ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28 от 09.04.2012 Пермского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Пермский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-28/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

с участием представителей истца – ФИО1 и ФИО2 по доверенности,

представителя ответчика Краевого бюджетного учреждения «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края» – ФИО3 по доверенности,

представителя ответчика КТ «Пермская ДПМК» - ФИО4 по доверенности,

представителя третьего лица ОАО Коммерческий банк «Транскапиталлбанк» - ФИО5 по доверенности,

представителя третьего лица ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц» - ФИО6 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 ФИО11 к ГАУ «Управление автомобильных дорог», КТ «Пермское ДПМК» о признании строительства-расширения автодороги «Пермь-Усть-Качка» самовольной постройкой, обязании провести рекультивационные мероприятия и приведение земельного участка в первоначальное состояние, прекратить деятельность по строительству расширения автодороги на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в суд с иском к ГАУ «Управление автомобильных дорог» и КТ «Пермское ДПМК» о признании строительства-расширения автодороги «» самовольной постройкой, обязании провести рекультивационные мероприятия и приведение земельного участка в первоначальное состояние, прекратить деятельность по строительству расширения автодороги на земельном участке.

В обосновании иска, указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , , о чем имеется свидетельство о государственной регистрации прав № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что на принадлежащем ему земельном участке, ответчиком самовольно начато строительство-расширение автодороги «» (далее объект). Никакого согласования, либо иных письменных указаний или устных высказываний, которые бы могли быть интерпретированы ответчиком как согласие истца на строительство объекта на принадлежащем истцу земельном участке не осуществлялось. Данный земельный участок находится в залоге у третьих лиц и необходимо согласование с третьими лицами о совершении любых действий по изменению предмета залога. Вышеуказанный земельный участок был приобретен истцом с целью возведения на нем многофункционального комплекса, в связи с чем, наличие на земельном участке проезжей части автодороги «», с учетом возникающих обременений в виде охранных зон, сделает невозможным эксплуатацию земельного участка. Таким образом, ответчик своими действиями нарушает право собственности истца на земельный участок путем самовольного создания объекта без получения необходимых разрешений. В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Самовольная постройка подлежит сносу. Кроме того, действиями ответчика имуществу истца причинен вред, на участке выкопана траншея длиной около 800 м, шириной 5 м и глубиной 1,5 м тяжелой строительной техникой. А также складируемым грунтом, расположенном рядом с траншеей на полосе длиной 800 м, шириной 7 м, существенно поврежден поверхностный слой почвы, для восстановления которого требуется значительный объем рекультивационных мероприятий. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Строительная техника и значительное количество грунта находиться на земельном участке. Поэтому просит признать строительство-расширение автодороги «» на земельном участке истца самовольной постройкой, обязать ответчика провести рекультивационные мероприятия и привести земельный участок в первоначальное состояние и обязать ответчика прекратить деятельность по строительству расширение автодороги «» на земельном участке истца.

ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве 3-его лица привлечена администрация Пермского муниципального района.

Истец – ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом

Представители истца на иске натаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснили, что ФИО7 является собственником земельного участка, а расширение дороги нарушает границы земельного участка истца, чем причиняет вред его имуществу.

Представитель ответчика ГАУ «Управление автомобильных дорог» Пермского края (новое наименование Краевого бюджетного учреждения «Управления автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (л.д. 151 том 3) – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что строительной техники у них нет, а ремонтные работы ведет КТ Пермская ДПМК. Ремонт дороги ведется в полосе отвода, т.е. не выходит за границы полосы отвода, поэтому согласование со смежными землепользователями нет необходимости. Реконструкции и расширения дороги по проекту нет. Только в этих случаях необходимо согласование смежных землепользователей.

Представитель ответчика КТ «Пермский ДПМК» - ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы представителя ответчика КБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», пояснил, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ по капитальному ремонту автомобильной дороги «»  после окончания работ предусматривает рекультивацию земель после окончания ремонтных работ. Срок окончания проведения работ до конца ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц ОАО Коммерческий банк «Транскапиталлбанк» - ФИО5 и ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц» - ФИО6 в судебном заседании с требованиями истца согласились.

