ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/20 от 25.09.2020 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-27/20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Московский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Самойловой Е.В.,

при секретаре Закаровой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес>» к ФИО1 о признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, признании отсутствующим обременения, обязании возвратить земельный участок, прекращении существования земельного участка, восстановлении сведений о земельных участках в ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, признании отсутствующим обременения, обязании возвратить земельный участок, прекращении существования земельного участка, восстановлении сведений о земельных участках в ЕГРН. В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления ФИО1 между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером площадью 130 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1.4.1 договора на земельном участке расположено здание мини-маркета, разрешенное использование земельного участка согласно пункту 1.5 договора под здание мини-маркета. В соответствии со сведениями ЕГРН ФИО1 принадлежит на праве собственности здание мини-маркета площадью 65,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>А. Постановлением Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>А» ФИО1 была утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , на кадастровом плане территории, предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на три года земельного участка площадью 251 кв.м по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления арендатора, во исполнение Постановления Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (образованного из земельных участков с кадастровыми номерами и ) площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> участок передан ФИО1 по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. Право аренды зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации . Постановлением Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» постановление Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>А» признано утратившим силу. В порядке реализации права, установленного п.9 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, между ответчиком и истцом был заключен аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером . То есть ответчиком по ее заявлению уже было реализовано право, как собственником объекта, на приобретение земельного участка площадью 130 кв.м, под объектом недвижимости и необходимого для его использования. На земельном участке с кадастровым номером какие-либо объекты недвижимости, находящиеся в собственности ФИО1, не имеются. Соответственно, действия связанные с последующим оформлением прав на земельный участок площадью 120 кв.м, не имеют под собой каких-либо правовых оснований. Постановление Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>А» отменено, сделка - договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является не соответствующей закону, а именно статье 168 ГК РФ. Поскольку ответчик не мог претендовать на приобретение прав на земельный участок площадью 120 кв.м с кадастровым номером , формирование земельного участка с кадастровым номером также не основано на нормах действующего законодательства. На основании изложенного, истец просит признать договор аренды от 19.04.2019г. земельного участка с кадастровым номером площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений <адрес>» и ФИО1 недействительной (ничтожной) сделкой; признать отсутствующим обременения земельного участка с кадастровым номером площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в виде права аренды ФИО1 сроком по ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика возвратить истцу по акту приема-передачи земельный участок площадью 251 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; прекратить существование земельного участка с кадастровым номером площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, путем снятия с государственного кадастрового учета; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика в суде заявленные исковые требования не признала. Указала, что действующее в настоящее время законодательство в области государственного кадастрового учета в качестве внесения изменений в записи кадастрового учета основание в виде прекращения существования земельного участка не предусматривает. Основание в виде «прекращения существования объекта недвижимости», в данном случае земельного участка, фактически не возможно, поскольку уничтожить земельный участок нельзя. Данное основание предусмотрено только для объектов недвижимости созданных искусственно, т.е. зданий, сооружений. Следовательно, при заявлении требований о прекращении следует установить наличие (либо отсутствие) каких-либо признаков недвижимого имущества. В исковом заявлении истец не указывает в связи с чем он прекратил существование. По этой причине заявленные требования в данной части не могут быть удовлетворены. Снятие с кадастрового учета земельного участка, о котором просит истец, происходит в заявительном порядке. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения собственника с заявлением в органы кадастрового учета с целью внесения сведений, связанных с изменением данных кадастрового учета. В том случае, если будет удовлевторено исковое заявление в части расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:100407:4982, у Управления Росреестра возникает соответствующая обязанность по внесению изменений, связанных с ранее внесенными записями о правах аренды. Однако отмена договора аренды не возлагает соответствующей обязанности на органы кадастрового учета, ввиду несоблюдения процедуры внесения изменений. Таким образом, до тех пор пока истец не предпримет все возможные меры для внесения изменений в органах кадастрового учета, нельзя говорить о законности и обоснованности его требований, связанных с расторжением договора аренды, поскольку на сегодняшний день на земельном участке с кадастровым номером располагается объект недвижимости, собственником которого является ответчик. Как до внесения изменений в сведения кадастрового учета относительно земельных участков с номерами и , так и после образования единого участка с номером , и в том и в другом случае на них и на вновь образованном участке располагался и располагается объект недвижимости, принадлежащий ответчику в виде здания магазина, что подтверждается документами, на основании которых истец принимал постановление , вносил ранее соответствующие изменения в виде перераспределения и заключал договор аренды. В противном случае, полагает, что действия со стороны истца следует рассматривать, как злоупотребление своими полномочиями, что явно вытекает из постановления , где указано, что оно принято ввиду наличия судебного акта , в удовлетворении которого было отказано, что еще раз подтверждает нелегитимность постановления . В случае расторжения договора и восстановления из архива сведений о земельных участках и , это не лишает ответчика права на новое обращение с заявлением о перераспределении ввиду того, что объект недвижимости располагается на двух земельных участках.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ в суде просила отказать в удовлетворении требований истца о снятии с кадастрового учета земельного участка и восстановлении в ЕГРН прежних сведений о земельных участках. Пояснила, что согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ФИО1 Земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами и . На государственный кадастровый учет был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус «учтенный». Сведения о границах указанного земельного участка внесены в ЕГРН на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО2 Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный кадастровый учет земельного участка проведен в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент его постановки на учет. Согласно сведениям ЕГРН в пределах земельного участка с кадастровым номером располагается нежилое здание - мини-маркет с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности ФИО1 В соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО3 в связи с изменением сведений о местоположении и площади здания с кадастровым номером , указанный объект недвижимости расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами и Метод определения координат характерных точек контура здания, части (частей) здания кадастровым инженером указан как метод спутниковых геодезических измерений (определений), который предусматривает осмотр местности с выездом. Таким образом, усматривается, что кадастровый инженер выезжал на местность с целью определения подходящих мест для закрепления точек и измерения расстояний между ними, проверки сведений о наличии здания на земельном участке. Закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. Основанием для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета может быть его преобразование или прекращение существования. Отмена ненормативного акта Исполнительного комитета <адрес> не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленного на учет в соответствии с требованиями закона земельного участка. В настоящем случае процедура преобразования «учтенного» в ЕГРН земельного участка не осуществлялась. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета. Однако ранее истец в Управление по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался, акты и действия Управления не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на Управление, в отношении которого не доказан факт нарушения прав истца, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон. Таким образом, поскольку приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, требования о снятии земельного участка с кадастрового учета являются противоречащими положениям Закона о регистрации. У истца отсутствуют объективные препятствия к реализации прав собственника на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке.

