 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 356», МВД по Чеченской Республике подготовлены и представлены на согласование начальнику ГУ МВД России по СКФО изменения в списки должностей МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту (далее - Списки должностей). При этом, указанные изменения предполагали сокращение определенных контрактных должностей, без указания персонального состава сотрудников, должности которых исключаются из списков. ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения были согласованы начальником ГУ МВД России по СКФО генерал-полковником полиции ФИО4 и ДД.ММ.ГГГГ утверждены Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации ФИО5. В соответствии с внесенными изменениями из Списков исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в Списки должностей, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ финансирование сотрудников, не вошедших в Список, сокращено.
Права начальника ГУ МВД России по СКФО по внесению изменений в Списки должностей МВД по Республике Ингушетия, МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту без права сокращения штатной численности, а также в Планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, предусмотрены пунктом 3 приказа МВД России от 9 октября 2012 № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике». Списки должностей утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, действия должностных лиц ГУ МВД России по СКФО по внесению изменений в Списки должностей законны и осуществлены в рамках предоставленной компетенции.
Требования истца о признании незаконными действий должностных лиц ГУ МВД России по СКФО, которые, по мнению истца, в одностороннем порядке без взаимного соглашения сторон, нарушили условия контракта, заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ также лишены правовых оснований. ФИО1 проходит службу в МВД по Чеченской Республике, где замещает должность старшего инспектора по социальной работе отделения морально-психологического обеспечения ОРЛС УМВД России по г.Грозный по контракту, заключенному с начальником ГУ МВД России по СКФО с ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год. Полномочия начальника ГУ МВД России по СКФО на заключение контрактов о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с сотрудниками, назначаемыми на должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, согласно Спискам должностей, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации предоставлены ему как должностному лицу, пользующемуся правами заместителя Министра, приказом МВД России от 6 мая 2010 г. № 342 (пункт 2.11). В связи с изменениями, внесенными в Списки должностей, утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, и сокращением более двухсот должностей, комплектуемых на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, с ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам, должности которых исключены их Списков, прекращена выплата дополнительных социальных гарантий, предусмотренных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 в размере трех должностных окладов. Об изменении условий контракта о службе в МВД по Чеченской Республике, предусмотренного приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 923, истец был уведомлен в установленном законом порядке в письменной форме. Истцу было предложено: 1)продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта; 2/досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту; 3/продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике; уволиться со службы в органах внутренних дел. Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел и должны оформляться в письменной форме. Каких-либо обращений от ФИО1 и его работодателя на имя начальника ГУ МВД России по СКФО о принятом решении не поступало.С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактически правоотношения в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по СКФО с ФИО1 контракта о прохождении службы в ОВД прекращены ДД.ММ.ГГГГ с даты исключения должности, замещаемой указанным сотрудником, из Списков должностей, правовых оснований для внесения изменений в контракт не имеется. Таким образом, со стороны должностных лиц ГУ МВД России по СКФО нарушений законных прав и интересов истца допущено не было.
Просят в иске отказать.
В судебне заседани не явились представители МВД России и МВД по Чеченской Республике, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Вместе с тем от МВД России и МВД по Чеченской Республике поступили возражения, согласно которым считают заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Согласно возражений МВД по Чеченской Республике: «Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 (далее - Постановление) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 Постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью. Порядок и условия производства данных выплат в системе МВД России определены приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 174дсп «О дополнительной выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» (зарегистрирован в Минюсте России, далее - приказ МВД России №174дсп). Согласно приказу МВД России № 174дсп предусмотренные Постановлением выплаты производятся не всем сотрудникам, а замещающим должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, включенным в списки, утверждаемые МВД России. С целью реализации Постановления и приказа МВД России № 174дсп в пределах предоставленных Министру внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, полномочий и в соответствии с приказом МВД России от 9 октября 2011г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» (далее - приказ МВД России № 923), МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России.
Должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике не вошедшие в списки, замещаются на постоянной основе, и дополнительные выплаты, предусмотренные Постановлением и приказом МВД России № 174дсп, по ним не производятся.
В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности в рамках реализации требований приказа МВД России от 23 июля 2015 г. № 790 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 356» 31 мая 2016 года Министром внутренних дел Российской Федерации были внесены изменения в приказ МВД России' № 923 и в список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в список, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе. В этой связи с ДД.ММ.ГГГГ финансирование сотрудников, не вошедших в список, сокращено.
Полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации по внесению соответствующих изменений предусмотрены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
Согласно пункту 3 приказа МВД России № 923 в новой редакции начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предоставлены права по внесению изменений без права сокращения штатной численности в Списки должностей МВД по Республике Ингушетия (в пределах выделенной штатной численности - 168 единиц), МВД по Чеченской Республике (в пределах выделенной штатной численности - 360 единиц), подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, а также в Планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, утверждаемые Министром внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, в данном случае идет речь не об изменении условий контракта, заключаемого с сотрудником, а о внесении изменений в список, котором данная должность отнесена к разряду контрактных. В связи с этим является несостоятельной ссылка истца на нарушение пункта 14 заключенного с ним контракта, согласно которому условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку какие- либо изменения в текст заключенного с истцом контракта не вносились.
Более того, подпунктом 4.2 приказа МВД России № 923 начальнику ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предписано предусматривать в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки должностей МВД Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой должности из Списка. Подписывая соответствующий контракт сотрудник тем самым выражает согласие на его досрочное расторжение в случае наступления вышеуказанных обстоятельств.
На момент заключения контракта с истцом, замещаемая им должность была включена в список. Согласно пункту 15 контракта заключенного с истцом контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) на основании пункта 4.2 приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне».
Порядок и условия обеспечения истца денежным довольствием регламентированы подпунктом 6.2. контракта, в соответствии с которым Министр внутренних дел по Чеченской Республике обязуется обеспечить ему и членам его семьи своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Производство выплат, предусмотренных Постановлением, до конца срока действия контракта, в качестве отдельного условия в контракте не оговорено.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о социальных гарантиях денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65, должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.
Учитывая изложенное, в рамках заключенного контракта после исключения должности, замещаемой истцом, из списка, денежное довольствие выплачивалось ему в полном объеме в соответствии с условиями контракта. Производство ему предусмотренной Постановлением выплаты было прекращено в установленном порядке и полностью отвечает требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок ее предоставления. Само по себе исключение должности из списка не является нарушением Постановления и приказа МВД № 174дсп, поскольку оно осуществляется в рамках предоставленных МВД России полномочий по реализации данных нормативных правовых актов. То есть, со стороны МВД России, ГУ МВД России по СКФО и МВД по Чеченской Республике в этой части условия контракта соблюдены и в одностороннем порядке не нарушены.
При этом необходимо отметить, что сотрудник органов внутренних дел согласно Закону о службе не только имеет право на получение денежного довольствия, но также в силу статьи 12 Закона о службе обязан знать содержание нормативных правовых актов, регулирующих порядок его предоставления. В связи с этим, при заключении контракта истец должен был в полной мере понимать, на каких условиях и каким образом производятся выплаты, предусмотренные Постановлением, а также знать последствия исключения замещаемой им должности из списков, как в части прекращения предоставления выплаты, так и в части возможного досрочного прекращения контракта.
При этом, истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе. Кроме того, истцу предложено: 1)продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта; 2)досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту; 3)продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республикедо окончания ранеезаключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике; 4)уволиться со службы в органах внутренних дел. Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел. В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о службе изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника,выраженных в письменной формев его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее - рапорт). В соответствии со статьей 20 Закона о службе правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с данным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Законом о службе. Согласно части 1 статьи 21 Закона о службе контракт - это соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено Законом о службе. Таким образом, сотрудник должен был в письменной форме обратиться на имя уполномоченного руководителя, сообщив о принятом решении для определения своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке. Однако истцом не выполненно ни одного из вышеперечисленных процедурных мероприятий. Уполномоченный руководитель нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы прохождения службы, не наделен правами по принятию решений в одностороннем порядке по назначению на иные должности в органах внутренних дел, откомандированию либо увольнению сотрудников соответствующей категории при сложившейся правовой ситуации. Возможность и порядок осуществления дальнейших действий уполномоченного руководителя в сложившейся ситуации Законом о службе не определены. Учитывая, что истец в письменной форме не обратился к уполномоченному руководителю с принятым решением об определении своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке, считают, что он согласился с осуществлением служебных обязанностей по ранее замещаемой контрактной должности с учетом прекращения производства предусмотренных Постановлением выплат. Обращают внимание, что указанное выше уведомление не является односторонним письменным изменением условий контракта, как считает истец, а содержит только уведомление об исключении должности истца из списка контрактных