ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28 от 11.01.2012 Павловского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Павловский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Павловский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-28/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Павловск 11 января 2012 года

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Трущелева В.Н.,

при секретаре Зубанёвой О.В.,

с участием представителей истца Поляковой Т.Н. и Копылова В.М., ответчика Бухтина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Г.А. к администрации Н-го района о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

(дата) администрация Н-го района своим постановлением № Полякову Г.А., являющемуся ветераном ВОВ, отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья.

(дата) администрация Н-го района своим постановлением № внесла изменения в вышеуказанное постановление - в преамбуле после слов «Федеральном законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» добавлены слова «пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ»; в части 1 постановления после слов «проживающему по адресу: » добавлены слова «(Основание: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях)» и отменено постановление № от (дата).

В связи с этим, в Павловский районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями обратился Поляков Г.А., поскольку не имеет в собственности жилого помещения, а жилое помещение, в котором он зарегистрирован, принадлежит посторонним лицам, фактически он проживает в другом жилом помещении без регистрации, каких-либо умышленных действий по ухудшению своих жилищных условий он не допускал.

Поскольку Поляков Г.А. является участником Великой Отечественной войны, он имеет право на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета независимо от его финансового положения в соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года, N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями) (далее ФЗакон).

Учитывая то, что ранее своего права на получение такой меры социальной поддержки не использовал, он находит обжалуемое постановление незаконным, нарушающим его права. В своем постановлении администрация района не указывает основания отказа. Также Поляков Г.А. просит суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительство) жилья.

В судебное заседание истец Поляков Г.А. не явился, просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требованиях.

Представители истца - Полякова Т.Н. и Копылов В.М. в судебном заседании при поддержке заявленных требований уточнили их - просят восстановить срок обжалования постановления администрации Н-го района, ссылаясь на обстоятельства иска, при этом добавили, что (дата) постановлением администрации Н-го сельсовета Поляков Г.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в списки участников ВОВ.

Представитель ответчика Бухтин А.В. в судебном заседании не согласен с заявленными требованиями, ссылаясь на доводы, изложенные в ответах на имя заместителя руководителя Главалтайсоцзащиты и прокурора района в адрес истца, которые имеются в материалах гражданского дела, но при этом не оспаривает, что действующим законодательством учет ветеранов ВОВ и лиц приравненных к ним, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов. Во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда администрация Н-го района (дата) внесла изменения в оспариваемое истцами постановление от (дата).

Суд, выслушав участников судебного процесса и исследовав материалы гражданского дела и личного дела учетного лица, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года, N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями) ( далее Закон РФ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В силу п/п. 3 п. 1 ст. 15. ФЗакона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Пунктами 2 и 4 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 года, N 407 с изменениями) предусматривается, что субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года, N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года, N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Установлено, что Поляков Г.А. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным Павловским отделом Военного комиссариата Алтайского края (дата).

В связи с этим, на него распространяются льготы, предусмотренные ст.ст. 21 и 23.2 ФЗакона.

Согласно ст. ст. 3 и 4 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года, № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года, N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"
(с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при осуществлении государственных полномочий, в том числе, ведут учёт ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а Администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.

Таким образом, постановка участников и инвалидов ВОВ на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

В судебном заседании достоверно установлено, что с (дата) по (дата) Поляков Г.А. был зарегистрирован и проживал по адресу: , в квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну Полякову С.Г., а с (дата) по (дата) он был зарегистрирован адресу: , в квартире принадлежащей по договору приватизации семье Полякова С.Г.

С (дата) по настоящее время Поляков Г.А. значится зарегистрированным по адресу: , в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Д.. и Д.., приходящими истцу посторонними лицами.

Фактически, свыше пяти лет, Поляков Г.А. проживает по адресу: , в квартире, принадлежащей по праву собственности К.

(дата) при обращении в администрацию района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Поляков Г.А. указал, что проживает по месту регистрации по , в акте обследования данного жилого помещения указано, что для участия в обследовании приглашался Поляков Г.А.

Администрация Н-го района (дата) своим постановлением № отказала Полякову Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья. Свой отказ администрация района не мотивировала.

(дата) по протесту прокурора Н-го района администрация Н-го района постановлением № внесла изменения в вышеуказанное постановление - в преамбулу постановления дополнила слова следующего содержания «Жилищным кодексом Российской Федерации».

