ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2013 от 31.01.2013 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Гражданское дело № 2-27/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рязань 31 января 2013 года.

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Климаковой Л.И.,

с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошиной Н.Н.,

представителя органа, принявшего оспариваемы нормативный акт – председателя Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – ФИО1, представившей удостоверение,

представителя заинтересованного лица- главы администрации муниципального образования- Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области- ФИО2, представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению и.о прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкина С.Н. о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части в порядке главы 24 ГПК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкин С.Н. обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части в порядке главы 24 ГПК РФ.

В обоснование заявленных требований и.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкин С.Н. указал, что статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение б/н от 24.04.2010 утверждено «Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение» (в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 № 3 «О внесении изменений в Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение»). Согласно статьи 30 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. Как следует из пункта 3.6 Положения, заказчик вправе провести закрытый конкурс по согласованию с органом местной администрации, ответственным за экономическую политику.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, в редакции решения Совета депутатов Окского сельского поселения от 28.03.2012г. № 12, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Рязанской области от 26.04.2012г. за Государственным регистрационным номером RU 625153142012001, опубликованного в «Информационном вестнике Окского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области» от 10.05.2012 года № 3 администрация сельского поселения и её структурные подразделения таким органом не являются.

Согласно абзаца 2 пункта 3.8 Положения, заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250 тыс. рублей в течение квартала, что противоречит пункту 3 статьи 42 Федерального закона, в соответствии с которым заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Абзацем 5 пункта 3.8 Положения, предусмотрено, что при размещении муниципального заказа посредством запроса котировок, заказчик направляет запрос котировок не менее чем 3 лицам.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок.

Согласно абзаца 10 пункта 3.8 Положения, заказчик рассматривает представленные котировки на основе составленной таблицы заявок, что противоречит статье 47 Федерального закона, в соответствии с которой котировочные заявки рассматриваются котировочной комиссией.

Пунктом 3.9 Положения определён перечень случаев, в которых проводится размещение контракта у единственного поставщика. Указанный перечень ограничен восемью пунктами. При этом абзацем 2 данного пункта установлено, что размещение муниципального контракта у единственного источника в иных случаях не допускается.

Между тем, статьей 55 Федерального закона определены иные случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Кроме того, третье предложение пункта 4.7 Положения, предусматривающее размещение информации об обеспечении заявки на участие в конкурсе, противоречит пункту 4 статьи 20 и пункту 15.1 части 4 статьи 22 Федерального закона.

В частности, Положением установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в конкурсе указывается в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Тогда как, указанное требование в соответствии с пунктом 4 статьи 20 и пунктом 15.1 части 4 статьи 22 Федерального закона, должно указываться в конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 38 Устава, актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов является Устав. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской федерации, а также Уставу (Основному Закону) Рязанской области, законам и иным нормативным правовым актам Рязанской области, настоящему Уставу.

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением и просит суд признать абзацы 2, 5, 10 пункта 3.8, абзац 2 пункта 3.9, третье предложение пункта 4.7 в части «указывания в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участке в закрытом конкурсе» «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 24 апреля 2010 года б/н (в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 № 3) - недействующими.

В судебном заседании помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошина Н.Н. заявление и.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкина С.Н. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и просила суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель органа, принявшего оспариваемы нормативный акт – председатель Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – ФИО1 в судебном заседании возражений на заявленные требования и.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкина С.Н. не высказала.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - ФИО2 в судебном заседании требования и.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкина С.Н. признал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время ведется работа о приведении в соответствие «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение» (в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 №3 «О внесении изменений в Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение») требованиям федерального закона и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, порядок и последствия прекращения производства, предусмотренные ст. ст. 220-221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.

Выслушав стороны и, исследовав письменные доказательства, предоставленные сторонами в силу ст.56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Рязанского района Рязанской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

Целью судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является лишение юридической силы нормативного акта, противоречащего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а задачей - защита прав неопределенного круга лиц, на который распространяется действие оспоренного нормативного акта.

