ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27/2022 от 19.01.2022 Кожевниковского районного суда (Томская область)

Дело № 2-27/2022 (2-352/2021)

УИД 70RS0015-01-2021-000662-13

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 января 2022 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Жеравина А.С.,

при секретаре Артюковой И.Н.,

помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области к администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кожевниковского района Томской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить установку информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 01 апреля 2022 года.

В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой Кожевниковского района проведена проверка исполнения администрацией Новопокровского сельского поселения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, по результатам которой выявлены нарушения. Пунктом 6.5.12 СП 59.13330.2020 установлено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 метров от входа в здание. Административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области. Проведенной проверкой установлен факт отсутствия информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации Новопокровского сельского поселения. В декабре 2021 года главе поселения внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, но не исполнено. Следовательно, доступ инвалидов и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание Новопокровского сельского поселения затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а также нарушает гарантированное Конституцией РФ право на достойную жизнь и свободное развитие.

В судебном заседании помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Жеравин А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила в суд заявление, в котором признала исковые требования в полном объеме, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Новопокровского сельского поселения.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 статьи 19 Конституции установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу части 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Указанные правовые нормы закреплены в ст. 16 Закона Томской области от 10 сентября 2003 года N 109-0З "О социальной поддержке инвалидов в Томской области".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, который устанавливает общие требования к общественным зданиям и сооружениям.

Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 установлено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Судом установлено, что собственником здания по адресу: <адрес> является администрация Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области.

Согласно решению прокурора Кожевниковского района Томской области от 08 декабря 2021 года, в срок с 08 по 29 декабря 2021 года решено провести проверку администрации Новопокровского сельского поселения с целью соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов.

В соответствии с ответом администрации Новопокровского сельского поселения от 10 декабря 2021 года, на здании администрации Новопокровского сельского поселения не установлена тактильная мнемосхема.

Согласно представлению об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов от 08 декабря 2021 года , на администрацию Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области возложена обязанность принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению подобных нарушений в будущем.

Согласно ответу главы Новопокровского сельского поселения 23 декабря 2021 года, представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов рассмотрено 22 декабря 2021 года. Замечания, отраженные в представлении рассмотрены и приняты к сведению. В настоящее время администрация поселения не имеет возможности установить тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании администрации Новопокровского сельского поселения, которая будет установлена по мере поступления бюджетных средств. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей вед. специалист Д. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области к администрации Новопокровского сельского поселения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ответчиком меры для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов не принимаются, на момент рассмотрения дела нарушения не устранены.

На основании статьи 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, с учетом объема работ, необходимости решения финансовых, организационных вопросов – до 01 апреля 2022 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области к администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области удовлетворить.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обеспечить установку информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 01 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Иванникова