ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2021 от 10.06.2021 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-27/2021

УИД 75RS0019-01-2020-001137-78

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сретенск 10 июня 2021 года

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,

при секретаре Долгих Е.К.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с июля 1980 года по 01 апреля 2019 года она проработала в Комитете по финансам администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и ей как муниципальному служащему с 01.01.2020 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 19 820 руб. 01 коп. Согласно решению Совета муниципального района «Сретенский район» от 17.09.2019 г. № 41-РНП «О пенсии за выслугу лет, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления» размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из среднемесячного денежного содержания за последние полные 12 месяцев муниципальной службы. При расчете общей суммы доходов за 12 месяцев ответчиком необоснованно была исключена сумма отпускных за июнь 2018 г., что привело к занижению среднемесячного денежного содержания и, следовательно, размера пенсии. По мнению истца, размер ее дохода за последние 12 месяцев с учетом отпускных должен составлять 742 924 руб. 99 коп., а не 642 954 руб. 29 коп. как указано в справке об установлении пенсии. В таком случае среднемесячное денежное содержание составляет 61 910 руб. 42 коп. (742 924, 99 : 12). Таким образом, пенсия за выслугу лет с учетом стажа муниципальной службы, индексации и суммы страховой пенсии должна быть начислена в размере 25 404 руб. 41. из расчета: 61 910 руб. 42 коп. х 75 % (процент за стаж муниципальной службы) - 22 052 руб. 39 коп. (страхования пенсия) х 1,042 (индексация пенсии). В настоящее время размер пенсии за выслугу лет составляет у истца 19 820 руб. 01 коп., следовательно, ежемесячная недоплата составляет 5 584 руб. 40 коп. (25 404, 41 - 19 820,01).

На основании изложенного, истец просит обязать ответчика производить ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет в размере 25 404, 41 с декабря 2020 г. и взыскать недоплату с января по ноябрь 2020 г. в сумме 61 428 руб. 40 коп.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила требования, просила обязать ответчика производить ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет с 01 января 2020 г. в размере 25 869 руб. 72 коп., произвести перерасчет выплаченной пенсии.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что исключение из общего дохода муниципального служащего для исчисления среднего заработка и пенсии за выслугу лет суммы отпускных является необоснованным и противоречит установленным действующим законодательством гарантиям муниципальному служащему, на которого в полном объеме распространяются права государственного служащего. Решение Совета муниципального района «Сретенский район» от 24.12.2020 г. № 85-РНП об исключении из расчета среднемесячного денежного содержания времени нахождения муниципального служащего в очередном отпуске не соответствует региональному и федеральному законодательству и ухудшает положение муниципальных служащих Сретенского района по сравнению с положением государственных гражданских служащих Забайкальского края. Кроме того, указанное решение было принято после того как истцу была рассчитана и начислена пенсия. На дату назначения пенсии отсутствовал нормативно-правовой акт, предусматривающий порядок исчисления пенсии за выслугу лет, следовательно, администрация должна была руководствоваться региональным законодательством - постановлением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013 г. № 444. Также обратила внимание суда на то, что при исключении из расчета среднемесячного денежного содержания периода нахождения служащего в очередном отпуске, ответчик должен был заменить исключаемый период заработной платой и только после этого разделить общую сумму доходов на 12 месяцев, чего сделано не было и привело к занижению среднемесячного денежного содержания и, следовательно, к уменьшению пенсии за выслугу лет.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на то, что размер дохода истца за последние 12 месяцев, предшествующих назначению пенсии, составил 642 954 руб. 29 коп., исходя из которого было рассчитано среднемесячное денежное содержание в сумме 55 829 руб. 86 коп. с учетом индексации в размере 4,2 % и начислена пенсия за выслугу лет в размере 19 820 руб. 01 коп. Состав выплат, входящих в денежное содержание, определен Решением Совета муниципального района «Сретенский район» от 24 декабря 2020 года № 85-РНП, согласно которому время нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также начисленные за это время суммы не учитываются при исчислении среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет. Указанное не нарушает права истицы на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как ухудшение положения муниципального служащего, поскольку назначение и выплата пенсии за выслугу лет отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые вправе, исходя из бюджетных возможностей, вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Основные условия социальных гарантий в области пенсионного обеспечения предоставляемые муниципальным служащим Сретенского района сходны по своим основным параметрам гарантиям, установленным для государственных гражданских служащих Забайкальского края.

Представитель третьего лица - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О муниципальной службе в РФ») муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Согласно ч.1 ст. 24 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Правовое положение муниципальных служащих в Забайкальском крае урегулировано Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае".