Третье лицо – администрация Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила, возражений по иску не представила.

Заслушав представителей истца, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, заключение экспертизы, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе совершать по своему усмотрению в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжения им иным образом.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в границах плана чертежа (л.д. 11, 13 том 1) на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 69081 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный под промышленные предприятия, на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находящийся по адресу:  : ,  (л.д. 10 том 1).

Из кадастрового паспорта земельного участка общей площадью 69081 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленного под промышленные предприятия, на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находящийся по адресу: : ,  внесены обременения (л.д. 14-20 том 1) следует, что обременение в виде особого режима использования земли. Охранная зона электрических сетей, охранная зона линии связи и особый режим использования земли. Придорожная полоса автодороги «». Прилагается справка о документах, необходимых для уточнения сведений о местоположении границ земельного участка.

Согласно договора об ипотеке от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО7 и ЗАО АКБ «Транскапиталбанк» предметом залога является земельный участок общей площадью 69081 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный под промышленные предприятия, на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находящийся по адресу:  (л.д. 21-27 том 1).

В соответствии с договором залога недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО7 и ОАО КБ «Петрокоммерц» предметом залога является земельный участок общей площадью 69081 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный под промышленные предприятия, на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находящийся по адресу:  (л.д.28-33 том 1).

По кадастровому паспорту данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (л.д. 34 том 1), где придорожная зона определена учетный кадастровый номер 003 (л.д. 41-42 том 1).

Фототаблицей (л.д. 46-51 том 1) показана водоотводная канава в ходе работ.

Горизонтальная съемка, выполненная ФИО12» инженером ФИО9 (л.д. 86 том 1), где указанны проведенные работы и отвалу земли на участок ФИО7

Согласно п.2. Устава ГАУ «Управление автомобильных дорог» Пермского края основной целью деятельности учреждения является обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования Пермского края установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, поддержание и при необходимости – повышение уровня эксплуатационного состояния автомобильных дорог, средств организации дорожного движения. А также внедрение и поддержание в рабочем состоянии автоматизированной системы техническим состоянием автомобильных дорог. Обеспечивает выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в целях создания условий для бесперебойного и безопасного движения по ним транспортных средств с нормативными скоростями и нагрузками, обеспечение сохранности этих дорог от преждевременного износа, порчи, разрушения (п.2.2.2). Выполняет функций заказчика, заключения договоров на выполнение работ по строительству, ремонту, реконструкции, текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог общего пользования, средств организации дорожного движения (п.2.3.2, п.2.3.5) (л.д. 143-160 том 1).

В соответствии с контрактом № на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги «»,  между ГАУ «Управление автомобильных дорог» Пермского края и КТ «Пермская ДПМК» (л.д. 161 -166 том 1).

По договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ГАУ «Управление автомобильных дорог» Пермского края и КТ «Пермская ДПМК» по капитальному ремонту автомобильной дороги «»  начало работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ окончание работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Подрядчик самостоятельно за свой счет выполняет геодезическую разбивку осей и других элементов строящихся сооружений, производит их закрепление на местности в соответствии с требованиями норм, обеспечивает их сохранность и проводит в установленном порядке геодезический контроль геометрических параметров строящегося сооружения, реперов и знаков закрепления (п.6.4.1). По указанию заказчика и за счет своих средств Подрядчик обязан возвести на территории строительной площадки, в объемах согласованных с Заказчиком, все временные сооружения необходимые для надлежащего выполнения работ по Договору; заключить договоры аренды на земельные участки вне границ предоставленного под строительство Объекта земельного участка, необходимые для производства работ в соответствии с действующим законодательством; согласовать с Заказчиком места размещения площадок на земельных участках вне границ постоянного землеотвода (п.6.4.2). Подрядчик при выполнении строительных работ, транспортировки грузов и оборудования не должен наносить ущерб третьим лицам, а в случае если такой ущерб будет нанесен, он возмещает ущерб за свой счет (п.6.4.9). Подрядчик обязуется в 10-дневный срок со дня подписания Акта приемки законченных работ по (капитальному) ремонту приемочной комиссией вывезти за пределы строительной площадки принадлежащие ему строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы, временные сооружения и другое имущество, а также очистить Объект и строительную площадку от строительного мусора и провести техническую и биологическую рекультивацию временно занимаемых земель в соответствии с проектом, утвержденным Заказчиком, с оформлением акта приемки строительной площадки и рекультивированных земель (п.6.4.12) (л.д. 167-185 том 1). Работы не закончены, прекращены в связи с наступлением зимнего сезона, техника вывезена.

