ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/18 от 09.07.2018 Чаунского районного суда (Чукотский автономный округ)

№ 2-27/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 июля 2018 года г. Певек

Чаунский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Пугачёва В.В.,

при секретаре Лыковой В.В.,

с участием прокурора И.В. Дятловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чаунского района, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Певек, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования г. Певек», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Золотой ключик» г. Певек», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная школа с. Айон», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная школа с. Биллингс», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа с. Рыткучи», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ручеек» с. Рыткучи» об обязании соответчиков: - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования г. Певек», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Певек», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Айон», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Биллингс», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Рыткучи», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Рыткучи» обеспечить здания образовательных учреждений, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - об обязании Администрации городского округа Певек обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий,

установил:

Прокурор Чаунского района обратился в суд с иском к Администрации городского округа Певек (далее–Администрация), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования г. Певек» (далее-МБОУ «Центр образования г. Певек»), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Золотой ключик» г. Певек» (далее-МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная школа с. Айон» (далее- МБОУ «Начальная школа с. Айон»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Начальная школа с. Биллингс» (далее-МБОУ «Начальная школа с. Биллингс»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа с. Рыткучи» (далее-МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи»), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ручеек» с. Рыткучи» (далее-МБДОУ «Детский сад «Ручеек») об обязании соответчиков в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить здания образовательных учреждений резервными источниками электроэнергии. В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии с действующим законодательством для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады, а для электроприемников первой категории должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы. В качестве резервного источника питания могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Прокурорской проверкой установлено, что общеобразовательные учреждения не оборудованы резервными источниками электроснабжения в соответствии с их категорией. Администрация, являясь учредителем образовательных учреждений, мер к обеспечению учреждений резервными источниками питания не приняло. Длительным бездействием в части не обеспечения учреждения электроэнергией от независимых взаимно резервирующих источников питания создается реальную угрозу здоровью и безопасности несовершеннолетних, посещающих в образовательные учреждения.

В возражениях на иск прокурора соответчики МБОУ «Центр образования г. Певек», МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик», МБОУ «Начальная школа с. Айон», МБОУ «Начальная школа с. Биллингс», МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи», МБДОУ «Детский сад «Ручеек» исковые требования не признали, указав, что учебные учреждения относятся к 3 категории надежности, что не предполагает наличия резервных источников энергоснабжения. Кроме этого, образовательные учреждения обеспечены резервными источниками выработки электроэнергии, предоставляемыми АО «Чукотэнерго» филиал Чаунская ТЭЦ и МП «Чаунское районное коммунальное хозяйство». Полагают, что необходимость в обеспечении резервных источников энергоснабжения отсутствует.

В возражениях на иск прокурора соответчик Администрация указала, что на образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитания, содержания обучающихся по нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных учреждений. Кроме этого, подача электрической энергии (мощности) на территории городского округа Певек, в том числе образовательных учреждений, осуществляется по третьей категории надежности, не предусматривающей наличие резервных источников питания, в связи с этим, обязанность по обустройству учреждений дополнительными резервными источниками электроэнергии отсутствует. Поскольку прокурором не указаны виды и мощность резервных источников электроэнергии, способы обустройства зданий образовательных учреждений, исполнение решения суда в случае его удовлетворения не представляется возможным. В связи с этим, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурором в суд в порядке ст. 39 ГПК РФ подано уточнение исковых требований, в котором прокурор разграничил ранее заявленные требования и просит: - обязать МБОУ «Центр образования г. Певек», МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик», МБОУ «Начальная школа с. Айон», МБОУ «Начальная школа с. Биллингс», МБДОУ «Детский сад «Ручеек» обеспечить здания образовательных учреждений электроэнергией от двух, а МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи» трех независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - обязать Администрацию городского округа Певек обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.

Протокольным определением суда от 30 мая 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне соответчиков привлечено Управление социальной политики Администрации городского округа Певек (далее-Управление).

В возражениях на уточненные исковые требования Администрация указала, что все указанные в иске образовательные учреждения в селах Биллингс, Айон и Рыткучи имеют резервные источниками энергоснабжения в виде дизельных электростанций, эксплуатируемых специалистами МП «ЧРКХ». Образовательные учреждения, расположенные в г. Певеке, так же обеспечены резервными источниками энергоснабжения в виде резервных дизель–генераторов Чаунской ТЭЦ. В связи с этим, просит в иске прокурора отказать в полном объеме.