В соответствии с частью 3 статьи 11 указанного Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Решением Совета муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 17 сентября 2019 года № 41-РНП утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Сретенский район» (далее - Положение), вступившее в законную силу с 01 января 2020 г. и применяемое в том числе к лицам, которым до вступления в силу настоящего Положения была установлена ежемесячная доплата к пенсии (пункт 1 статьи 8 Положения).

Согласно части 1, 2 статьи 1 Положения лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципального района «Сретенский район», прекратившие муниципальную службу после 08 августа 1996 года при наличии минимального стажа муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с должности муниципальной служб; пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета муниципального района «Сретенский район» (статья 2 Положения).

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из среднемесячного денежного содержания за последние полные 12месяцев муниципальной службы, предшествующих по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях», включая начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, установленные в соответствии с федеральным и краевым законодательством, с учетом стажа муниципальной службы, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» на момент вынесения решения о назначении пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного содержания. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного содержания за стаж муниципальной службы. При этом размер пенсии не может превышать 75 процентов от среднемесячного денежного содержания (статья 3 Положения).

Индексация размера пенсии за выслугу лет производится одновременно с индексацией денежного содержания (должностного оклада) муниципальных служащих в соответствии с бюджетом муниципального района на соответствующий финансовый год на основании правого акта администрации муниципального района «Сретенский район» ( ч. 6 ст. 6 Положения).

Решением Совета муниципального района «Сретенский район» от 24 декабря 2020 года № 85-РНП утвержден Порядок определения размера среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «Сретенский район» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка при определении среднемесячного денежного содержания муниципальных служащих учитываются: а) месячный оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, б) месячный оклад муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином муниципальной службы, в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, е) ежемесячное денежное поощрение, ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

К денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями в соответствии с действующим законодательством Забайкальского края.

Кроме вышеуказанных выплат для определения среднемесячного денежного содержания учитывается также надбавка к должностному окладу за почетные звания, ученую степень, ученое звание (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка расчет среднемесячного денежного содержания производится исходя из выплат, указанных в пунктах 2, 3 Порядка за последние полные 12 месяцев муниципальной службы, предшествующих по выбору муниципального служащего, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (далее - расчетный период).

Начисления по единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 3 окладов денежного содержания и материальной помощи в размере 2 оклада денежного содержания учитываются за один отпускной период (пункт 6 Порядка).

При исчислении среднемесячного денежного содержания из расчетного периода исключаются время нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются (пункт 7 Порядка).

Размер среднемесячного денежного содержания при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка времени нахождения муниципального служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы выплат, указанных в пунктах 2-3 настоящего Порядка, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка время нахождения муниципального служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности, размер среднемесячного денежного содержания определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году), но не более установленного размера денежного содержания.

При этом выплаты, указанные в подпунктах «ж» и «з» пункта 2, пункте 3 настоящего Порядка, учитываются при определении среднемесячного денежного содержания в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат (пункт 8 Порядка).

В случае если расчетный период состоит из времени нахождения муниципального служащего, в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, а также если в расчетном периоде отсутствуют фактически отработанные дни, по выбору муниципального служащего, исчисление среднемесячного денежного содержания производится:

а) с учетом положений пункта 8 настоящего Порядка исходя из суммы выплат,

указанных в пунктах 2-3 настоящего Порядка, начисленной за предшествующий период, равный расчетному;

б) с применением положения абзаца первого пункта 8 настоящего Порядка исходя из фактически установленного денежного содержания в расчетном периоде (пункт 9 Порядка).

Таким образом, из смысла вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Как указано в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г., федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий (пункт 16 Обзора).

Как следует из материалов дела, ФИО1 замещала должность муниципальной службы в Комитете по финансам администрации муниципального района «Сретенский район», ее стаж муниципальной службы на 01.04.2019 г. составил 38 лет.

С 24 февраля 2018 г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке УПФР размер ее страховой пенсии на 01.01.2020 г. составляет 22 052 руб. 39 коп.

На основании распоряжения администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 12 апреля 2019 г. № 86-01р ФИО1 с 02 апреля 2019 г. назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 5 334 руб. 19 коп.

На основании Решения от 17 сентября 2019 года № 41-РНП с 01.01.2020 г. размер пенсии за выслугу лет ФИО1 составил 19 820 руб. 01 коп. из расчета: 642 954 руб. 29 коп. (денежное содержание за 12 месяцев, то есть с 01.04.2018 по 31.03.2019) х 1,042 (индексация 4,20 %) : 12 месяцев (расчетный период для определения среднемесячного денежного содержания) х 75 % (процент за стаж муниципальной службы)- 22052 руб. 39 коп. (страховая пенсия).