должностей, прекращении производства ему соответствующих выплат, а также возможные варианты прохождения дальнейшей службы в органах внутренних дел. Более того, составление данного документа нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел не предусмотрено, он составлен и подготовлен по личной инициативе МВД по Чеченской Республике, что может дополнительно свидетельствовать об отсутствии у ответчиков намерения нарушить права и законные интересы истца, а наоборот, способствовать последующему прохождению истцом службы в органах внутренних дел. Относительно требований истца о компенсации морального вреда. В рамках рассматриваемого дела истцом не представлено ни одного доказательства факта, причинения ему морального вреда. Кроме того, при решении вопроса о компенсации морального вреда необходимо подтвердить факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию». Просят в иске отказать в полном объеме. Из возражений, поступивших от МВД России следует: «Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 (далее - Постановление) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 Постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью. Порядок и условия производства данных выплат в системе МВД России определены приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 174дсп «О дополнительной выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2012 г. № 23988, далее - приказ МВД России № 174дсп). Согласно приказу МВД России № 174дсп предусмотренные Постановлением выплаты производятся не всем сотрудникам, а замещающим по отдельному контракту должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, включенным в списки, утверждаемые МВД России. С целью реализации Постановления и приказа МВД России № 174дсп в пределах предоставленных Министру внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, полномочий и в соответствии с приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» (далее - приказ МВД России № 923), МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России. Должности в МВД поРеспублике Ингушетияи МВД поЧеченской Республике не вошедшие в списки, замещаются на постоянной основе, и дополнительные выплаты, предусмотренные Постановлением и приказом МВД России № 174дсп, по ним не производятся.
В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности в рамках реализации требований приказа МВД России от 23 июля 2015 г. № 790 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 356» 31 мая 2016 года Министром внутренних дел Российской Федерации были внесены изменения в приказ МВД России № 923 и в список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе.
Должности, не вошедшие в список, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ производство выплат, предусмотренных Постановлением, сотрудникам, не вошедшим в список, сокращено.
Полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации по внесению соответствующих изменений предусмотрены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
Согласно пункту 3 приказа МВД России № 923 в новой редакции начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предоставлены права по внесению изменений без права сокращения штатной численности в Списки должностей МВД по Республике Ингушетия (в пределах выделенной штатной численности - 168 единиц), МВД по Чеченской Республике (в пределах выделенной штатной численности — 360 единиц), подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, а также в Планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, утверждаемые Министром внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, в данном случае идет речь не об изменении условий контракта, заключаемого с сотрудником, а о внесении изменений в список, котором данная должность отнесена к разряду контрактных, и по которым предусмотрено производство соответствующих выплат.
В связи с этим является несостоятельной ссылка истца на нарушение пункта 14 заключенного с ним контракта, согласно которому условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку какие-либо изменения в текст заключенного с истцом контракта не вносились. Более того, подпунктом 4.2 приказа МВД России № 923 начальнику ГУ МВД России по СКФО предписано предусматривать федеральному округу предписано предусматривать в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки должностей МВД Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой должности из списка. Подписывая соответствующий контракт сотрудник тем самым выражает согласие на его досрочное расторжение в случае наступления вышеуказанных обстоятельств.
На момент заключения контракта с истцом, замещаемая им должность была включена в список. Согласно пункту 15 контракта заключенного с истцом контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) на основании пункта 4.2 приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне», что дополнительно подтверждает возможность исключения должности, замещаемой истцом, из списка. Порядок и условия обеспечения истца денежным довольствием регламентированы подпунктом 6.2 контракта, в соответствии с которым Министр внутренних дел по Чеченской Республике обязуется обеспечить ему и членам его семьи своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Производство выплат, предусмотренных Постановлением, до конца срока действия контракта, в качестве отдельного условия в контракте не оговорено.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о социальных гарантиях денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65, должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.
Учитывая изложенное, в рамках заключенного контракта после исключения должности, замещаемой истцом, из списка, денежное довольствие выплачивалось ему в полном объеме в соответствии с условиями контракта. Производство ему предусмотренной Постановлением выплаты было прекращено в установленном порядке и полностью отвечает требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок ее предоставления.
Само по себе исключение должности из списка не является нарушением Постановления и приказа МВД № 174дсп, поскольку оно осуществляется в рамках предоставленных МВД России полномочий по реализации данных нормативных правовых актов. То есть, со стороны МВД России, ГУ МВД России по СКФО и МВД по Чеченской Республике в этой части, условия контракта соблюдены и в одностороннем порядке не нарушены.
