ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2021 от 11.03.2021 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-27/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года ст. Крыловская

Крыловский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Остапенко Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Александровой И.Г.,

с участием представителя филиала ГБУ ФКП Росреестра

по Краснодарскому краю ФИО2,

с участием представителя истца ФИО1, - ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Октябрьского сельского поседения, Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея об утверждении границ и площади земельного участка, о снятии с кадастрового учета графической части земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился с иском об утверждении границ и площади земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенного по <адрес>.

Обращаясь с требованиями, ФИО1 ссылается на то, что он земельный участок поставлен на кадастровый учет с 2004 года как ранее учтенный, то есть существующим в границах более 15 лет, еще до присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости. В 2010 году он зарегистрировал право собственности на земельный участок, границы которого не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

ФИО1, как следует из иска, в 2020 году решив установить границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства обратился к кадастровому инженеру ООО «Крыловской земельный центр», кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план, который был предоставлен в отдел по Крыловскому и Павловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по той причине, что часть участка ему принадлежащего с кадастровым номером <данные изъяты> пересекается с обособленным земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> сведения, о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Ему было рекомендовано обратится к кадастровому инженеру для доработки межевого плана.

При обращении к кадастровому инженеру с просьбой устранить причины послужившие основанием к приостановлению кадастрового учета, получены сведения о том, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в настоящее время изменились, «новые» границы, имеющие статус временных наряду с «бывшими», сведения о которых содержатся в ЕГРН визуально отмечены на публичной кадастровой карте, тем границы принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «новыми» границами обособленного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеющего статус временных до тех пор, пока не будет произведена государственная регистрация пересечений и наложений не имеет.

Представитель истца ФИО1,- ФИО11 в судебном заседании ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просит суд снять (аннулировать) с государственного кадастрового учета графическую часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в состав которого входит обособленный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, который образует пересечение с земельным участком, принадлежащего истцу.

Утвердить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Крыловский земельный центр» ФИО3 (квалификационный аттестат кадастрового инженера 23-11-833).

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика межрегионального территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, посредством направления заказной корреспонденции, которая доставлена, как это следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

В письменных возражениях на заявленные требования представитель ответчика межрегионального территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея ФИО6 в удовлетворении исковых требований простит отказать.

Ссылается представитель ответчика на то, документы, подтверждающие и закрепляющие местоположение границ земельный участков с кадастровыми номера <данные изъяты> и <данные изъяты> истцом не представлены, что в материалы дела не представлен межевой план, на основании которого соответствии с п.7 ч. 2 ст. 14, ст. 21 Федерального закона № 281-ФЗ осуществляется внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО7 ходатайствует о рассмотрении требований ФИО1 в свое отсутствии. Ссылается представитель на то, что земельный участок полосы отвода железной дороги в <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Российской Федерации и предоставлен в аренду Межрегиональным территориальным управлением ва аренду ОАО «РЖД» на основании договора ль ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет. При этом фактическое местоположение данного земельного участка не соответствовало сведениям о координатах, внесенных в государственный кадастр недвижимости, то есть земельный участок сдвинут на территорию муниципального образования, в связи с чем имелись многочисленные пересечения к границами смежных участков, включая пересечение с 7границами земельного участка под жилым домом по <адрес>. <адрес>

Администрацией Крыловского района за счет собственных средств совместно с Дорогой в 2014 году проведена работа по устранению пересечений границ и приведению сведений о координатах в ГКН фактическому местоположению полосы отвода.

В результате проведенной работы из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> образованы и учитываются в статусе «временные» земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.

Уточненная площадь полосы отвода железной дороги составила <данные изъяты> кв.м. (уменьшилась на 3 кв.м. от ранее учтенной). Соответственно пересечения границ полосы отвода с границами земельных участков жилого сектора были устранены.

С целью реализации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки полосы отвода Железной дороги неоднократно направлялись обращения в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, однако вопрос до настоящего времени не решен.

Тем самым после государственной регистрации права на образованные земельные участки пересечение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1 с обособленным земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> входящим с состав единого землепользования полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <данные изъяты> будет устранено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, представитель ОАО «РЖД» просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель территориального отдела № 6 (по Каневскому, Крыловскому и Павловскому районам) «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО2 просит вынести решение на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии решение в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны, о времени и месте судебного заседания представитель Управления Росреестра уведомлен надлежащим образом.

Кадастровый инженер ООО «Крыловской земельный центр» ФИО4 в судебное заседание судебном заседание не явился, причины его неявки суду неизвестны, о времени месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ кадастровый инженер ООО «Крыловской земельный центр» ФИО4 указал, что при обследовании земельного участка по <адрес>, Крыловского с кадастровым номером <данные изъяты> не установлено пересечений, с обособленным земельным участком координаты которого имеют статус временный с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <данные изъяты> Поэтому и был, как на это ссылается кадастровый инженер ФИО4, подготовлен межевой план земельного участка, принадлежащего истцу ФИО1, который не имеет пересечений и наложений с границами земельного участка по координатам, имеющим статус временные.