Из главы 24 ГПК РФ следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов, противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В своих Постановлениях (Постановление от 16 июня 1998 г. N 19-П, Постановление от 11 апреля 2000 г. N 6-П, Постановление от 18 июля 2003 г. N 13-П, Постановление от 27 января 2004 г. N 1 -П) Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что суды общей юрисдикции вправе при установлении противоречия оспоренного нормативного правового акта закону признать его (оспоренный акт) недействующим, то есть не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Из изложенных правовых позиций и предписаний закона следует, что суд своим решением в случае выявления противоречия оспоренного нормативного акта закону прекращает действие такого акта, лишая его юридической силы.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение б/н от 24.04.2010 года было утверждено «Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение» в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 года № 3 «О внесении изменений в Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение».

Статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из пункта 3.6 Положения, заказчик вправе провести закрытый конкурс по согласованию с органом местной администрации, ответственным за экономическую политику.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, действующего в редакции решения Совета депутатов Окского сельского поселения от 28.03.2012года № 12, и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Рязанской области от 26.04.2012года за Государственным регистрационным номером RU 625153142012001, опубликованного в «Информационном вестнике Окского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области» от 10.05.2012 года № 3 администрация сельского поселения и её структурные подразделения таким органом не являются.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3.8 указанного Положения, заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250 тыс. рублей в течение квартала, что противоречит пункту 3 статьи 42 Федерального закона № 94-ФЗ, в соответствии с которым заказчик, как уполномоченный орган, не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Абзацем 5 пункта 3.8 Положения, предусмотрено, что при размещении муниципального заказа посредством запроса котировок, заказчик направляет запрос котировок не менее чем 3 лицам.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок.

Согласно абзаца 10 пункта 3.8 Положения, заказчик рассматривает представленные котировки на основе составленной таблицы заявок, что противоречит статье 47 Федерального закона, в соответствии с которой котировочные заявки рассматриваются котировочной комиссией.

Пунктом 3.9 Положения определён перечень случаев, в которых проводится размещение контракта у единственного поставщика. Указанный перечень ограничен восемью пунктами. При этом абзацем 2 данного пункта установлено, что размещение муниципального контракта у единственного источника в иных случаях не допускается.

Между тем, статьей 55 Федерального закона определены иные случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Кроме того, третье предложение пункта 4.7 Положения, предусматривающее размещение информации об обеспечении заявки на участие в конкурсе, противоречит пункту 4 статьи 20 и пункту 15.1 части 4 статьи 22 Федерального закона.

В частности, Положением установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в конкурсе указывается в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Тогда как, указанное требование в соответствии с пунктом 4 статьи 20 и пунктом 15.1 части 4 статьи 22 Федерального закона № 94-ФЗ, должно указываться в конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 38 Устава, актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов является Устав. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской федерации, а также Уставу (Основному Закону) Рязанской области, законам и иным нормативным правовым актам Рязанской области, настоящему Уставу.

Таким образом, абзацы 2, 5, 10 пункта 3.8, абзац 2 пункта 3.9, третье предложение пункта 4.7 в части «указывания в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участке в закрытом конкурсе» «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 24 апреля 2010 года б/н в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 года № 3 являются недействующими и не подлежащими применению, как противоречащие имеющим большую юридическую силу Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доказательств внесения изменений и дополнений в «Положение о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение Советом депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области суду не представлено и сторона на них не ссылается, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемые прокурором Рязанского района полномочия противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора и полагает необходимым признать нормы абзацев 2, 5, 10 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 3.9, третье предложение пункта 4.7 в части «указывания в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участке в закрытом конкурсе» «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 24 апреля 2010 года б/н в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 года № 3 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, иных споров по настоящему делу не заявлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление и.о. прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкина С.Н. о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части в порядке главы 24 ГПК РФ удовлетворить.

Признать абзацы 2, 5, 10 пункта 3.8, абзац 2 пункта 3.9, третье предложение пункта 4.7 в части «указывания в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участке в закрытом конкурсе» «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 24 апреля 2010 года б/н (в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 № 3)- недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области опубликовать в средстве массовой информации - газете «Информационный вестник МО Окское сельское поселение Рязанского Муниципального района Рязанской области» сообщение о признании нормы абзацев 2, 5, 10 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 3.9, третье предложение пункта 4.7 в части «указывания в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участке в закрытом конкурсе» «Положения о муниципальном заказе муниципального образования - Окское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 24 апреля 2010 года б/н (в редакции решения Совета депутатов от 01.07.2010 № 3), послевступления указанного решения в суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья Л.И.Климакова