Как уточнил представитель администрации Бухтин А.В. в судебном заседании причиной отказа является то, что Поляков Г.А. преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку комиссия обследовала жилое помещение, указанное Поляковым Г.А., дом признан пригодным для проживания, обеспеченность общей площадью истца выше учетной нормы (11 кв.м.) ( общая площадь 84,1 кв.м., в том числе жилая 52,7 кв.м.), а изменения в постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья были внесены на основании протеста прокурора района.

С заявленными в судебном заседании представителем ответчика Бухтиным А.В. доводами о преднамеренном ухудшении жилищных условий истцом Поляковым Г.А., в том числе представленные Поляковым Г.А. документы не подтверждают право последнего состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд не соглашается по следующим основаниям.

Действительно, основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. 51 ЖК РФ, в силу п. 1 ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как указано выше в решении, с (дата) по (дата) Поляков Г.А. был зарегистрирован и проживал по адресу: , в квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну Полякову С.Г., а с (дата) по 01 (дата) он был зарегистрирован адресу: , в квартире принадлежащей по договору приватизации семье Полякова С.Г.

Из технического паспорта на дом № по  усматривается, что общая площадь дома составляет 145,4 кв.м., а площадь принадлежащей Полякову С.Г. 1/2 доли дома (квартиры № 1) составляет 70,6 кв.м., в том числе жилой 42,1 кв.м.

Согласно постановлению администрации Н-го района № от (дата) на территории Н-го района для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и жилом помещении установлена учетная норма в размере 11-ти кв. м. и менее общей площади жилого помещения, по этим основаниям ответчиком был сделан вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жильем свыше этого норматива (то есть по 17,7 кв.м. на каждого).

Между тем, из заявления К.., подлинность подписи которой удостоверена в нотариальном порядке, видно, на день обращения (дата) Полякова Г.А. в администрацию Н-го района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он фактически свыше пяти лет проживает в ее квартире, расположенной по ул.

Согласно разъяснению, содержавшему в абз. 4 п/п. б п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года, N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

При оценке исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к убеждению в том, что регистрация Полякова Г.А. по адресу: , связана с получением пенсии, фактическим местом жительства Полякова Г.А. свыше пяти лет является квартира К. (п. 3 ст.2 Закона РФ).

Что же касается исковых требований в части восстановления срока обжалования постановления администрации Н-го района от (дата), №, то они также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

П. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года, N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Копию вышеуказанного постановления от (дата) получила Полякова Т.Н. под расписку (дата), л.д. 142-143.

Вместе с тем, (дата) администрация Н-го района постановлением № внесла изменения в вышеуказанное постановление - в преамбулу постановления дополнила слова следующего содержания «Жилищным кодексом Российской Федерации». Копию данного постановления администрация Павловского района не направила Полякову Г.А.

В судебном заседании данное обстоятельство не оспаривается сторонами.

Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, представленных Поляковым Г.А., видно, что последний в трехмесячный срок, который заканчивается (дата), с жалобами обратился к Президенту Российской Федерации и прокурору (дата) района, л.д. 7-8, 67.

Кроме этого, (дата) администрация Н-го района своим постановлением № путем внесения изменений в постановление от (дата), № и отменены постановления № от (дата) продлила сроки обжалования, поскольку названное постановление Поляковым Г.А. получено (дата).

В соответствии со ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Таким образом, по мотивам, вышеуказанным в решении, утверждение заявителя Полякова Г.А. об уважительных причинах пропуска им срока обжалования, суд считает обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Полякова Г.А. удовлетворить.

Восстановить истцу Полякову Г.А. процессуальный срок на обжалование действий администрации Н-го района по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья.

Отменить постановление администрации Н-го района от (дата) № об отказе Полякову Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья.

Отменить постановление администрации Н-го района от (дата) № «О внесении изменений в постановление Администрации Н-го района от (дата) № «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося для получения средств на приобретение (строительства) жилья».

Признать за Поляковым Г.А., участником Великой Отечественной Войны, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Обязать администрацию Н-го района Алтайского края поставить на учет Полякова Г.А., участника Великой Отечественной Войны, в качестве нуждающегося для получения субсидии на приобретение (строительства) жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в 30-дневный срок через Павловский районный суд.

Судья В.Н. Трущелев