ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2021 от 28.01.2021 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-27/2021 (2-908/2020)

43RS0026-01-2020-001388-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 28 января 2021 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Окуловой Е.А.,

при секретаре Росляковой Е.Н.,

с участием представителя истца Елькина Д.М.,

представителя ответчика Вятчаниной Ю.В., представителя третьего лица Симонова Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области к АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат», муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации, АО «Куприт» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Омутнинского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, в котором указал, что прокуратурой Омутнинского района с привлечением специалистов Министерства охраны окружающей среды Кировской области проведена проверка, выявлены места несанкционированного размещения отходов в лесном квартале 112 Песковского участкового лесничества Омутнинского района. Свалки расположены на земельных участках площадью 300 м2 и 800 м2, соответственно. Общий объем отходов не менее 80 м3. Земельный участок передан в аренду АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» (далее - АО «НЛК) на основании договора аренды №20-29. На свалке имеются отходы 4 класса опасности. Свалка состоит из бытовых отходов и отходов жилищ несортированных в виде вещей, потерявших свои потребительские свойства, упаковочных материалов (картонных коробок, отходов полиэтилена), пластиковых и стеклянных бутылок. Отходы расположены на земле, навалом, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. 18.09.2020 прокуратурой внесено представление АО «НЛК», в ответе на который ответчик указал, что обратился с письмами к администрации Песковского городского поселения и АО «Куприт» с предложением ликвидировать свалки. Ликвидация свалок является обоюдной ответственностью арендатора лесного участка, регионального оператора и городского поселения. Просил обязать ответчиков организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на территории Омутнинского района Кировской области в лесном квартале 112 выделе 24 Песковского участкового лесничества Омутнинского района с левой стороны от песчаной дороги в точке с географическими координатами №59.03780°Е 52.39103° и №59.03741°Е 52.39080°.

Ответчик АО «НЛК» в отзыве на иск просило отказать в удовлетворении требований к АО «НЛК», указало, что договор аренды не содержит такого санитарно-оздоровительного мероприятия, как уборка несанкционированных свалок, в соответствии со ст. 60.12 ЛК РФ обязанность по соблюдению требований по охране окружающей среды возложена только в случае осуществления заготовки, между тем арендатор на спорном лесном участке заготовку древесины не осуществлял. Лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов также не содержат мероприятий по охране леса от загрязнения в виде ликвидации несанкционированной свалки. Организацию деятельности в области обращения с ТКО на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Возникновение свалок не связано с деятельностью ответчика, поскольку свалка состоит из отходов производства и потребления. Обязанность обеспечить ликвидацию свалки возложена на собственника земельного участка, которым ответчик не является.

Ответчик администрация муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области в отзыве на иск просило в удовлетворении требований к администрации муниципального образования отказать. Указала, что лесной участок, на котором находятся свалки, расположен за границами населенного пункта, относится к землям лесного фонда и передан в аренду АО «НЛК». Последнее обязано выполнять требования санитарных правил в лесах. Региональным оператором в Песковском городском поселении является АО «Куприт». Ликвидация несанкционированной свалки должна проводиться за счет средств арендатора лесного участка, путем заключения договора с региональным оператором. Региональный оператор в случае ликвидации свалки вправе возместить понесенные расходы.

Ответчик АО «Куприт» в возражениях на исковое заявление просило отказать в удовлетворении исковых требований в отношении АО «Куприт», указало, что Федеральным законом №131 уборка несанкционированных свалок является обязанностью органов местного самоуправления, арендатора земельного участка. Обязанность на арендатора возлагается независимо от наличия вины, поскольку в данном случае не рассматривается вопрос о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Порядок ликвидации мест несанкционированного накопления ТКО регламентирован Правилами обращения с ТКО №1156, в том числе пунктами 16, 18. Региональным оператором не было выявлено несанкционированное размещение ТКО по спорным координатам, уведомление в адрес администрации муниципального образования и арендатора не направлялось, в связи с чем обязанность по ликвидации свалок отсутствует.

Третье лицо Министерство лесного хозяйства Кировской области в отзыве на иск заявленные требования поддержало, указав, что обязанность администрации по утилизации и переработке бытовых отходов населения закреплена законом, Уставом муниципального образования, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора соглашением от 24.04.2018, соответствующая обязанность на арендатора лесного участка АО «НЛК» возложена договором аренды.

