Дело № 2-27/2021
УИД 48 RS 0001-01-2020-003861-34
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при секретаре Шевляковой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Металл Трейд», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права собственности, признании права собственности отсутствующим, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района города Липецка, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Металл Трейд» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в состояние пригодное для его использования по назначению.
В ходе рассмотрения дела процессуальный истец изменил требования, предъявив их к ООО «Металл Трейд», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, признании отсутствующим права собственности ООО «Металл Трейд» на указанный объект, возложении обязанности на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обязанности принять защитное сооружение в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению склада в состояние, в пригодное для использования по назначению.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в ходе проведенной проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны <данные изъяты>, вместимостью 900 человек, однако, состояние убежища не соответствует технико-эксплуатационным характеристикам и в настоящий момент сооружение непригодно к эксплуатации в качестве убежища, поскольку не обеспечивает защиту от расчетных поражающих факторов. Собственником указанного объекта является ООО «Металл Трейд» на основании договора купли-продажи. Первоначально данное сооружение было приватизировано АО «Центролит», но в силу действовавшего на тот момент законодательства не подлежало приватизации и не было включено в План приватизации. Следовательно, все последующие сделки по отчуждению указанного объекта - ничтожны в силу закона. Защитное сооружение гражданской обороны является собственностью Российской Федерации, в связи с тем, что право собственности ООО «Металл Трейд» на указанный объект возникло на основании ничтожной сделки, оно должно быть признано отсутствующим. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, которое и обязано совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению склада в состояние, в пригодное для использования по назначению либо снятию данного объекта с учета.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района города Липецка Карих О.Н. исковые требования с учетом заявления об изменении предмета иска поддержала.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка» по доверенности ФИО1 иск полагал подлежащим удовлетворению, поскольку собственником защитных сооружений гражданской обороны является Российская Федерации и действия, направленные на приведение сооружения в пригодное для использования, либо снятие объекта с учета должны совершаться соответствующим уполномоченным органом государственной власти.
Представитель ответчика ООО «Металл Трейд» по доверенности ФИО2 ранее в судебных заседаниях иск не признала, полагает, что защитное сооружение непригодно для использования, необходимо снятие объекта с учета, как пришедшего в негодность.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в письменных возражениях иск не признал, объяснив, что предъявив заявление в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, истец изменил одновременно предмет и основания, что нарушает требования процессуального законодательства и свидетельствует о недобросовестности истца. Кроме этого, собственником защитного сооружения является ООО «Металл Трейд», которое в течение длительного времени использовало объект и привело его в ненадлежащее состояние. Именно собственник, т.е. ООО «Металл Трейд», обязан содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии, в связи с чем, в удовлетворении иска МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях следует отказать.
Представитель ООО «Металл Трейд», представитель ответчика МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, представители третьих лиц ГУ МЧС России по Липецкой области, АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено с учетом положений главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка», исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 № 3020-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 3 приложения №1 к постановлению от 27 декабря 1991 №3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года №327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу пункта 3.1.2 Правил в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (пункт 1.2 Правил).
Судом установлено, что в нежилом здании по адресу: <адрес>, расположено сооружение гражданской обороны - встроенное защитное сооружение №.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района города Липецка проверки установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе встроенное защитное сооружения № распложенное в подвале, принадлежат на праве собственности ООО «Металл Трейд» с 26.10.2018 года.
В ходе проверки соблюдения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, проведенной прокуратурой Советского района города Липецка, также установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны подтоплено, доступ в него ограничен.
