ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2014 от 21.01.2014 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 21 января 2014 года     г.Лангепас

 Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи С.В. Василькив,

 при секретаре Г.И. Хайруллиной,

 с участием истца ФИО1,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Татарстан» о возмещении ущерба вследствие потери багажа, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Авиакомпания «Татарстан» о возмещении ущерба вследствие потери багажа, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что при авиаперелете рейсом <данные изъяты> авиакомпанией «Татарстан» был утерян ее багаж, сданный к перевозке ДД.ММ.ГГГГ Далее она обратилась с письменной претензией к ответчику о возмещении ущерба, причиненного вследствие утери багажа с приложением оригинала багажной квитанции. Из ответа на данную претензию следовало, что авиакомпания признала факт потери багажа и обещала перечислить истцу сумму ущерба в размере <данные изъяты>. Однако на ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Авиакомпания «Татарстан» свою обязанность по возмещению ущерба не выполнила. Просит суд взыскать сумму причиненного ей ущерба в размере <данные изъяты>, неустойку в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.

 Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в иске.

 Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания «Татарстан» ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, будучи опрошенной в ходе выполнения судебного поручения в Советском районном суде г. Казани, против удовлетворения требований истца возражала, в своем отзыве на исковое заявление пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 103 Воздушного Кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж оставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. ОАО «Международный аэропорт «Уфа» обратилось в ОАО «Авиакомпания Татарстан» с письмом № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении материалов по факту неприбытия багажа пассажирки рейса <данные изъяты> ФИО1 В претензионном заявлении, составленном в ОАО «Международный аэропорт «Уфа» подписанном заявителем, в графе Ф.И.О. заявителя неверно указано имя (прим. вместо Фаниля - Фания). В связи с допущенной ошибкой в претензионном заявлении, ответчику пришлось два раза рассматривать его претензионной комиссией ОАО «Авиакомпания «Татарстан», что заняло не малое количество времени. Согласно ст. 119 Воздушного Кодекса РФ и Варшавской конвенции от 12.10.1929 г. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности перевозчик несет ответственность в размере 20 долларов США за килограмм веса багажа. Как следует из представленных претензионных материалов, вес потерянного багажа ФИО1 составил 27 кг, соответственно, сумма подлежащая возмещению составляет <данные изъяты> долларов США (<данные изъяты> кг). В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами, т.е. Воздушным Кодексом РФ. Воздушным Кодексом РФ, Варшавской конвенцией от 12.10.1929 г. предусмотрена максимальная ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждения багажа. Других видов ответственности, или же начисление штрафов (пени) воздушным законодательством не предусмотрено. В своем исковом заявлении истец руководствуясь п.6 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. просит выплатить за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3 % цены выполнения работы (оказания услуги). В соответствии с предоставленными расчетами истца размер неустойки составляет <данные изъяты> Однако, в силу п.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Согласно ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Таким образом, с учетом положений ст. 151 ГК РФ размер компенсации морального вреда в денежном выражении должен определяться на основании конкретных обстоятельств спора с учетом представленных истцом доказательств характера причиненных физических и нравственных страданий. Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, следовательно, правовые основания для удовлетворения требования истца в данной части отсутствуют.

 В силу ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.

 Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, <данные изъяты> ФИО1 был осуществлен авиаперелет рейсом <данные изъяты> маршруту Анталия-Уфа, перевозчиком выступило ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Авиаперелет подтверждается предоставленными истцом электронным билетом и посадочными талонами.

 ОАО «Международный аэропорт «Уфа» было составлено претензионное заявление по факту неприбытия багажа, принадлежащего ФИО1, которое было направлено в адрес ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Согласно претензии был утерян багаж без объявленной ценности весом 27 кг.

 ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено письмо с просьбой сообщить о судьбе ее багажа и порядке компенсации за его утерю. ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком был дан ответ, согласно которому ОАО «Авиакомпания «Татарстан» признало факт потери багажа и что в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ и Варшавской Конвенции от ДД.ММ.ГГГГ перевозчик несет ответственность в размере <данные изъяты> долларов США за килограмм веса багажа. Таким образом, сумма, подлежащая возмещению составляет <данные изъяты> долларов США, которую ответчик обязался перечислить истцу почтовым переводом по ее адресу.

 Однако до настоящего времени обязательство ответчиком не исполнено.

 Как следует из п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Аналогичные требования содержатся и в ст. 103 Воздушного кодекса РФ, согласно которой по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

 В силу ст.ст. 792, 793 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в сроки определенные в порядке, предусмотренным транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Так, согласно п. 1 ст. 118 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность за утрату багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи багажа. Багаж считается принятым к перевозке с момента его регистрации в аэропорту отправления (п. 121 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).

