РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Бохан 10 июля 2018 года
Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Орноевой Т.А., при секретаре Болдыревой Л.В., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Боханского района Матвеевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-279/2018 по исковому заявлению прокурора Боханского района к администрации Муниципального образования «Александровское» об обязании устранить нарушения градостроительного законодательства,
установил:
Прокурор Боханского района обратился в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой по поступившей информации Службы архитектуры <адрес> проведена проверка исполнения градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Александровское».
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ч. 13 ст.2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 N 96-03 (ред. от 26.05.2017) "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" за муниципальным образованием «Александровское» закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с ч.4 с. 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с ч.14 ст. 5.1 ГрК РФ обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с ч.18 ст. 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: 1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о, начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; 5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушаниях, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с ч.22 ст. ст. 5.1 ГрК РФ в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны: 1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с ч.24 ст. ст. 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;.7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В соответствии с ч.4 ст. ст. 8.1 ГрК РФ должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны 1) предоставлять по запросу органа, Осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы; 2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке.
В соответствии с ч.5 ст. ст. 23 ГрК РФ на картах генерального плана отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с ч.3 ст. 3(1) Закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-ОЗ «О градостроительной деятельности в Иркутской области» к объектам местного значения, которые необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения области, органов местного самоуправления городского округа области, подлежащим отображению на генеральном плане поселения области, генеральном плане городского округа области, относятся: 1) объекты капитального строительства, в том числе линейные объекты, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; 2) автомобильные дороги местного значения; 3) объекты культурного наследия местного муниципального) значения; 5) объекты физической культуры и массового спорта, в том числе: а) спортивные комплексы; б) плавательные бассейны; в стадионы; 6) объекты образования, в том числе объекты капитального строительства муниципальных образовательных организаций; 7) объекты культуры, в том числе: а) муниципальные архивы; б) муниципальные библиотеки; в) муниципальные музеи; 8) особо охраняемые природные территории и иные особо охраняемые территории местного значения; 9 объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания размещения твердых, коммунальных отходов; 10) объекты, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 11) муниципальный жилищный фонд; 12) массового отдыха населения; 13) городские леса; 14) иные объекты.
В соответствии с ч.1 ст. ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии с ч.7 ст.29.4 ГрК РФ утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
В силу ст.57.1 ГрК РФ федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее-официальный сайт), должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации, в том числе, к правилам землепользования и застройки. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
По результатам проведенной плановой проверки Службой архитектуры <адрес> в деятельности администрации МО «Александровское» выявлены следующие нарушения градостроительного законодательства.
Порядок проведения публичных слушаний на территории МО «Александровское», утвержденный решением Думы МО «Александровское» № от <дата> принят без учета установленных частями 4, 14, 18, 22 статьи 5.1 ГрК РФ требований.
В нарушение требований части 4 статьи 8.1 ГрК РФ материалы решений Думы МО «Александровское» от <дата>№, от <дата>№, вносящие изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Александровское» не направлены в Службу архитектуры <адрес>.
В нарушение части 5 статьи 23 ГрК РФ, части 3 статьи 3(1) Закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области» на картах генерального плана МО «Александровское» отображены объекты, не относящиеся к объектам местного значения поселения и не подлежащие отражению на соответствующих картах генерального плана поселения.
На карте планируемого размещения объектов местного значения (Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры) МО «Александровское» отображены в качестве проектируемых следующие объекты: автозаправочные станции (АЗС), которые в соответствии с действующим законодательством не относятся к объектам местного значения поселений. При этом указанные проектируемые объекты не отражены в положении о территориальном планировании.
В нарушение части 1 статьи 26 ГрК РФ в МО «Александровское» не осуществляется реализация документов территориального планирования, в том числе, путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования, в том числе, путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В нарушение части 20 статьи 45 ГрК РФ в МО «Александровское» не принят муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления.
В нарушение части 2 статьи 57.1 ГрК РФ не обеспечен доступ к внесенным изменениям в правила землепользования и застройки, утвержденные решениями Думы МО «Александровское» от <дата>№, от <дата>№ посредством информационной системы территориального планирования.