Согласно информации МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезмерным ситуациям г. Липецка» объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, является встроенным защитным сооружением, год ввода в эксплуатацию – 1987 года (инв. №), площадью 784 кв.м, вместимостью 900 человек (инв. №), в реестре Росимущества №, в реестре МЧС России имеет инвентарный №, сведения об эксплуатирующей организации отсутствуют.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) №, утвержденному главой города Липецка 22 августа 2018 года, защитное сооружение гражданской обороны имеет следующие недостатки: в несущих и ограждающих строительных конструкциях убежища имеются дефекты и повреждения, протечки. В помещениях убежища сыро. В помещениях имеются следы подтопления грунтовыми водами. Защитно - герметические и герметические двери находятся в неисправном состоянии. В ограждающих конструкциях незащищенные отверстия, через которые возможно сообщение внутренних помещений убежища с атмосферой. В стенах некоторых помещений имеются несанкционированные устроенные отверстия и проемы. В настоящее время герметичность не обеспечивается. Гидроизоляция убежища нарушена. Состояние входных (основных и запасных дверей): защитно-герметические и герметические двери в неисправном состоянии. На всех дверях имеются следы ржавчины. Уплотняющая резина на защитных устройствах имеет многочисленные трещины. Механизмы задраивания неисправны, затворы дверей прижимают не плотно. Смазка отсутствует. Внутренние двери помещений частично демонтированы. Защитные оголовки в неисправном состоянии. Входы, тамбуры и аварийный вход не загромождены. Входной лестничный пролет имеет разрушения. Полы, потолки, стены убежища имеют множественные следы протечек и подтоплений. Герметизация стен и перекрытий нарушена. Система вентиляции находится в неисправном состоянии. Вентиляторы и ФП частично демонтированы и неисправны. Противовзрывные устройства в неисправном состоянии. Система электроснабжения находится в неисправном состоянии. Освещение в помещениях отсутствует. Система электроснабжения и осветительные приборы демонтированы. Дизель-генератор демонтирован. Система водоснабжения находится в неисправном состоянии, демонтирована. Водоснабжение осуществлялось от водопроводных сетей завода «Центролит». Емкость с аварийным запасом воды в количестве 4 шт., объемом 1 куб.м. каждая, находятся в нерабочем состоянии. Система забора воды в емкость неисправна. Система канализации принудительная, находится в неисправном состоянии. Сантехнические приборы неисправны, частично демонтированы. Система отопления: центральное водяное от сетей завода «Центролит» через калорифер вентиляционного отсека с приводом движения воздуха в нерабочем состоянии. Инженерно-технические системы (воздуховоды, водопроводы, теплоснабжение, канализация, электросети) находятся в нерабочем состоянии. Системы жизнеобеспечения находятся в нерабочем состоянии и не соответствуют нормативным показателям по производительности и герметичности сооружения и защите от OB, РВ, БС и не обеспечивают непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение установленного времени. Проведение ежегодных осмотров и регламентных работ не осуществляется; телефонная связь и система радиотрансляции в нерабочем состоянии; убежище необходимым инвентарем, приборами, имуществом и инструментом не укомплектовано. Акт о проверке убежища на герметичность отсутствует. Необходимая эксплуатационно-техническая документация, согласно Перечня, установленного требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 отсутствует в полном объеме, за исключением паспорта на ЗС ГО.
На момент проведения проверки состояние защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемое ООО «Металл Трейд», его ограждающих конструкций, защитных устройств и оборудования инженерно-технических систем оценивается как не готово к приему укрываемых.
Согласно паспорту № убежища (противорадиационного укрытия) <данные изъяты>, защитное сооружение было построено в 1987 году, принадлежит Липецкому литейному заводу «Центролит», убежище имеет технические характеристики: вместимость - 900 человек, общая площадь - 784 кв.м, количество входов – 3, количество аварийных выходов - 2, класс защиты убежища – третий.
Указанное защитное сооружение гражданской обороны расположено нежилом здании «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты> непосредственно встроенное защитное сооружение находится в полуподвале лит. подА указанного нежилого здания, что никем не оспаривалось.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником здания «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>, является ООО «Металл Трейд», право собственности зарегистрировано 26.10.2018 года.
В соответствии с данными паспорта убежища (противорадиационного укрытия» №) указанный объект ранее эксплуатировался Липецким завод «Центролит», который в 2012 году прекратил деятельность и решением Арбитражного суда Липецкой области признан несостоятельным (банкротом).
Из материалов дела следует, что решением Комитета по управлению госимуществом Липецкой области № 512 от 22.10.1992 года утвержден План приватизации ГП «Липецкий Центролит».
Согласно пунктам 8 и 9 раздела 2 «Основные характеристики объекта» Плана объекты гражданской обороны, включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, предложено передать указанные объекты в муниципальную и государственную собственность.
Согласно договору от 07.12.1992 года (Приложение № 3), заключенному между Комитетом по управлению госимуществом Липецкой области и АО «Липецкий Центролит», объекты гражданской обороны передаются АО «Липецкий Центролит» в хозяйственное ведение.
Однако, несмотря на утвержденный план приватизации защитное сооружение гражданской обороны – убежище № по адресу: Липецк, <адрес>, вошло в состав приватизированных предприятием объектов, так как фактически находится в лит. <данные изъяты> полуподвал в нежилом здании (Цех товаров народного потребления) с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>
Впоследствии ООО «ПланетаСтрой» в лице конкурсного управляющего ФИО3 заключило с ИП ФИО4, действующим в интересах и по поручению ООО «Металл Трейд», договор купли-продажи от 24.09.2018 года, в числе прочих объектов недвижимости продан Цех товаров народного потребления с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>.