В письменных возражениях на уточненные исковые требования прокурора Управление иск не признало, просило в его удовлетворении отказать.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске и уточнениях основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представители Администрации, МБОУ «Центр образования г. Певек», МБОУ «Начальная школа с. Айон», МБОУ «Начальная школа с. Биллингс», МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи», МБДОУ «Детский сад «Ручеек» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Представители МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» и Управления надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. «г, ж» п. 2 ст. 11).

Согласно пп. 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 г. №204 (далее-ПУЭ) определены критерии отнесения электроприемников к той или иной категории надежности электроснабжения:

В соответствии с п. 1.2.17 ПУЭ категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. Сетевые организации при осуществлении технологического присоединения энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства юридических и физических лиц к электрическим сетям определяют категорию надежности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии и фиксируют ее в технических условиях и акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

На основании п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п. 1.2.19 Правил, для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

В силу п. 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Согласно п. 5.1 "Свода правил по проектированию и строительству" СП 31-110-2003, утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.11.2003 N194, вступивших в действие с 01.01.2004 года, электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

Как следует из материалов дела, в августе 2017 г. прокуратурой Чаунского района проведена проверка соблюдения требований законодательства обеспечения образовательных учреждений городского округа Певек резервными источниками питания на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки в адрес соответчиков и Управления направлены требования об устранении выявленных недостатков (т. 1 л.д. 5, 6-18).

Как установлено судом, в образовательных учреждениях отсутствуют резервные (альтернативные) источники электроснабжения этих учреждений, электроснабжение осуществляется лишь через электросети от внешних источников.

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что соответчики как учреждения образования и воспитания относятся ко второй, а МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи» к 1 категории электроприемников, которое в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, а МБОУ «Средняя школа с. Рыткучи» от трех источников.

Суд находит несостоятельными доводы соответчиков о наличии в образовательных учреждениях резервных источников энергоснабжения, поскольку бесспорных, относимых и допустимых доказательств обратного, свидетельствующих об обеспечении образовательных учреждений независимыми взаимно резервирующими источниками питания, отвечающим предъявляемым требованиям по количеству и независимости, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ни в ходе подготовки дела, ни в судебном заседании соответчиками не представлено. Суд не может принять в качестве допустимых доказательств представленные Администрацией письма МП «ЧРКХ» и АО «Чукотэнерго» - филиал Чаунская ТЭЦ, поскольку они не подтверждены иными допустимыми доказательствами, подтверждающим изложенную в них информацию.

При таких обстоятельствах, суд находит, что исковое требование об обязании муниципальных бюджетных образовательных учреждений обеспечить здание электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания основано на законе и подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора об обязании Администрации городского округа Певек обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, все указанные в иске образовательные учреждения является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основании Уставов, утвержденных постановлением Администрации Чаунского муниципального района от 23 декабря 2015 г. №232, 233, 234, 235, 236, 237 (т.1 л.д. 19-24, 25 обор. сторона, 26-31, 32-38, 39-44, 45-50, 51-56, 57).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что учредителем и собственником имущества перечисленных образовательных учреждений является Администрация городского округа Певек.

Согласно разделу 6 Уставов учреждений, источниками формирования финансовых ресурсов являются бюджетные средства, предоставляемые в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.

Согласно Уставу городского округа Певек к полномочиям органов местного самоуправления относятся финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (т.2 л.д.46-80).

Кроме этого, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поскольку выполнение работ по обеспечению перечисленных образовательных учреждений независимыми взаимно резервирующими источниками питания потребует выделение учреждениям дополнительных финансовых средств, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора о возложении на Администрацию обязанности финансового обеспечения выполнения указанных работ.

При таких обстоятельствах, суд находит, что требование прокурора об обязании Администрации городского округа Певек профинансировать работы по оборудованию образовательных учреждений городского округа независимыми взаимно резервирующими источниками питания основано на законе и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Чаунского района удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования г. Певек» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес> электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Певек» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Айон» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Биллингс» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Рыткучи» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Рыткучи» обеспечить здание образовательного учреждения, расположенное по <адрес>, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа Певек обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, на него может быть принесено представление в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 июля 2018 г.

Судья В.В. Пугачёв