По техническому заданию (Приложение № 2 к договору) на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги «»  укрепление откосов земляного полотна производится засевом семян трав по слою растительного грунта толщиной 0,15 м. При проектировании по максимуму задействовать существующий водоотвод. Кюветы нарезаются у подошвы проектной насыпи с заложением внутреннего откоса соответствующего заложению откоса земляного полотна. Заложение наружного откоса водоотводной канавы принято с заложением равным 1:1,5 (л.д. 186-187 том 1).

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ГАУ «Управление автомобильных дорог» Пермского края на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит единое землепользование: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под автодорогу «», общей площадью 1228367 кв.м., адрес объекта: установлено относительно ориентира , , кадастровый номер № (л.д. 190 том 1) на основании Приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 191 том 1).

Согласно рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги «» , ремонт автодороги проходит в полосе существующего отвода (л.д. 193-195 том 1), где также заложение откосов насыпи принято из условия вписания в границы существующей полосы отвода.

План границы данного земельного участка дороги (л.д. 232 том 1).

Кадастровым планом земельного участка под автодорогу «» площадью 1228367 кв.м. границы определены и поставлены на кадастровый учет с кадастровым номером № (л.д. 3-13 том 2).

Схема расположения листов по региональной автомобильной дороге «» с координатными токами (л.д. 14-21 том 2).

По заключению экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ существует нарушение границ земельного участка истца в части водоотводной канавы автодороги «» площадью 24,69 кв.м. (л.д. 52-63 том 2). Работы не закончены.

В соответствии с п. 1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

По п. 16 ст. 3 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 года придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В соответствии с п. 1, 2, 3, 5, 6 ст. 26 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: 1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий; 2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; 3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории; 4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек; 5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлено доказательств нанесенного ему ущерба, а более того, доказательств нарушенного права истца в будущем путем внесения сведения о земельном участке истца в ГКН о расширении придорожной полосы, т.е. качественных и количественных характеристик земельного участка истца. Нарушение границ земельного участка могут быть устранены, по окончании работ, поэтому данные требования являются преждевременными. Придорожная полоса для спорной автодороги установлена, о чем уведомлен собственник земельного участка путем зарегистрированного обременения. В любом случае, установление придорожной полосы влечет лишь уведомление и не означает нарушения прав землепользования.

Таким образом, судом установлено, что ремонт автодороги «Пермь-Усть-Качка» право истца не нарушает, а право истца на использование придорожной полосы земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, ограничено обременением. Придорожная полоса используется по целевому назначению. Требование истец о восстановлении границ земельного участка и сумму реального ущерба не ставит, поэтому имеется иной способ защиты права. Кроме того, требование истца о нарушенном праве в будущем являются преждевременными и не нарушают его права, поэтому ремонт автодороги «Пермь-Усть-Качка» не является самовольной постройкой и не подлежит приостановлению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО7 ФИО13 к Краевому бюджетному учреждению «Управления автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, Коммандитному товариществу «Пермская ДПМК» о признании строительства-расширения автодороги «» на земельном участке, расположенном по адресу: , , с кадастровым номером № самовольной постройкой, обязании ответчиков за их счет провести рекультивационные мероприятия и приведение вышеуказанного земельного участка в первоначальное состояние, обязать ответчиков прекратить деятельность по строительству расширения автодороги «» на земельном участке, расположенном по адресу: ,  с кадастровым номером № отказать.

На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд после составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16.04.2012 года.

Судья А.В.Балакина