Третье лицо Министерство охраны окружающей среды Кировской области в отзыве поддержало исковые требования, за исключением требований к АО «Куприт». Ссылаясь на п.п. 16-18 Правил обращения с ТКО указало, что полагает невозможным привлечение в качестве солидарного должника АО «Куприт», поскольку исполнение солидарного обязательства обществом без участия других должников приведет к невозможности взыскания части стоимости услуг, предусмотренных договором на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, окажет негативное влияние на финансово-экономическое состояние общества, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Третье лицо филиал «Кировэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в отзыве на иск указало, что в указанном районе расположены ВЛ-110 кВ «Омутнинск-Кирс», ВЛ-110 кВ «Омутнинск-Гарь», принадлежащие ПАО «МРСК Центра и Приволжья». В соответствии с п. 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства от 24.02.2009 №160 на сетевые организации возлагается обязанность по прокладке и содержанию просек вдоль воздушных линий электропередачи, вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, вырубка деревьев, угрожающих падением. Третье лицо не является землепользователем, арендатором или собственником земель в охранных зонах названных ЛЭП, обязанность по ликвидации свалок на сетевые организации законом не возложена. Также указало, что точки с указанными в иске географическими координатами расположены вне охранных зон ЛЭП. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Помощник прокурора Омутнинского района Кировской области Елькин Д.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что региональный оператор в соответствии с соглашением от 24.04.2018 обязался обеспечивать ликвидацию несанкционированных свалок. Информация о наличии спорных свалок направлена региональному оператору, что подтверждено реестром почтовой корреспонденции, однако оператор в течение 5 рабочих дней меры по уведомлению собственника земельного участка в соответствии с п.п. 16, 18 Правил обращения с ТКО не принял, свалку не ликвидировал. Арендатор лесного участка, ни самостоятельно, ни посредством заключения договора с региональным оператором, мер к ликвидации свалки не осуществил.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области Вятчанина Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в отношении администрации по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Кировской области Симонов Л.П. в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, и исковые требования поддержал.

Ответчики АО «НЛК», АО «Куприт», третьи лица Министерство охраны окружающей среды Кировской области, филиал «Кировэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

В силу ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать требования экологический, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

На лесных участках мероприятия санитарно-оздоровительного характера, охране лесов от загрязнения, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений ч.1 ст. 50.7 и ст. 60.12 ЛК РФ, а также Правил санитарной безопасности в лесах, как действовавших до 01.01.2021 (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, так и действующих с 01.01.2021 (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047), должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в захламлении, загрязнении лесов отходами производства и потребления и ином негативном воздействии на них.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2015 №26-П, издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие. Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки территории от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

В судебном заседании установлено, что 11.08.2020 представителями Министерства охраны окружающей среды Кировской области, прокурора Омутнинского района Кировской области, МО Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области проведен осмотр земельных участков, в ходе которого установлено, что в кадастровом квартале 43:22:350201, в 112 квартале на землях лесного фонда Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества слева от дороги в точках с географическими координатами №59.03780°Е 52.39103° и №59.03741°Е 52.39080° на земельных участках площадью 300 кв.м. и 800 кв.м. имеются две несанкционированные свалки отходов 4 класса опасности, состоящие из бытовых отходов и отходов жилищ несортированных в виде вещей, потерявших свои потребительские свойства, упаковочных материалов, пластиковых и стеклянных бутылок, общий объем отходов не менее 30 куб.м. и 50 куб.м., соответственно. Отходы расположены на земле, навалом, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. По результатам осмотра составлена справка осмотра мест несанкционированного размещения отходов от 17.08.2020 №3-52/20 с прилагаемой фототаблицей, где на фотографиях №2 и №3 зафиксированы указанные свалки бытовых отходов.

Актом патрулирования территории лесного фонда, составленного лесничим Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области, от 10.12.2020, подтвержден факт размещения двух свалок бытовых отходов по вышеуказанным координатам в 112 квартале, выделе 24 Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества кировской области, арендатором квартала является АО «НЛК» по договору аренды №20-29 от 29.03.2010. К акту приложена схема расположения свалок.

18.09.2020 прокурор Омутнинского района Кировской области внес генеральному директору АО «НЛК» представление об устранении нарушений лесного законодательства, в котором указал на установленные в пределах арендованного Обществом лесного участка мест размещения несанкционированных свалок, предъявив требование о принятии мер по устранению нарушений.

13.10.2020 АО «НЛК» обратилось к МО Песковское городское поселение с предложением принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, проведении работы с населением о недопустимости размещения ТКО на лесных участках.

23.10.2020 АО «НЛК» в письме, адресованном АО «Куприт», указало об обнаружении мест несанкционированного размещения бытовых отходов по вышеуказанным координатам в 112 квартале Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества общей площадью 300 кв.м. и 800 кв.м. и общим объемом 80 куб.м., просило ликвидировать свалки. Согласно квитанции от 27.10.2020, списку внутренних почтовых отправлений, отчету об отслеживании отправления, данное письмо получено АО «Куприт» 29.10.2020.

Письмами от 03.11.2020, 25.11.2020 администрация Песковского городского поселения сообщила АО «НЛК» о невозможности принятия мер по ликвидации свалок, поскольку они находятся на земельном участке, переданном в аренду АО «НЛК». Также уведомила, что на информационных стендах городского поселения и сайте Омутнинского муниципального районо размещена информация для населения по обращению с ТКО, в том числе о запрете складирования мусора в несанкционированных местах.

03.11.2020 АО «НЛК» в ответе на представление прокурора указало, что обязанным лицом за ликвидацию свалок является муниципальное образование, Общество не является собственником лесного участка и направило в адрес Песковского городского поселения и АО «Куприт» письма о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку.