Объект недвижимости «Цех товаров народного потребления» с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>, является предметом договора № 122019/721П-722П-31 от 13.12.2019 года об ипотеке (залоге недвижимости), заключенного ООО «Металл Трейд» с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", а также предметом договоров об ипотеке № К/4/48-00/19-00004-301 от 31.07.2020 года, № К/4/48-00/19-00001-301 от 10.12.2019 года и № К/2/48-00/19-00010-301 от 01.12.2019 года, заключенных ООО «Металл Трейд» с ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие".
Возражая против заявленных требований, представитель МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях сослалась на то, что именно собственник убежища, т.е. ООО «Металл Трейд», обязан содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии.
Однако суд полагает указанные доводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно п.6 ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 г. N 2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2.1.37унктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрено, что защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
До вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24.12.1993 г. N 2284, которая полностью запретила переход в частную собственность граждан и юридических лиц особо значимых объектов для обеспечения публичных интересов, как защитные сооружения гражданской обороны, приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации.
Названным Положением был определен механизм закрепления и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, а именно: предусмотрено заключение договора о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения и имущества гражданской обороны.
Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года указано, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны.
В случае выкупа государственного и муниципального имущества объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Данный договор с правопреемником может быть заключен исключительно собственником объекта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. N 461 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тамбовской и Липецкой областей.
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Липецкой области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях.
Решение о передаче объекта (защитного сооружения гражданской обороны) в пользование кому-либо собственником не принималось.
Следовательно, обязанность по контролю за техническим состоянием защитного сооружения, совершению действий, направленных на снятие объекта с учета, как пришедшего в негодность, возложена на МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях.
Тот факт, что в качестве собственника спорного объекта в Едином государственном реестре недвижимости указано ООО «Металл Трейд» не может служить основанием, для отказа в удовлетворении иска к МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, поскольку право собственности за АО Липецкий «Центролит» на защитное сооружение гражданской обороны было зарегистрировано без законных на то оснований ввиду того, что, как на момент осуществления приватизации, так и на момент отчуждения спорного помещения ООО «ПланетаСтрой» и впоследствии - ООО «Металл Трейд», защитное сооружение гражданской обороны не подлежало приватизации и должны было быть исключено из состава имущества приватизируемого предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из того, что ООО «ПланетаСтрой» и в свою очередь - ООО «Металл Трейд» приобрели защитное сооружение гражданской обороны у неуправомоченного лица, данный объект не подлежал отчуждению, поскольку в силу вышеприведенных норм права может находиться только в государственной собственности, суд приходит к выводу о том, что договор купли-продажи от 24.09.2018 года, заключенный между ООО «ПланетаСтрой» и ООО «Металл Трейд» является ничтожной сделкой в силу закона вне зависимости от такого признания.
Собственником спорного объекта недвижимости является Российская Федерация, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Однако, в связи с тем, что путем внесения недостоверной записи в ЕГРН о праве собственности ООО «Металл Трейд» на всё нежилое здание «Цех товаров народного потребления» общей площадью 11607,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>, в том числе и на находящееся в нем в лит. подА полуподвал защитное сооружение гражданской обороны – убежище № нарушено право Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании права собственности ООО «Металл Трейд» на лит. <данные изъяты> полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>, в котором фактически находится защитное сооружение гражданской обороны – убежище №, отсутствующим являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя их предмета заявленных прокурором требований, который направлен, в том числе на восстановление права собственности Российской Федерации на спорный объект, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны – убежище <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>.
Согласно пп.2 п.1 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях (пункт 9).
Одной из задач государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой.
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства: защитное сооружение гражданской обороны – убежище № кому-либо в установленном порядке в пользование не передано, не находится при этом и в пользовании уполномоченного органа государственной власти, длительное время в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания, с учетом того, что действия по приведению объекта в пригодное для использования по назначению состояние, либо по снятию объекта с учета, как пришедшего в негодность, могут быть инициированы исключительно собственником объекта, возложение обязанности принять объект в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых соответствует требованиям действующего законодательства, в области гражданской обороны, в связи с чем, требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального срока, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, - 2 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
РЕШИЛ:
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны – убежище <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенное в лит. <данные изъяты> полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>.
Признать отсутствующим право собственности ООО "Металл Трейд" на лит. <данные изъяты> полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>.
Данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ООО "Металл Трейд" на лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты> и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - убежище <данные изъяты> общей площадью 784 кв.м., расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты>
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять защитное сооружение гражданской обороны – убежище <данные изъяты> общей площадью 784 кв.м., расположенное в лит. подА полуподвал в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, владение <данные изъяты> в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию укрываемых и приведению защитного сооружения в состояние, в пригодное для использования по назначению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Д.А. Никулин
мотивированное заочное решение
изготовлено 11 марта 2021 года.