Дело № 2-27/2022 УИД № 27RS0023-01-2021-000028-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 г. село имени Полины Осипенко Хабаровского края
Суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.В.
с участием представителя истца - прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края Лариошина А.С.
при секретаре – Яковлевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску транспортного прокурора Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры Хабаровского края (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 местом размещения твердых коммунальных отходов; запрете эксплуатации указанного участка для размещения твердых бытовых отходов с 01.01.2023; обязании прекратить использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 до 01.01.2023; обязании произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 31.12.2026,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры Хабаровского края обратился в суд с иском к ответчику с требованием о признании земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 местом размещения твердых коммунальных отходов; запрете эксплуатации указанного участка для размещения твердых бытовых отходов с 01.01.2023; обязании прекратить использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 до 01.01.2023; обязании произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 01.01.2024. В обоснование своих требований истец привел следующие доводы: в результате проверки исполнения в аэропорту Херпучи законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения воздушного законодательства, выразившиеся в эксплуатации вблизи аэропорта полигона по размещению и захоронению отходов производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Положениями норм статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Во исполнение требований ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства разработаны правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 (далее - правила выделения на приаэродромной территории подзон).
Согласно п. 1 правил выделения на приаэродромной территории подзон, ими определяется порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
В соответствии с п. «е» и. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, - на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, а именно шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В соответствии с п.п. «д» п. 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, - выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория аэродрома Херпучи установлена приказом ДВ МТУ Росавиации от 21.12.2020 № 351-П.
Внешняя граница шестой подзоны определена радиусом 15 км. от контрольной точки аэродрома.
Таким образом, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии около 5 км.в юго-восточном направлении от аэропорта Херпучи на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе пищевых, привлекающих колонии птиц в границах воздушных подходов к аэродрому.
Указанное подтверждается эколого-орнитологическим обследованием аэродрома и приаэродромной территории от 24.12.2020, письмом генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от 20.04.2021, предписанием об устранении выявленных нарушений УГАН НОТЕ Ространснадзора от 21.05.2021, № 51/4ГА/2021У.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 используется муниципальным районом им. П. Осипенко на основании договора безвозмездного пользования от 10.10.2019 № 34, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края.
Постановлением администрации муниципального района им. П. Осипенко от 02.08.2019 № 152 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с которым на территории Херпучинского сельского поселения (п. Оглонги) на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 определено место для накопления твердых бытовых отходов, источниками которых являются жилые дома, организации и предприятия расположенные на территории поселения.
Администрацией муниципального района им. П. Осипенко с индивидуальным предпринимателем Филиновой И.И. 12.05.2021 заключен муниципальный контракт № 23 Э на выполнение работ по содержанию места накопления твердых коммунальных отходов (планировка, перемещение и уплотнение отходов в границах места накопления, очистка проезда и прилегающей к месту накопления территории от мусора и снега).
Вместе с тем, в соответствии с п. 73 Приложения № 5 Территориальной схемы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 № 477-пр (далее - Территориальная схема) указанное место отнесено к месту несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Кроме того, накоплением отходов является - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Накопление отходов допускается только в специальных местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ст. 1, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Земельный участок с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства как место (площадка) для накопления бытовых отходов не оборудован.
Согласно приложению № 4 Территориальной схемы на территории муниципального района им. П. Осипенко отсутствуют объекты по обработке, утилизации обезвреживанию, размещению твердых бытовых отходов, соответствующие требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр размещения отходов (далее - ГРОРО).
Исходя из данных ГРОРО, размещенных в единой государственной системе учета отходов от использования товаров, на территории муниципального района им. П. Осипенко полигоны размещения твердых бытовых отходов отсутствуют (за исключением полигона для размещения твердых бытовых и промышленных отходов 4-5 классов опасности, принадлежащего ООО «Ресурсы Албазино» и используемого исключительно для отходов образуемых в процессе деятельности данной организации).
Из ответа на запрос Администрации муниципального района от 11.11.2021 следует, что мероприятия по ликвидации накопленных твердых бытовых отходов будут осуществляться только после строительства объекта по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов на территории Херпучинского сельского поселения, запланированного к строительству на 2020-2028 годы.
Таким образом, Администрацией муниципального района им. П. Осипенко на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 на протяжении более 2 лет фактически осуществляется размещение твердых бытовых отходов, а не их накопление.
Данный земельный участок используется под размещение твердых коммунальных отходо в ввиду отсутствия альтернативного объекта размещения отходов, а также регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 7.8 ГОСТ № 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» если лицо, осуществляющее работы по обращению с отходами не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с и. 2 ст. 8 Федеральный закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры а области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (и. 3 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с и. 14 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Поскольку размещение отходов осуществлялось на земельном участке находящимся в пользовании муниципального района им. П. Осипенко, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства также обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления.
Учитывая, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется неправомерно, органы местного самоуправления обязаны незамедлительно прекратить противоправные действия.
Вместе с тем, принимая во внимание невозможность оперативного устранения нарушений ввиду отсутствия альтернативного объекта размещения твердых коммунальных отходов, а также учитывая, что для прекращения деятельности санкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов пунктом 8 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления предусмотрен конкретный срок - до 01.01.2023, истец полагает установление данного срока для прекращения деятельности по размещению твердых коммунальных отходов разумным и обоснованным.
Неисполнение требований действующего воздушного законодательства, при эксплуатации земельного участка для размещения отходов производства и потребления создает угрозу возникновения авиакатастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинение вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан.
В ходе судебного разбирательства истец представил письменное заявление об уточнении исковых требований в части под пунктом 4 об обязании ответчика произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 31.12.2026.
В судебном заседании представитель истца прокурор района имени Полины Осипенко Хабаровского края Лариошин А.С. на исковых требованиях с учетом их уточнений настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края - заведующая юридическим сектором Балакирева Р.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, представила письменное заявление о признании иска в полном объеме.
Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Администрация муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Выслушав представителя истца, исследовав доказательства, представленные в деле, суд пришел к выводу, что все доводы истца, изложенные в исковом заявлении, полностью нашли свое подтверждение, при этом ответчик полностью признал иск.
В силу ч. 4.1 ст. 198 ГПК Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик иск признал, судом признание иска принято, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно положению п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 раздела №3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, предусматривающих сроки для разработки проекта рекультивации и процедуры стабилизации полигона ТКО, которая составляет не менее трех лет. Расчет сроков для проведения рекультивации земельного участка осуществлен исходя из даты прекращения деятельности по несанкционированному размещению отходов – 01.01.2023 (п.8 ст. 29.1 Федерального закона об отходах производства и потребления от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Учитывая объем работ, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым обязать ответчика исполнить решение суда в части исполнения обязанности прекратить использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 01.01.2023; в части произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 31.12.2026.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования транспортного прокурора Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры Хабаровского края (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 местом размещения твердых коммунальных отходов, запрете эксплуатации указанного участка для размещения твердых бытовых отходов с 01.01.2023; обязании прекратить использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 до 01.01.2023; обязании произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 31.12.2026 удовлетворить.
1. Признать земельный участок с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 местом размещения твердых коммунальных отходов.
2. запретить Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края эксплуатацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 для размещения твердых бытовых отходов с 01.01.2023.
3. Обязать Администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края прекратить использование объекта размещения твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 до 01.01.2023;
4. Обязать Администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 27:12:0010601:1060 в срок до 31.12.2026.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца, со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда, через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Судья Т.В. Никитина
Мотивированное решение составлено 21.03.2022