При этом необходимо отметить, что сотрудник органов внутренних дел согласно Закону о службе не только имеет право на получение денежного довольствия, но также в силу статьи 12 Закона о службе обязан знать содержание нормативных правовых актов, регулирующих порядок его предоставления. В связи с этим при заключении контракта истец должен был в полной мере понимать, на каких условиях и каким образом производятся выплаты, предусмотренные Постановлением, а также знать последствия исключения замещаемой им должности из списков, как в части прекращения предоставления выплаты, так и в части возможного досрочного прекращения контракта. Как следует из искового заявления, истец не в достаточной мере ознакомился с требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Однако в сложившихся обстоятельствах со стороны ответчиков предприняты все действия, разъясняющие ему последствия исключения его должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе.
Так, истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе. Кроме того, истцу предложено: 1)продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта; 2)досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту; 3)продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике; 4)уволиться со службы в органах внутренних дел. Все вышеперечисленные предложения являются изменением правоотношений на службе в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о службе изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее - рапорт).
В соответствии со статьей 20 Закона о службе правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с данным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Законом о службе.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о службе контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено Законом о службе.
Таким образом, в сложившейся ситуации истец должен был в письменной форме обратиться на имя уполномоченного руководителя, сообщив о принятом решении для определения своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном Законом о службе порядке. Однако истцом не было выполненного ни одного из вышеперечисленных процедурных мероприятий. Уполномоченный руководитель нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы прохождения службы, не наделен правами по принятию решений в одностороннем порядке по назначению на иные должности в органах внутренних дел, откомандированию либо увольнению сотрудников соответствующей категории при сложившейся правовой ситуации. Возможность и порядок осуществления дальнейших действий уполномоченного руководителя в сложившейся ситуации Законом о службе не определены. Учитывая, что истец в письменной форме не обратился к уполномоченному руководителю с принятым решением об определении своего дальнейшего статуса и его оформления в установленном законом порядке, считаем, что он согласился с осуществлением служебных обязанностей по ранее замещаемой контрактной должности с учетом прекращения производства предусмотренных Постановлением выплат.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что указанное выше уведомление не является односторонним письменным изменением условий контракта, как считает истец, а содержит только уведомление об исключении должности истца из списка контрактных должностей, прекращении производства ему соответствующих выплат, а также возможные варианты прохождения дальнейшей службы в органах внутренних дел. Более того, составление данного документа нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение, сдужбы в органах внутренних дел не предусмотрено, он составлен и подготовлен по личной инициативе МВД по Чеченской Республике, что может дополнительно свидетельствовать об отсутствии у ответчиков намерения нарушить права и законные интересы истца, а наоборот, о намерении способствовать последующему прохождению истцом службы в органах внутренних дел.
Считают заявленные требования о компенсации морального вреда необоснованными, поскольку в рамках рассматриваемого дела истцом не представлено ни одного доказательства факта, причинения ему морального вреда. Кроме того, при решении вопроса о компенсации морального вреда необходимо подтвердить факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию».
Просят отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С учетом мнения сторон, требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данный спор в отсутствие названных лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Судом установлено, что между Министерством Внутренних дел Российской Федерации в лице начальника ГУ МВД России по СКФО генерал-полковником полиции ФИО4 подполковником внутренней службы ФИО1 старшим инспектором по социальной работе группы по социальной работе отделения морального - психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Управления МВД России по г.Грозный заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год.
Согласно п.2 выписки из приказа Министерства Внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «О назначении по контракту»: Назначить следующих сотрудников органов внутренних дел, продливших контракт, предусмотренный приказом МВД России от 09.10.2012 года №923: подполковника внутренней службы ФИО1 (А№), на должность старшего инспектора по социальной работе группы по социальной работе отделения морального - психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Управления МВД России по г.Грозный, с ДД.ММ.ГГГГ по контракту сроком на один год, установив должностной оклад по 17 тарифному разряду в размере 15 500 рублей, сохранив ранее установленные надбавки.
Согласно выписки из приказа Министерства Внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «В соответствии с п.6 ч.5 ст.30 и пунктом 2 ч.10 ст.36 Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», освобожден от должности и зачислен в распоряжение Главного управления МВД России по Ростовской области подполковника внутренней службы ФИО1, старшего инспектора группы по социальной работе отделения морального - психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Управления МВД России по г.Грозному Чеченской Республики.
