ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/19 от 03.01.2019 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2019-000027-35

Дело № 2-27/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2019 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Оленникова А.А.,

при секретаре судебного заседания Боржевец Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27/2019 по иску прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, ФИО1 ФИО12 об аннулировании отметки в охотничьем билете,

Установил:

07.02.2019 г. в Тунгусско-Чунский районный суд обратился прокурор Эвенкийского района Красноярского края в лице заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В. с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, ФИО1 об аннулировании отметки в охотничьем билете, мотивируя исковые требования следующим.

Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения требований законодательства регламентирующего охрану, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, при осуществлении полномочий по государственному контролю и надзору в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что 29.07.2011 года ФИО1 государственным инспектором Эвенкийского территориального отдела, службы по охране и контролю использования объектов животного мира и среды обитания Красноярского края ФИО13 выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором проставлена отметка «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» (далее - отметка).

Проставление таких отметок предусмотрено п. 11 приказа Минприроды Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» для категорий охотников, указанных в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Статьей 12 названного Закона № 209-ФЗ установлены различные виды охоты, в том числе, любительская и спортивная охота (п. 2 ст. 12), охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (п. 7 ст. 12).

Согласно п. 11 ст.1 и ст. 14 Закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота – это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

Из смысла ст. 19 Закона № 209-ФЗ следует, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В соответствии с Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, к традиционной хозяйственной деятельности относятся: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), переработка продукции животноводства, собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак), разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства, бортничество, пчеловодство, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции, земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений, заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений), добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Указанный перечень является исчерпывающим. В качестве традиционного вида деятельности в перечне любительская и спортивная охота не предусмотрена.

Согласно записей в трудовой книжке, ФИО1 осуществлял следующую трудовую деятельность:

– с 23.01.2014 по 30.09.2017 трудовая деятельность в должности <данные изъяты>

– с 01.10.2017 по сегодняшний день трудовая деятельность в должности <данные изъяты>

Кроме того, ФИО1 в период с 01.10.2017 года по сегодняшний день осуществляет трудовую деятельность по совместительству в <данные изъяты>.

Таким образом, ФИО1 занимается охотой не в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а любительской и спортивной охотой в целях личного потребления, охота для него не является единственной основой существования, следовательно, он не имеет право осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений). Соответствующая отметка в его охотничьем билете подлежит аннулированию.

В связи с указанными выше доводами процессуальный истец просил суд: признать ФИО1 утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений.

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии <данные изъяты> выданном ФИО1 ФИО14, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района Оленников А.А., исковое заявление поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 написал заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с занятостью на работе. С иском согласен. (л.д. 30).

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, но заместителем министра ФИО2, действующим на основании Распоряжения Губернатора Красноярского края от 17.01.2019 № 12-рг., представлен в суд отзыв на иск от 01.03.2019 г. № 77-02553, из которого следует, что Министерство, не имеет возможности снять указанную отметку самостоятельно, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства (л.д. 31-34).

В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Учитывая указанные выше нормы международного и гражданского процессуального права, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков при имеющейся явке и на основании представленных в материалы дела доказательств.

Выслушав в судебном заседании доводы помощника прокурора Эвенкийского района Оленникова А.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Эвенкийского района обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с защитой интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 года № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ), охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

В силу статьи 19 Закона об охоте охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 (далее – Порядок), при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

Вышеуказанная отметка в охотничьем билете проставляется лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, осуществляющим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.

Исходя из вышеизложенного, следует, что отметка в охотничьем билете не может быть проставлена только лишь на основании документов, подтверждающих принадлежность лица к коренным малочисленным народам Севера (далее – КМНС) и длительное постоянное время проживающему в <...>, территория которого относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

Лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, но проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, вышеуказанная отметка в охотничьем билете может быть проставлена лишь в случае, если ведение охоты является для них основой существования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КНМС.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет серию и номер, выдается органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона № 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца (далее - охотничий билет) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом Минприроды от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета».

Согласно п. 12 Порядка записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.

Таким уполномоченным органом на территории Красноярского края является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 18.08.2017 № 206-уг «О внесении изменения в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Постановлением Правительства от 27.11.2017 № 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края. Согласно пп. 9 п.3.8 Положения в компетенцию министерства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, входит выдача и аннулирования охотничьих билетов, регистрации охотничьих билетов в государственном охотхозяйственном реестре.

Как следует из обстоятельств дела, ФИО1 29.07.2011г. службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором на странице 3 имеется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов необходимом для удовлетворения личного потребления». Отметка проставлена уполномоченным должностным лицом ФИО15 (л.д.6-7).

Из объяснения ФИО1 от 22.01.2019 г. (л.д. 11-12), следует, что со слов местных охотников ему стало известно, что ему, как не работающему пенсионеру, разрешено добывать зверей, пушнину, рыбу без лицензии и соответствующих документов, и проставить соответствующий штамп в охотничьим билете. В связи с чем, он обратился к инспектору охотнадзора ФИО16. с просьбой проставить штамп, после чего он ему проставил штамп в охотбилете. Когда проставили штамп не помнит. Начиная с 2011 года, он фактически не охотился, на охоту не выезжал, животных не добывал. Дополнительно лицензии на добычу животных не приобретал, в связи с тем, что не охотился.

Копией трудовой книжки ФИО1 подтверждается (л.д. 8-10):

- запись 21 от 23.01.2014 принят на должность <данные изъяты> (Приказ № 4 от 28.01.2014);

- запись 22 от 30.09.2017 уволен на основании п.5 ст.77 ТК РФ в связи с переводом <данные изъяты> (Приказ № 119 от 18.09.2017);

- запись 23 от 01.10.2017 принят на должность <данные изъяты> (Приказ № 01-71 от 01.10.2017);

- запись 24 от 01.10.2017 принят на работу по совместительству на должность <данные изъяты> (Приказ № 01-72 от 01.10.2017).

Таким образом, вышеуказанными доказательствами подтверждается, что для ФИО1 охота не является единственным источником существования, следовательно, на протяжении длительного периода времени ФИО1 имел право на проставление отметки в охотничьем билете предусмотренный п.11 Порядка, незаконно.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что указанная отметка, позволяющая осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления, проставлена в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном ФИО1 29.07.2011г. незаконно, в связи с чем, иск прокурора Эвенкийского района подлежит удовлетворению, следует признать ФИО1 утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений, а так же обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления" в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном 29.07.2011 года, ФИО1 ФИО17, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края также в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Прокурором заявлен иск неимущественного характера, который удовлетворен судом в полном объеме.

Следовательно, государственная пошлина в доход местного бюджета по правилам абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ должна быть взыскана с ответчика ФИО1 в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, ФИО1 ФИО18 об аннулировании отметки в охотничьем билете – удовлетворить.

Признать ФИО1 ФИО19 утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений.

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления" в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном 29.07.2011 года ФИО1 ФИО20, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 ФИО21 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления) в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 25.03.2019 г.