Представитель третьего лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица МКУ «Комитет потребительского рынка <адрес>» в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

В соответствии с положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок общей площадью 130 кв.м кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов по адресу: <адрес>А.

На земельном участке расположено здание мини-маркета (пункт «а» 1.4.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.5 договора, разрешенное использование земельного участка: под здание мини-маркета.

Договор заключен сроком на три года до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 на праве собственности принадлежит здание мини-маркета площадью 65,60 кв.м кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>А.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>» ФИО1 была утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>, образуемого путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами и (категория земель - земли населенных пунктов); установлен для земельного участка вид разрешенного использования - магазины (код 4.4); предварительно согласовано предоставление ФИО1 в аренду сроком на три года земельного участка; установлен срок действия настоящего постановления 2 года; установлено, что ФИО1 имеет право обратиться без доверенности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Постановления Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 251 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок передан ФИО1 по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. Право аренды зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером , данный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами и . В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером . Зарегистрировано обременение объекта недвижимости - аренда ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» постановление Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>» признано утратившим силу.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес> о признании недействительным полностью постановления Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> «О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

В удовлетворении заявления отказать.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

На основании вышеизложенного, учитывая, что постановлением Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» постановление Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления гражданке ФИО1 земельного участка по <адрес>» признано утратившим силу, исковые требования истца о признании недействительным договора аренды от 19.04.2019г. земельного участка с кадастровым номером , площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» и ФИО1, и признании отсутствующим обременение земельного участка в виде аренды земельного участка ФИО1 сроком по ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым обязать ФИО1 передать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером , площадью 251 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

На основании пункта 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

На основании пункта 3 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Согласно статье 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

До ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.

Поскольку установленных в вышеуказанном законе оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета по делу не имеется, то в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельного участка с кадастрового учета. Отмена истцом ненормативного акта не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленного на учет в соответствии с требованиями закона земельного участка.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Однако истец к Управлению Росреестра по РТ ранее по вопросу снятия спорного земельного участка с кадастрового учета не обращался, его акты или действия не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на Управление Росреестра по РТ обязанности по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка и восстановлению в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельных участках с прежними кадастровыми номерами противоречит нормам действующего законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации истцом прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, в материалы дела не представлено.

Поскольку собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельного участка в установленном законом порядке, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований истца о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 16:50:100407:4982 площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, путем снятия с государственного кадастрового учета и восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 16:50100407:260 и 16:50:100407:30 не имеется.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» удовлетворить частично.

Признать недействительным договор аренды от 19.04.2019г. земельного участка с кадастровым номером 16:50:100407:4982, площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> и ФИО1.

Признать отсутствующим обременение земельного участка с кадастровым номером , площадью 251 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в виде аренды земельного участка ФИО1 сроком по ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1 передать муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером , площадью 251 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 6000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд <адрес>.

Судья: Самойлова Е.В.