Согласно ч.1ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В судебном заседании помощник прокурора просит принять отказ прокурора от исковых требований к администрации МО «Александровское» в части возложения на администрацию МО «Александровское» обязанности - нарушение требований части 4 статьи 8.1 ГрК РФ, а именно: направить в Службу архитектуры <адрес> материалы решений Думы МО «Александровское» от <дата>№, от <дата>№, вносящие изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Александровское»; нарушение части 20 статьи 45 ГрК РФ в МО «Александровское», а именно: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления в связи с добровольным исполнением ответчиком данной части требований. Отказ прокурора Боханского района от части исковых требований к администрации МО «Александровское» принят, о чем судом вынесено определение.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Боханского района Матвеева В.А. требования прокурора Боханского района в оставшейся части поддержала по основаниям и доводам, указанным в иске, просила их удовлетворить и возложить на администрацию МО «Александровское» обязанности устранить нарушения градостроительного законодательства:
- нарушение частей 4, 14, 18, 22 статьи 5.1 ГрК РФ, а именно: внести изменения в «Порядок проведения публичных слушаний на территории МО «Александровское», утвержденный решением Думы МО «Александровское» № от <дата>
- нарушение части 5 статьи 23 ГрК РФ, части 3 статьи 3(1) Закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области», а именно: внести изменения на картах генерального плана МО «Александровское», исключив объекты, не относящиеся к объектам местного значения поселения и не подлежащие отражению на соответствующих картах генерального плана поселения -автозаправочные станции (АЗС);
- нарушение части 1 статьи 26 ГрК РФ в МО «Александровское», а именно: осуществлять реализацию документов территориального планирования, в том числе, путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории;
- нарушение части 2 статьи 57.1 ГрК РФ, а именно: обеспечить доступ к внесенным изменениям в правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы МО «Александровское» от <дата>№, от <дата>№ посредством информационной системы территориального планирования и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель третьего лица - Службы архитектуры <адрес> в направленном в суд отзыве указал на частичное исполнение администрацией МО «Александровское» предписания выданного Службой архитектуры <адрес>. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «Александровское» – и.о. главы администрации Мягкова О.В. в судебное заседание не явилась. В направленном в суд заявлении указала, что с иском ответчик полностью согласен.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск в той части, в которой он поддержан, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, допущенные МО «Александровское» нарушения норм Градостроительного кодекса РФ, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются Актом о результатах проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Александровское» (сельское поселение) законодательства о градостроительной деятельности от <дата>
С указанными исковыми требованиями прокурора ответчик согласен, просит принять признание им иска, последствия признания им иска разъяснены и понятны.
Суд, с учетом исследованных материалов, считает возможным принять признание ответчиком иска, и на этом основании удовлетворить требования прокурора
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая признание ответчиком иска, суд исходит из того, что это не противоречит закону, не нарушает права других лиц, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ответчику разъяснены, а требования истца основаны на нормах градостроительного законодательства и являются полностью обоснованными.
В силу ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения до <дата>, находя его разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Боханского района к администрации Муниципального образования «Александровское» об обязании устранить нарушения градостроительного законодательства удовлетворить.
Обязать администрации Муниципального образования «Александровское» в срок до <дата> устранить нарушения градостроительного законодательства:
- нарушение частей 4, 14, 18, 22 статьи 5.1 ГрК РФ, а именно: внести изменения в «Порядок проведения публичных слушаний на территории МО «Александровское», утвержденный решением Думы МО «Александровское» № от <дата>
- нарушение части 5 статьи 23 ГрК РФ, части 3 статьи 3(1) Закона Иркутской области от 23.07.2008г. № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области», а именно: внести изменения на картах генерального плана МО «Александровское», исключив объекты, не относящиеся к объектам местного значения поселения и не подлежащие отражению на соответствующих картах генерального плана поселения -автозаправочные станции (АЗС);
- нарушение части 1 статьи 26 ГрК РФ в МО «Александровское», а именно: осуществлять реализацию документов территориального планирования, в том числе, путем: подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории;
- нарушение части 2 статьи 57.1 ГрК РФ, а именно: обеспечить доступ к внесенным изменениям в правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы МО «Александровское» от <дата>№, от <дата>№ посредством информационной системы территориального планирования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Т.А. Орноева