Не согласившись с установленным с 01 января 2020 г. размером пенсии за выслугу лет, ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что размер пенсии был занижен ответчиком, поскольку из общей суммы доходов за 12 месяцев, предшествовавших назначению пенсии, необоснованно была исключена сумма отпускных за июнь 2018 г. в размере 99 970 руб. 71 коп., следовательно, ее общий доход должен составлять 735 846 руб. 80 коп., исходя из которого пенсия должна выплачиваться в размере 25 869 руб. 72 коп. (735 847 х 1,042 : 12 мес. х 75 % - 22 052, 39).

Проверяя предложенный истцом расчет, суд находит его неверным, составленным без учета вышеприведенного Порядка определения размера среднемесячного денежного содержания для установления пенсии за выслугу лет, согласно которому период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также период временной нетрудоспособности исключаются из расчетного периода при исчислении среднемесячного денежного содержания, суммы начисленные за данные периоды не учитываются.

Принимая во внимание, что в расчетном периоде с 01.04.2018 по 31.03.2019 ФИО1 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске с 22.06.2018 г. по 14.08.2018 г., а также в октябре 2018 г на больничном на протяжении 12 дней, то размер среднемесячного денежного содержания должен определяться путем деления общей суммы выплат (за исключением отпускных и больничного) на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом полученная сумма не должна превышать установленный размер денежного содержания. Сумма единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи учитывается в размере 1/12 от фактически начисленной суммы.

Согласно расчетным листам ФИО1 фактически отработано 203 дня в период с 01.04.2018 г. по 31.03.2019 г.

Судом установлено, что размер ежемесячного денежного содержания ФИО1 составлял 57 411 руб. 72 коп.

Согласно расчетным листам общая сумма выплат за указанный период без учета отпускных и оплаты больничного составила 576 299 руб. 58 коп., включая 1/12 от суммы единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску (572 245 руб. 08 коп. + (48654: 12).

Таким образом, среднемесячное денежное содержание истца для расчета пенсии за выслугу лет составит 59 617 руб. 19 коп. из расчета: 576 299 руб. 58 коп. (общая сумма дохода в расчетном периоде) : 203 дня (кол-во фактически отработанных дней) х 21, что превышает установленный ФИО1 размер денежного содержания, следовательно, для расчета пенсии за выслугу лет должен учитываться среднемесячный заработок в размере 57 411 руб. 72 коп.

Исходя из изложенного, размер муниципальной пенсии ФИО1 на 01 января 2020 г. составит 22 814 руб. 86 коп. из расчета: 57 411 руб. 72 коп. х 1,042 (индексация) х 75 % (процент за стаж муниципальной службы) - 22052 руб. 39 коп. (страховая пенсия).

При таких обстоятельствах доводы истца о заниженном размере пенсии за выслугу лет нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Принимая во внимание, что с 01.01.2020 г. ФИО1 установлена пенсия в размере 19 820 руб. 01 коп., то ежемесячная недоплата составляет 2 994 руб. 85 коп. (22 814, 86- 19 820, 01).

На основании изложенного, требования истца об установлении пенсии за выслугу лет в большем размере и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии подлежат частичному удовлетворению.

Доводы истца о том, что принятый Советом муниципального района Порядок исчисления среднемесячного денежного содержания для расчета пенсии за выслугу лет не должен применяться поскольку он противоречит федеральному и региональному законодательству, а также ухудшает положение муниципального служащего по сравнению с положением государственных гражданских служащих, для которых период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и соответствующие выплаты включаются в общий доход для исчисления пенсии за выслугу лет, суд находит несостоятельными.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г., нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными. Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается дополнительно к трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования, то определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации (пункты 16, 17 Обзора).

При назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет ответчиком соблюдены основные гарантии пенсионного обеспечения муниципальных служащих - индивидуальное исчисление размера пенсии, исходя из среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности, продолжительности соответствующего стажа, дающего право на ее назначение, а также соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах, исчисление истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с принятыми Советом муниципального района «Сретенский район» вышеуказанными Положением и Порядком не может расцениваться как нарушение прав истца на пенсионное обеспечение.

Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края с 01 января 2020 года производить выплату пенсии за выслугу лет ФИО1 в размере 22 814 руб. 86 коп. ежемесячно, произвести перерасчет выплаченной пенсии с 01 января 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Коробенкова

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2021 г.