Заслушав доводы представителя истца, представителя межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Судом при рассмотрении требований установлено, что истец является собственником земельного участка площадью 800 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства расположенного по <адрес>. Земельный участок с 2004 года стоит на государственном кадастровом учете, как ранее учтенный, то есть существующим в границах более 15 лет, еще до присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости. В 2010 году истец зарегистрировал право собственности на земельный участок, границы которого не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В 2020 году ФИО1 решив установить границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства обратился к кадастровому инженеру ООО «Крыловской земельный центр», кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план, который был предоставлен в отдел по Крыловскому и Павловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по той причине, что часть участка ему принадлежащего с кадастровым номером <данные изъяты> пересекается с обособленным земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> сведения, о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Ему было рекомендовано обратится к кадастровому инженеру для доработки межевого плана.

При обращении к кадастровому инженеру с просьбой устранить причины послужившие основанием к приостановлению кадастрового учета, получены сведения о том, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в настоящее время изменились, «новые» границы, имеющие статус временных наряду с «бывшими», сведения о которых содержатся в ЕГРН визуально отмечены на публичной кадастровой карте, тем границы принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с «новыми» границами обособленного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеющего статус временных до тех пор, пока не будет произведена государственная регистрация пересечений и наложений не имеет.

В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч.3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Перечень уникальных характеристик, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи перечислен в ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», основными характеристиками являются местоположение и площадь земельного участка. В материалах гражданского дела имеется межевой план спорного земельного участка, который позволяет установить его местоположение на местности.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному).

Согласно ч. 3 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Частями 1, 2 ст. 39 названного Федерального закона предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

На основании п. 1 ч. 3 данной статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Частями 1 - 3 ст. 40 указанного Федерального закона определено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Положениями п. 5 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, то есть в судебном порядке.

С учетом изложенного, суд полагает, что представленное землеустроительное дело N62 по содержанию соответствует п.2 ч.1 ст. 22, ч.3 ст. 38, ч.1 ст. 39, ст. 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как в нем были установлены размеры и границы землепользования ФИО1, границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями ФИО9, ФИО10

На местности в действительности, как указано кадастровым инженером ООО Крыловской земельный центр ФИО4 пересечения земельного участка принадлежащего истцу ФИО1 с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <данные изъяты> не имеет места быть.

Так на данное обстоятельство ссылается в письменных объяснениях представитель третьего лица ОАО «РЖД».

Представителем третьего лица указано на то, что земельный участок полосы отвода железной дороги в Крыловском районе с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Российской Федерации и предоставлен в аренду Межрегиональным территориальным управлением в аренду ОАО «РЖД» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет.

При этом фактическое местоположение данного земельного участка не соответствовало сведениям о координатах, внесенных в государственный кадастр недвижимости, то есть земельный участок сдвинут на территорию муниципального образования, в связи с чем имелись многочисленные пересечения к границами смежных участков, включая пересечение с границами земельного участка под жилым домом по <адрес>.

Администрацией Крыловского района за счет собственных средств совместно с ОАО РЖД в 2014 году проведена работа по устранению пересечений границ и приведению сведений о координатах в ГКН фактическому местоположению полосы отвода.

В результате проведенной работы из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> образованы и учитываются в статусе «временные» земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.

Уточненная площадь полосы отвода железной дороги составила <данные изъяты> кв.м. (уменьшилась на 3 кв.м. от ранее учтенной). Соответственно пересечения границ полосы отвода с границами земельных участков жилого сектора были устранены.

Неоднократно, как на это ссылается представитель третьего лица ОАО «РЖД» с целью реализации права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки полосы отвода Железной дороги направлялись обращения в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, однако вопрос до настоящего времени так и не решен.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. следует, что сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022 года.

Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 72 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Тем самым в связи с тем, фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует сведениям о координатах, внесенных в государственный кадастр недвижимости, то есть земельный участок сдвинут на территорию муниципального образования, поэтому имело место быть многочисленные пересечения с границами смежных участков, включая пересечение с границами земельного участка под жилым домом по <адрес> собственником которого является истец по делу, в связи с тем, что результате проведенной работы по устранению пересечений границ с кадастровым номером <данные изъяты> образованы и учитываются в статусе «временные» земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. тем самым подлежит снятию (аннулированию) с государственного кадастрового учета графическая часть обособленного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> которая пересекает, как это следует из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, границы земельного участка принадлежащего истцу.

Соответственно ввиду устранения пересечения обособленного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты>, подлежат межевой план, подготовленный в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес> подлежит утверждению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Снять (аннулировать) с государственного кадастрового учета графическую часть обособленного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты>

Утвердить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Крыловский земельный центр» ФИО3 (квалификационный аттестат кадастрового инженера 23-11-833).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.

Судья подпись

Копия верна судья