УИД 22RS0022-01-2021-000576-33 Дело № 2-27/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное | 6 апреля 2022 г. |
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,
при секретаре Мамедовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело,
по иску прокурора Зонального района к Администрации Зонального района Алтайского края о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
по заявлению ПАО «Россети Сибирь» о признании движимых вещей бесхозяйными,
с участием помощника прокурора Зонального района Зеленина Е.Н., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ПАО «Россети Сибирь» - ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зонального района обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере содержания и эксплуатации бесхозяйных электросетевых объектов установлены такие объекты, находящиеся на территории Зонального района Алтайского края:
воздушная линия электропередачи ВЛ-10 кВ Л-64-5 от оп. №266 до ЗТП 64-5-6, протяженностью 1,8 км, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха;
воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ЗТП 64-5-9 до оп. №25, протяженностью 0,96 км, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха;
воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ ф.2 от ЗТП 64-5-9 до оп. №6, протяженностью 0,2 км, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха;
подстанция ЗТП 64-5-9, 250 КВА, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха;
подстанция КТП 64-9-15,100 КВА, расположенная по адресу: <...>;
воздушная линия электропередачи ВЛ-10 кВ от оп. №102 до КТП 64-9-15, протяженностью 0,015 км, расположенная по адресу: <...>;
воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-25, протяженностью 0,6 км, расположенная по адресу: <...>;
воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-7, протяженностью 0,5 км, расположенная по адресу: <...>.
Несмотря на то, что бесхозяйные электросетевые объекты являются источниками повышенной опасности, фактически отсутствует лицо, ответственное за их обслуживание, что может повлечь возникновение неисправностей и аварий и создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на ст.225 ГК РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", прокурор просит:
признать незаконным бездействие Администрации Зонального района Алтайского края, выраженное в неприятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных электросетевых объектов;
обязать Администрацию Зонального района Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных электросетевых объектов.
В ходе судебного разбирательства определением суда от 14.01.2022 года на основании ч.5 ст.16.1 КАС РФ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
ПАО «Россети Сибирь», вступившим в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, подано заявление о признании бесхозяйными и передаче в собственность ПАО «Россети Сибирь» в качестве движимых вещей: воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ Л-64-5 от оп. №266 до ЗТП 64-5-6, протяженностью 1,8 км, расположенной по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха; подстанции ЗТП 64-5-9, 250 КВА, расположенной по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха. Данное заявление обосновано тем, что указанные объекты не имеют признаков, характерных для недвижимости, являются брошенными, то есть у них нет собственника, при этом они фактически находятся во владении ПАО «Россети Сибирь», которое, являясь сетевой организацией, имеет все необходимые ресурсы для эксплуатации данных электросетевых объектов.
АО СК «Алтайкрайэнерго», участвующим в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, представлены письменные возражения, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в отношении одного объекта - воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ от оп. №102 до КТП 64-9-15, протяженностью 0,015 км, расположенной по адресу: <...>. Возражения мотивированы тем, что на данный объект зарегистрировано право собственности АО СК «Алтайкрайэнерго».
В судебном заседании помощник прокурора Зонального района Зеленин Е.Н., уточнив исковые требования, поддержав их в отношении двух объектов, просил обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: подстанции КТП 64-9-15,100 КВА, расположенной по адресу: <...>; воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-7, протяженностью 0,5 км, расположенной по адресу: <...>.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала. Из ее объяснения следует, что один объект (воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-25, протяженностью 0,6 км, расположенная по адресу: <...>) в 2014 году Администрацией Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края был поставлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, и до настоящего времени его собственник не определен, так как сетевые организации не проявляют инициативы взять его на свой баланс. При этом, признание права собственности органа местного самоуправления на данный объект электросетевого хозяйства не имеет смысла, поскольку его в любом случае необходимо передавать организации, имеющей право его эксплуатировать. Кроме того, по мнению представителя ответчика, не имеется оснований относить объекты, в отношении которых прокурором заявлены требования, к недвижимому имуществу.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ПАО «Россети Сибирь» - ФИО2 поддержала заявление о признании бесхозяйными и передаче в собственность ПАО «Россети Сибирь» в качестве движимых вещей двух указанных в заявлении объектов электросетевого хозяйства.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п.5 указанной нормы с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Данный Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
В силу пункта 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что два объекта электросетевого хозяйства, в отношении которых прокурором заявлены требования, с учетом их уточнений (подстанция КТП 64-9-15,100 КВА, расположенная по адресу: <...>; воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-7, протяженностью 0,5 км, расположенная по адресу: <...>), не имеют собственника, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН, а также документами, представленными сетевыми организациями, привлеченными к участию в деле, которые свидетельствуют об отсутствии правопритязаний на данные объекты.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в частности: по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений п.3 ст.225 ГК РФ, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п.4, п.5 ч.6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Согласно положениям ст.1 Градостроительного кодекса РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со ст.133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенного правового регулирования, вопреки доводам представителя ответчика, в подтверждение которых доказательства не представлены, суд приходит к выводу о том, объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых заявлены требования, являются недвижимостью, а принятие мер по постановке указанного имущества в качестве бесхозяйного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - обязанностью Администрации Зонального района Алтайского края, в связи с чем уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ПАО «Россети Сибирь» о признании бесхозяйными и передаче в собственность ПАО «Россети Сибирь» в качестве движимых вещей воздушной линии электропередачи ВЛ-10 кВ Л-64-5 от оп. №266 до ЗТП 64-5-6, протяженностью 1,8 км, расположенной по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха; подстанции ЗТП 64-5-9, 250 КВА, расположенной по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха.
В соответствии со ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
На основании п.6 ч.1 ст.262, ч.1 ст.293 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В данном случае доводы ПАО «Россети Сибирь» о том, что указанные объекты электросетевого хозяйства являются брошенными, и они фактически находятся во владении ПАО «Россети Сибирь», которое, являясь сетевой организацией, имеет все необходимые ресурсы для эксплуатации данного имущества, согласуются с материалами дела и никем не опровергнуты. Кроме того, подтверждается соответствующим экспертным заключением, представленным заявителем, что указанные объекты могут быть отнесены к движимым вещам. При этом, по мнению суда, сетевая организация при эксплуатации подобных объектов сама вправе определить, к какому имуществу их отнести, принимая на свой баланс.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зонального района удовлетворить.
Обязать Администрацию Зонального района Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих объектов:
подстанция КТП 64-9-15,100 КВА, расположенная по адресу: <...>;
воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-9-7, протяженностью 0,5 км, расположенная по адресу: <...>.
Заявление ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.
Признать бесхозяйными и передать в собственность ПАО «Россети Сибирь» следующие движимые вещи:
воздушная линия электропередачи ВЛ-10 кВ Л-64-5 от оп. №266 до ЗТП 64-5-6, протяженностью 1,8 км, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха;
подстанция ЗТП 64-5-9, 250 КВА, расположенная по адресу: Алтайский край, Зональный район, ст.Буланиха.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 г.
Судья Зенченко В.Н.