ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/19 от 06.02.2019 Джидинского районного суда (Республика Бурятия)

Гражданское дело № 2-27/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Петропавловка 06 февраля 2019 г.

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Ванчиковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Джидинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Геопост» о понуждении встать на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Джидинского района РБ обратился в суд с иском к ООО «Геопост» о понуждении встать на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, который мотивирован тем, что на территории общества с ограниченной ответственностью «Геопост», расположенного и зарегистрированного по адресу: <адрес>, Республики Бурятия, расположено два стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: печь отопления, расположенная в административном здании, отопительный водогрейный котел в здании гаража. Отопление производится углем. При сжигании угольного топлива в котельной в атмосферу поступают следующие вещества: углерод (сажа), азот (II) оксид (азота оксид), углерод оксид, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), сера диоксид (ангидрид сернистый), азот диоксид (азот (IV)оксид), пыль неорганическая: 70-20% двуокиси кремния. Согласно части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Проверкой установлено, что ООО «Геопост» заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подана. По выявленному нарушению директору организации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. До настоящего времени ООО "Геопост" нарушение не устранено. Неисполнение обществом обязанности по постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду приводит к нарушению принципов охраны окружающей среды, в том числе обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как указанные платежи не поступают в бюджет и, следовательно, не используются для формирования программ по восстановлению окружающей природной среды, на выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения. Кроме того, уклонение ответчика от внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду затрагивает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Геопост» встать на учет в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Джидинского района РБ Цыбикова Ю.В. заявленное требование поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. Просила определить срок ответчику для устранения нарушения до 01.05.2019 г.

Представитель ООО «Геопост» в судебное заседание не явился, имеется телефонограмма от директора ФИО1 о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования ФИО2, действующая по доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1-3 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктом 10 Правил, ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Согласно постановлению Правительства РБ от 30.11.2009 № 447 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования» данная служба ведет в форме реестров государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Пункт 2.1.7 Положения).

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории общества с ограниченной ответственностью «Геопост», расположенного и зарегистрированного по адресу: <адрес>, Республики Бурятия, расположено два стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: печь отопления, расположенная в административном здании, отопительный водогрейный котел в здании гаража. Отопление производится углем. Однако, ООО «Геопост» заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования не подана. По выявленному нарушению директору организации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Общество с ограниченной ответственностью «Геопост» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица. Директор общества ФИО1

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости, за ООО «Геопост» по адресу: <адрес> зарегистрированы производственная база, гаражные боксы.

Из ответа Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение ООО «Геопост» на выброс вредных (загрязняющих) веществ на объект, расположенный по адресу: <адрес>, не выдавалось. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Геопост» заявка о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду для включения в региональный государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, не подавалась.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного в порядке ст.45 ГПК РФ иска прокурора и удовлетворении заявленного искового требования, поскольку ответчиком в нарушение вышеуказанных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды выявленное прокуратурой района нарушение не устранено, соответствующая заявка о постановке на учет ООО «Геопост» в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду для включения в региональный государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ответчиком не подавалась.

Суд считает возможным определить ответчику срок для устранения нарушения до 01.05.2019 г., руководствуясь при этом требованиями ст.206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным с учетом мнения истца для решения вопроса, связанного с устранением выявленного нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Джидинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Геопост» удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Геопост» в срок до 01 мая 2019 г. встать на учет в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня оглашения через Джидинский районный суд Республики Бурятия.

Судья Е.В.Игумнова