Согласно договору №20-29 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.03.2010, и дополнительных соглашений к нему, заключённому между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и АО «НЛК» (арендатором), арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок в Омутнинском лесничестве Омутнинского района Кировской области, находящийся в государственной собственности, определенный в п.2 договора, в том числе, квартал 112 Песковского участкового лесничества. Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.11). Срок действия договора установлен 49 лет (п.20). Неотъемлемой частью договора является схема расположения лесного участка. 29.03.2010 спорный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение №5 к договору).

Распоряжением министерства лесного хозяйства Кировской области от 01.11.2019 №1190 к вышеуказанному договору утвержден проект освоения лесов АО «НЛК».

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на спорном лесном участке, в материалы дела не представлены.

Факт размещения несанкционированных свалок бытовых отходов на лесном участке в 112 квартале 24 выделе Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества общей площадью 300 кв.м. и 800 кв.м. и общим объемом 80 куб.м., находящемся в аренде АО «НЛК», участвующими в деле лицами не оспаривается.

Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых норм и установленных обстоятельств дела, исковые требования к муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации удовлетворению не подлежат, в данном случае обязанность по ликвидации свалки подлежит возложению на субъекта лесопользования. В связи с чем исковые требования к АО «НЛК» подлежат удовлетворению, поскольку Общество, являясь арендатором лесного участка, обязано ликвидировать спорные несанкционированные свалки за свой счет на арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.

Возражения АО «НЛК» о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок не включены в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных договором аренды и проектом освоения лесов, Обществом заготовка древесины на лесном участке не осуществлялась, отклоняются как основанные на субъективном толковании норм права и фактических обстоятельств. Вопреки данным возражениям, договором аренды на арендатора возложена обязанность использования лесного участка и выполнение иных обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом действующим законодательством именно на АО «НЛК» как лесопользователя и земплепользователя возложена обязанность по осуществлению санитарных мероприятий на лесных участках, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 с. 15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, регулирование деятельности региональных операторов, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 №67-П утверждено Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Согласно п. 3.1.34.1 Положения (в ред. до 01.10.2019), министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Кировской области, (далее – Соглашение), заключённым 24.04.2018 между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт», последнее является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области, обязалось обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Кировской области (п. 1.1). Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору сроком на 10 лет. Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Кировской области в счете регулирования тарифов, но не позднее, чем с 01.01.2019 (п. 1.3). Зоной деятельности регионального оператора является вся территория Кировской области (п. 1.3).

В соответствии с п. 2.1.14 Соглашения, в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в Соглашении, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством РФ.

Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с 01.01.2019 в связи с утверждением решением Правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 №44/78-тко-2019 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на территории Кировской области.

Пунктами 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 установлено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п.17).

Материалами дела подтверждено, что АО «Куприт» с 29.10.2020 обладало информацией о расположении спорных мест несанкционированного размещения ТКО объемом свыше 1 куб.м. на земельном участке, не предназначенном для этих целей, по указанным прокурором в иске координатам. При этом землепользователь АО «НЛК» обратился к АО «Куприт» с просьбой ликвидировать свалки, то есть, фактически выразил нежелание их ликвидировать самостоятельно.

Между тем в нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, условий Соглашения от 24.04.2018, АО «Куприт», являющийся региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области, мер для обеспечения ликвидации несанкционированных свалок не приняло, в установленный срок соответствующее уведомление и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО не направило, самостоятельную ликвидацию свалок не обеспечило.

Доводы АО «Куприт» об отсутствии обязанности по ликвидации свалок ввиду того, что место несанкционированного размещения ТКО было выявлено не региональным оператором, уведомления в адрес администрации муниципального образования и арендатора им не направлялись, подлежат отклонению. Указанные обстоятельства при подтвержденном представленными в материалы дела доказательствами факте наличия у регионального оператора информации о точных координатах расположения спорных свалок отходов не освобождают АО «Куприт» от исполнения возложенных на него обязанностей и не свидетельствуют о правомерности уклонения регионального оператора от соблюдения предусмотренного п.п. 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами порядка ликвидации свалок.

Заявленные истцом требования к АО «Куприт» обоснованны и подлежат удовлетворению.

При этом региональный оператор не лишен возможности последующего обращения за возмещением понесенных расходов при соблюдении требований п.п. 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из изложенных правовых норм, установленных обстоятельств дела, суд, с учетом доказанности факта нарушения требований законодательства со стороны ответчиков АО «НЛК», АО «Куприт», приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований и обязании АО «НЛК», АО «Куприт» организовать ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить частично.

Обязать акционерное общество «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат», акционерное общество «Куприт» организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на территории Омутнинского района Кировской области в лесном квартале 112 выделе 24 Песковского участкового лесничества Омутнинского района с левой стороны от песчаной дороги в точках с географическими координатами №59.03780°Е 52.39103° и №59.03741°Е 52.39080°.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Омутнинский районный суд Кировской области.

Судья Е.А. Окулова

Мотивированное решение составлено 04.02.2021.

Решение25.02.2021