 При этом, как прямо указано в п. 3 ст. 119 Воздушного кодекса РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии в международными договорами Российской Федерации.

 Правоотношения, возникающие из договора международной воздушной перевозки, регулируются Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929, далее - Варшавская конвенция).

 В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В частности, Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять норму закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом.

 Таким образом, положения Варшавской конвенции являются обязательными для Российской Федерации и подлежат применению на всей ее территории. При этом нормы Варшавской конвенции, как международного договора, имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.

 Согласно ст. 22 Варшавской конвенции ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

 В случае утери или порчи багажа перевозчик, в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ, несет ответственность в следующих размерах:

 - за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

 - за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;

 - за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

 Размер ущерба, причиненного ФИО1, был определен ответчиком и составил 20 долларов США за килограмм веса багажа, в общей сумме <данные изъяты> долларов США <данные изъяты><данные изъяты>), по курсу <данные изъяты>. на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Указанная сумма сторонами не оспаривается.

 Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты>

 Договор перевозки пассажира в соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ представляет собой возмездный договор, содержание которого заключается в оказании перевозчиком услуги потребителю. Поэтому к отношениям, возникающим из такого договора, применимы положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», поскольку такой вид отношений с участием потребителей, как договор перевозки, регулируется и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Иными словами, статья 15 Закона о защите прав потребителей, предусматривающая компенсацию морального вреда потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, а также ст. 28 Закона о защите прав потребителей, предусматривающая взыскание неустойки за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) в рассматриваемой ситуации применимы лишь в том случае, если указанные вопросы не урегулированы ни международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), ни специальным законодательством.

 Ни Варшавская конвенция, ни Воздушный кодекс РФ не предусматривают обязанности перевозчика компенсировать пассажиру моральный вред вследствие утери багажа. Также указанными нормативными правовыми актами не урегулирован вопрос о взыскании неустойки (пени) за нарушение обязательства о возмещении ущерба вследствие утери багажа. Однако Варшавская конвенция предусматривает общую норму, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа (ст. 19 Варшавской конвенции).

 Суд считает, что Варшавская конвенция устанавливает лишь некоторые правила (как следует из её названия и содержания) и не регулирует все без исключения отношения между перевозчиком и потребителем транспортных услуг, в том числе и в части возможности компенсации морального вреда и взыскании неустойки. Поэтому Закон о защите прав потребителей, предусматривающий компенсацию причинённого потребителю морального вреда, как и взыскание неустойки за нарушение сроков оказания услуги, в этой части не противоречит нормам международного права, а дополняет их, устанавливая меры дополнительной правовой защиты интересов пассажиров. Таким образом, пассажир имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ему вследствие утери багажа при международной воздушной перевозке, а также на взыскание неустойки вследствие нарушения сроков по исполнению обязательства по возмещению ущерба вследствие утери багажа.

 Размер неустойки, заявленной истцом, рассчитан следующим образом: за период с 30 августа 2013 года (следующий день после уведомления от ответчика о перечислении возмещения) по 06 ноября 2013 года - 68 дней, неустойка за 1 день просрочки <данные изъяты>

 В силу п.п. 1 п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителя в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

 Однако сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). (п.п. 4 п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

 Исходя из вышеизложенного, сумма неустойки не может превышать сумму ущерба в размере <данные изъяты>, следовательно, взысканию с ответчика подлежит сумма неустойки в размере <данные изъяты>

 В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

 В силу ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости.

 В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что испытывала дискомфорт и определенные переживания вследствие обстоятельство и последствий вызванных утерей багажа, нервничала, поскольку длительное время не имела возможности компенсировать, за счет полученных от ответчика денежных средств утерянный багаж 4 членов семьи, ввиду чего в семье истца сложилась неблагоприятная, раздражительная обстановка, в силу неясности вопроса о возмещении причиненного ей ущерба вследствие утраты багажа.

 При указанных обстоятельствах, учитывая требования разумности и справедливости, принимая во внимание индивидуальные особенности истицы, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, необоснованно завышен, и требование истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.

 Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма ущерба в размере <данные изъяты>, сумма неустойки в размере <данные изъяты>, а также компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>

 В соответствии с п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В силу изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере <данные изъяты>

 В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Учитывая, что истцы по искам о защите прав потребителя освобождены от уплаты государственной пошлины, при указанных обстоятельствах с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Татарстан» в пользу ФИО1 <данные изъяты> в качестве возмещения ущерба, причиненного потерей багажа, <данные изъяты> неустойки за нарушение сроков исполнения обязательства по возмещению ущерба, <данные изъяты> штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда, а всего <данные изъяты>

 Взыскать с открытого акционерного общества «Авиакомпания «Татарстан» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>

 В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд.

 Председательствующий                                                  С.В. Василькив