ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-279/20 от 22.07.2020 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-279/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 22 июля 2020 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,

при секретаре Хаматхановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Сплавщик» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки, установить контейнеры, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» обратилась в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Сплавщик» (далее СНТ «Сплавщик») о возложении обязанности в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу:

- оборудовать контейнерные площадки для сбора отходов на территории СНТ «Сплавщик» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства;

- установить на территории СНТ «Сплавщик» контейнеры, обустроенные крышками (или оборудовать крышей), предотвращающими возможность попадания в контейнеры атмосферных осадков;

- заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований указано, что СНТ «Сплавщик» расположено на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район», зарегистрировано в качестве юридического лица. В настоящее время на территории СНТ «Сплавщик» отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие требованиям СП 53.13330.2011. Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства и права неопределенного круга лиц. Органы местного самоуправления муниципального образования могут обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц на основании ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Представитель истца администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Котлов С.В. в судебном заседании просил удовлетворить уточненные исковые требования.

Представитель ответчика СНТ «Сплавщик» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного извещен надлежащим образом, возражений на иск в суд не представлено.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статьей 4 Федерального закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ) установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (пункт 1).

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Из положений статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ усматривается, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных указанным Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.

Пунктом 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно пунктам 4, 7 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для СНТ регулируется с учетом специального законодательства, а именно Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила № 1156).

В соответствии с п.п. б) и п.п. в) п. 8(1) Правил № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника, а образующихся на земельных участках - с лицами, владеющими таким участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Указанные положения подтверждаются п.п. б) пункта 148(5) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее Правила № 454), согласно которому условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии со статьей 5 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ членские взносы СНТ используются, в том числе, на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.

Кроме того, в соответствии с пунктом 148(7) Правила № 454, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, типизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В соответствии с Постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 декабря 2017 года N 39п "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Архангельской области": контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2).

Сбор и вывоз ТКО на территории Архангельской области обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 декабря 2017 года N 556-пп, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп (далее - территориальная схема обращения с отходами), на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями (пункт 4).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, и по форме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - договор с потребителями) / (пункт 5).

Для сбора и накопления ТКО в Архангельской области рекомендуется применять контейнеры объемом 1,1 куб.м. Для сбора и накопления крупногабаритных отходов - бункеры объемом 8 куб. м. Региональным оператором на основании договора с потребителями в зависимости от выбранного способа транспортирования и вида специальной техники могут быть применены виды тары с иным объемом накопления. Контейнеры и бункеры должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположены контейнеры, бункеры, оборудована крышей (пункт 32).

С 01.01.2020 на территории Архангельской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – Общество с ограниченной ответственность «ЭкоИнтегратор».

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что СНТ «Сплавщик» является юридическим лицом, организовано и расположено на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район».

В настоящее время на территории СНТ «Сплавщик» отсутствует специально оборудованная контейнерная площадка для сбора отходов, а также не заключен с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В адрес СНТ «Сплавщик» истцом была направлена претензия от 09.04.2020 с просьбой оборудовать на территории СНТ «Сплавщик» контейнерную площадку, соответствующую требованиям СП 53.13330.2011, установить контейнеры. До настоящего времени требования, изложенные в претензии, ответчиком не выполнены.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу, что факт нарушения требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологического законодательства, выразившийся в отсутствии на территории СНТ «Сплавщик» контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Доказательств оборудования на территории СНТ «Сплавщик» специально оборудованной контейнерной площадки для сбора отходов и заключения договора с региональным оператором на вывоз отходов ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства и права неопределенного круга лиц. Члены СНТ «Сплавщик», их гости, которые могут находятся на территории СНТ «Сплавщик» лишены возможности размещать твёрдые коммунальные отходы в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено право органов местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.

Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Заявление предъявлено администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.

Факт отсутствия на территории СНТ «Сплавщик» контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и договора с региональным оператором нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, что может привести к загрязнению окружающей среды, неблагоприятной санитарно-гигиенической ситуации на названной территории. Непринятие надлежащих мер СНТ «Сплавщик» по организации сбора и вывоза отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, заявление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» подано в рамках полномочий, предоставленных ей федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан, круг лиц которых, в данном случае является неопределенным.

При этом сложности финансового характера, вопросы экономической целесообразности не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной законом обязанности.

Оценивая доказательства, представленные сторонами, по правилам ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на ответчика обязанности оборудовать контейнерные площадки, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, наличие необходимых денежных средств.

При таких обстоятельствах суд находит предлагаемый стороной истца срок реальным и достаточным для исполнения решения суда, поэтому срок устранения выявленных нарушений для СНТ «Сплавщик» следует установить в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» освобождена от уплаты при подаче исков в интересах граждан, то с СНТ «Сплавщик» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», поданный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Сплавщик» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки, установить контейнеры, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить.

Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «Сплавщик» в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

- оборудовать контейнерные площадки для сбора отходов на территории СНТ «Сплавщик» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства;

- установить на территории СНТ «Сплавщик» контейнеры, обустроенные крышками (или оборудовать крышей), предотвращающими возможность попадания в контейнеры атмосферных осадков;

- заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества «Сплавщик» в доход бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись С.Ю. Карелина

<данные изъяты>

Мотивированное решение составлено 22 июля 2020 года.