При этом, полномочия начальника ГУ МВД России по СКФО на заключение контрактов о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с сотрудниками, назначаемыми на должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, согласно Спискам должностей, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации предоставлены ему как должностному лицу, пользующемуся правами заместителя Министра, приказом МВД России от 6 мая 2010 г. № 342 (пункт 2.11).
Из справки, выданной УМВД России по г.Грозный, от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в состав денежного довольствия ФИО1 входят: должностной оклад, размер которого составляет 15 500 рублей; доплаты за звание – 12 000 руб., выслугу лет -11 000 руб., класс – 775 руб., государственная тайна – ежемесячная премия – 6875 руб., дополнительные ежемесячные выплаты в размере 100% (оклад в сумме 15 500 руб.) и 300% (3 должностных оклада – 46 500 руб.). В указанном размере денежные средства ФИО1 получал в срок до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата дополнительной ежемесячной выплаты в размере 46 500 руб., что составляет 3 должностных оклада.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 (далее - Постановление) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно исполнительной системы, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в пунктах 1 и 4 Постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.
Порядок и условия производства данных выплат в системе МВД России определены приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 174дсп «О дополнительной выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2012 г. № 23988, далее - приказ МВД России № 174дсп).
Согласно приказу МВД России № 174дсп предусмотренные Постановлением выплаты (в размере трех месячных окладов) производятся не всем сотрудникам, а именно сотрудникам, замещающим штатные должности в МВД по Чеченской Республике общей численностью до 583 единиц, в МВД по Республике Ингушетии общей численностью до 168 единиц, а так же замещающим штатные должности в ГУ МВД РФ по СКФО, указанные в прилагаемом Перечне общей численностью 124 единицы, которым установлен срок выплаты с ДД.ММ.ГГГГ Приложением к приказу №174 дсп имеется Перечень штатных должностей в ГУ МВД РФ по СКФО, замещение которых дает право на получение дополнительной выплаты.
Указом Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 утверждено Положение «О Министерстве внутренних дел РФ», в соответствии с Приказом МВД России от 09 октября 2012 г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне (Приказ МВД России № 923) МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетии и Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России.
С целью реализации Постановления и приказа МВД России № 174дсп в пределах предоставленных Министру внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, полномочий и в соответствии с приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике в подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» (далее - приказ МВД России № 923), МВД России формируются и утверждаются списки должностей МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, направляемыми для прохождения службы в указанных регионах из иных органов, организаций и подразделений МВД России.
Таким образом, исходя из смысла названного законодательства, должности в МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике не вошедшие в списки, замещаются на постоянной основе, и дополнительные выплаты, предусмотренные Постановлением и приказом МВД России № 174дсп, по ним не производятся.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 мая 2016 года №284 «О внесении изменения в пункт 3 приказа МВД России от 09 октября 2012 года №923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Чеченской республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» в пункт 3 приказа МВД России от 09 октября 2012 года №923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Чеченской республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне» слова «583» заменить словами «360».
В целях приведения в соответствие штатной расстановки служб подразделений аппарата МВД по Чеченской Республике после проведенного сокращения штатной численности в рамках реализации требований приказа МВД России от 23 июля 2015 г. № 790 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 356» 31 мая 2016 года Министром внутренних дел Российской Федерации были внесены изменения в приказ МВД России № 923 и в список контрактных должностей, в соответствии с которым было исключено более двухсот должностей, подлежащих замещению на контрактной основе. Должности, не вошедшие в список, переведены в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе.
Полномочия Министра Внутренних дел Российской Федерации по внесению соответствующих изменений предусмотрены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
В связи с внесенными выше изменениями, с 1 июля 2016 года производство выплат, предусмотренных Постановлением, сотрудникам, не вошедшим в список, сокращено.
Согласно пункту 3 приказа МВД России № 923 (новая редакция) начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предоставлены права по внесению изменений без права сокращения штатной численности в Списки должностей МВД по Республике Ингушетия (в пределах выделенной штатной численности - 168 единиц), МВД по Чеченской Республике (в пределах выделенной штатной численности - 360 единиц), подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, а также в Планы комплектования должностей начальствующего состава МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками органов внутренних дел по контракту, перемещенными с их согласия по службе из других регионов Российской Федерации, утверждаемые Министром внутренних дел Российской Федерации.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, представленных суду доказательств, суд пришел к выводу, что в данном случае идет речь не об изменении условий контракта, заключаемого с сотрудником, а о внесении изменений в список, которым данная должность отнесена к разряду контрактных, и по которым предусмотрено производство соответствующих выплат.
