ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2017 от 31.05.2017 Карагинского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2 - 27/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Оссора Карагинского района Камчатского края 31.05.2017 г.

Карагинский районный суд Камчатского края в составе: судья - Фоменко Е.И., при секретаре судебного заседания Дольчук А.Н., с участием прокурора – помощника прокурора Карагинского района Галсанова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Карагинского района ФИО1, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Карагинского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства – металлического корпуса судна,

УСТАНОВИЛ :

в ходе проведённой прокуратурой района проверки экологической ситуации в п. Оссора на территории, прилегающей к береговой линии бухты Оссора Карагинского муниципального района, обнаружен металлический корпус судна (баржа) в окончательной стадии коррозии, который утратил свои потребительские свойства и не может использоваться, эксплуатироваться по своему прямому назначению, т.е. относится к отходам производства и подлежит утилизации. Наличие указанных отходов производства в нарушение законодательства об охране окружающей среды приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу безопасности здоровья людей и опасности загрязнения водного объекта, что нарушает право неопределенного круга граждан на экологическое благополучие и благоприятную окружающую среду. В исковом заявлении прокурор просил возложить на администрацию Карагинского муниципального района в срок до 1 августа 2017 года ликвидировать несанкционированную свалку в виде металлического корпуса судна в окончательной стадии коррозии, находящийся на береговой линии бухты Оссора Карагинского муниципального района по географическим координатам .

В суде прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, однако полагал надлежащим и единственным ответчиком по иску администрацию МО ГП «п. Оссора». Дополнительно пояснил, что установить собственника останков судна не удалось, регистрационные номера на корпусе судна отсутствуют.

Представитель ответчика – администрации Карагинского муниципального района - ФИО3 в суде иск не признала. Полагала, что, поскольку корпус судна не является видом бытовых отходов, а относится к производственным отходам, не находится на территории, подконтрольной администрации района, последняя не может быть надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика – администрации МО ГП «п. Оссора» - будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание после отложения, состоявшегося по его инициативе, не явился. Ранее в заседаниях суда заявлял о непризнании иска.

Выслушав прокурора, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению с учётом дополнений.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 1 ст. 55 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" определено, что органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Часть 1 статьи 56 Водного кодекса РФ устанавливает запрет сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).

Ст. 65 Водного кодекса России определяет, что водоохранной зоной моря является территория, которая примыкает к береговой линии моря и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Береговая линия (граница водного объекта) для моря определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.

По данным акта проверки прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на берегу бухты на территории п. Оссора Карагинского муниципального района Камчатского края в координатах в 5 метрах от уреза морской воды в период отлива находится брошенное судно в окончательной стадии коррозии, в металлическом корпусе которого имеются коррозийные отверстия, фрагмент корпуса судна с правой стороны его носовой части отсутствует, вследствие чего морская вода попадает внутрь. Механических агрегатов, содержащих горюче-смазочные материалы, проводки и иного оборудования в корпусе судна не имеется, бортовой номер судна не читается.

В соответствии с приложением № 1 "Описание границ муниципального образования - городское поселение "поселок Оссора" к Закону Корякского автономного округа от 22 февраля 2005 года № 6-оз "О территории и границах муниципального образования - "поселок Оссора" граница территории городского поселения "поселок Оссора" проходит в общем южном направлении по береговой линии пролива Литке, огибая Оссорскую косу, затем по береговой линии бухты Оссора до точки мыса ФИО4.

Таким образом, останки судна находятся на территории муниципального образования п. Оссора.

Нахождение на территории городского поселения металлического корпуса судна в стадии коррозии, учитывая, что в период морских приливов он полностью находится в воде, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что является основанием для признания исковых требований обоснованными.

Поскольку судно таковым фактически не является в силу утраты потребительских качеств, длительности пребывания в воде под воздействием внешних факторов, что не оспаривалось сторонами, к моменту рассмотрения настоящего дела представляет собой промышленные отходы (металлолом), к нему должны применяться нормы законодательства об отходах.

По показаниям свидетеля ФИО2 в момент его прибытия в п. Оссора в 1993 г. остатки судна уже находились на берегу, никаких данных по регистрации в ГИМС этих судов невозможно обнаружить, даже если таковая проводилась, т.к. какие либо номера, опознавательные данные отсутствуют.

Суд констатирует, что установление прежнего собственника металлических остатков корпуса судна невозможно в отсутствие идентифицирующих данных изделия.

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённым с 1.07.2002 г., согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Поскольку речь идёт о территории посёлка, то собственником отходов является МО ГП "Оссора", соответственно полномочия по распоряжению отходами принадлежат органам местного самоуправления МО ГП "Оссора".

Таким образом, с учетом всех установленных обстоятельства дела, суд полагает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, возложении на администрацию МО ГП «п. Оссора» обязанности ликвидировать свалку отходов.

Испрашиваемый в иске срок для устранения выявленных нарушений, в отсутствие мотивированных возражений, суд находит обоснованным и достаточным.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

иск заместителя прокурора Карагинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «поселок Оссора» ликвидировать в срок до 01.08.2017 г. несанкционированную свалку в виде металлического корпуса судна, находящегося на береговой линии бухты Оссора Карагинского муниципального района в географических координатах .

Решение может быть обжаловано в Суд Камчатского края в течение месяца с момента его вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы в Карагинский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 5 июня 2017 г.

Судья -