В связи с этим является несостоятельной ссылка истца на нарушение условий заключенного с ним контракта, согласно которому условия контракта могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку какие-либо изменения в текст заключенного с истцом контракта не вносились.
Более того, подпунктом 4.2 приказа МВД России № 923 начальнику ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу предписано предусматривать в контрактах с сотрудниками, замещающими должности, включенные в списки должностей МВД Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике, подлежащих замещению сотрудниками, проходящими службу по контракту, с их согласия условие о досрочном прекращении контракта в случае исключения замещаемой должности из Списка.
Подписывая соответствующий контракт сотрудник тем самым выражает согласие на его досрочное расторжение в случае наступления вышеуказанных обстоятельств.
При этом, на момент заключения контракта с истцом, замещаемая им должность была включена в список.
Из п.15 данного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом, следует, что настоящий контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации на основании пункта 4.2 приказа МВД России от 09 октября 2012 года №923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Республике Ингушетия и МВД по Чеченской Республике и подготовленных им территориальных органах МВД России на районом уровне».
Вместе с тем, об изменении условий контракта о службе в МВД по Чеченской Республике, предусмотренного приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 923, истец был уведомлен в установленном законом порядке в письменной форме, о чем свидетельствует его собственноручная подпись от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истцу было предложено: продолжить службу на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, на имеющихся вакантных контрактных должностях, путем заключения контракта (дополнительного соглашения) на новых условиях на срок, действия ранее заключения контракта; досрочное откомандирование в расположение органа (подразделения) внутренних дел субъекта Российской Федерации откуда истец прибыл для прохождения службы по контракту; продолжить службу на постоянной основе в МВД по Чеченской Республике до окончания ранее заключенного контракта, без учета дополнительных выплат, либо путем заключения контракта на новых условиях с Министром внутренних дел по Чеченской Республике; уволиться со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, суд пришел к выводу, что истец был уведомлен МВД по Чеченской Республики об исключении замещаемой им должности из списка должностей, замещаемых на контрактной основе.
Вместе с тем, Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 мая 2016 года №284 «О внесении изменения в пункт 3 приказа МВД России от 09 октября 2012 года №923 «О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД по Чеченской республике и подчиненных им территориальных органов МВД России на районном уровне», на момент разрешения спора по существу не отменен.
При этом, порядок и условия обеспечения истца денежным довольствием регламентированы подпунктом 6.2 контракта, в соответствии с которым Министр внутренних дел по Чеченской Республике обязуется обеспечить ему и членам его семьи своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о социальных гарантиях денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65, должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что в рамках заключенного контракта после исключения должности, замещаемой истцом, из Списка, денежное довольствие выплачивалось ФИО1 в полном объеме в соответствии с условиями контракта.
Вместе с тем, в связи с изменениями, внесенными в Списки должностей, утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации 7 июня 2016 г., и сокращением более двухсот должностей, комплектуемых на контрактной основе в МВД по Чеченской Республике, с ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам, должности которых исключены их Списков, прекращена выплата дополнительных социальных гарантий, предусмотренных пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1174 в размере трех должностных окладов.
Таким образом, требования истца о взыскании в солидарном порядке с Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Главного Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу недополученное денежное довольствие в размере 232 500 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета ежемесячного денежного довольствия в размере 46 500 рублей (15500 должностной оклад х 3), суд считает необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поскольку замещаемая истцом должность была исключена из Списка, которая переведена в разряд должностей, комплектуемых на постоянной основе, в связи с чем дополнительные выплаты были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, все установленные выплаты, кроме дополнительной выплаты в виде 3х окладов 46 500 рублей исходя из должностного оклада в 15 500 рублей ежемесячно, получено истцом в полном объеме, что им не оспорено. Кроме того, законом не предусмотрена солидарная ответственность по выплате денежного довольствия ФИО1 организацией, не являющейся для него работодателем.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Министерству Внутренних дел по Чеченской республике о взыскании в солидарном порядке денежное довольствие за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 500 рублей, компенсации за задержку выплаты денежного довольствия в период ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сумме 11 935 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.
Судья Г.А. Соловьянова