ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-28 от 19.01.2012 Вологодского гарнизонного военного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-28/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года г. Вологда

Вологодский гарнизонный военный суд в лице судьи ЖЕСТОКАНОВА В. А., при секретаре САГАТДИНОВОЙ Е.С., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего 2008 представительства Министерства обороны РФ подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – Управление), связанных с выплатой денежного довольствия в неполном объеме,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника Управления, связанные с выплатой ему в неполном объеме: денежного довольствия с 17 сентября по декабрь 2011 года включительно, премии за образцовое выполнение воинского долга за 4-й квартал 2011 года, единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года.

Он указал, что проходит военную службу по контракту в 2008 представительстве Министерства обороны РФ и состоит на финансовом обеспечении в Управлении. В 2010 и 2011 годах в 2008 представительстве Министерства обороны РФ проводились организационно-штатные мероприятия, в связи с чем с его согласия приказом начальника вооружения ВС РФ – заместителя МО РФ от 10 марта 2010 года он был назначен на воинскую должность с меньшим (соответствующей 17 тарифному разряду) месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (26 тарифный разряд).

19 апреля 2011 года приказом Министра Обороны РФ он был назначен на новую должность – начальника 2008 военного представительства, которой соответствовал 20 тарифный разряд. При этом за ним при таком перемещении было сохранено право на получение оклада по ранее занимаемой должности (по 26-му тарифному разряду).

Между тем, начальник Управления отказывается производить начисление денежного довольствия по его новой должности с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности, и произвел названные выплаты, исходя из должностного оклада, соответствующего 20-му тарифному разряду. Данные действия заявитель считает незаконными.

В связи с изложенным он просит обязать начальника Управления произвести ему перерасчет и выплату всех указанных выше видов выплат за период с 17 сентября по декабрь 2011 года с учетом сохранения окладов по ранее занимаемой воинской должности (в размере 5323 рубля - 26 тарифный разряд).

В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал.

Начальник Управления просил рассмотреть дело без его участия. В своем отзыве на заявление он требования ФИО1 не признал, указав, что последний в ходе организационно-штатных мероприятий перемещался на вышестоящую должность, поэтому сохранение за ним оклада по прежней должности неправомерно.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с контрактом заявитель заключил его 28 января 2009 года с Министерством обороны в лице начальника 2008 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации до наступления предельного возраста пребывания на военной службе до 3 апреля 2015 года.

Согласно справке заявитель проходил военную службу в 2008 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации.

Из выписки из приказа начальника вооружения ВС РФ – заместителя МО РФ от 10 марта 2010 года усматривается, что ФИО1 был назначен на воинскую должность – заместитель начальника 2008 представительства Министерства обороны РФ с меньшим месячным (соответствующим 17 тарифному разряду) окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий (26 тарифный разряд) с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности.

Факт проведения организационно-штатных мероприятий в 2008 представительстве Министерства обороны РФ подтверждается копиями приказов начальника 2008 представительства Министерства обороны РФ от 2 февраля 2011 года и от 23 мая 2011 года.

Согласно рапорту заявителя он 2 февраля 2011 года дал свое согласие на назначение на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности (26 тарифный разряд).

Согласно выписке из приказа Министра Обороны РФ от 19 апреля 2011 года заявитель был назначен на новую должность - начальником 2008 представительства Министерства обороны РФ (20 тарифный разряд). При этом в указанном приказе МО РФ также определено, что он перемещается в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий с сохранением месячного оклада по ранее занимаемой им должности – 5323 руб. (26 тарифный разряд).

Выпиской из приказа начальника 112 службы – уполномоченного по качеству вооружения и военной техники Управления военных представительств Министерства обороны РФ от 20 мая 2011 года подтверждается факт установления заявителю оклада по ранее занимаемой им воинской должности в размере 5323 рубля в соответствии с 26 тарифным разрядом.

Как видно из выписки из приказа начальника 112 службы – уполномоченного по качеству вооружения и военной техники Управления военных представительств Министерства обороны РФ от 1 декабря 2011 года ФИО1 подлежало к выплате единовременное денежное вознаграждение по результатам работы в 2011 году в размере трех окладов денежного содержания, а также премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за 4-й квартал 2011 года в размере 100%.

Из разъяснений начальника Управления, данных начальнику 2008 представительства Министерства обороны РФ, усматривается, что с 1 апреля 2011 года 2008 представительство Министерства обороны РФ перешло на финансовое обеспечение в Управление, а отказ в начислении денежного довольствия заявителю по 26 тарифному разряду связан с тем, что при назначении на высшую воинскую должность сохранение ранее получаемого должностного оклада законодательством не предусмотрено, поскольку же заявитель с должности, соответствующей 17 тарифному разряду, был назначен на должность, соответствующей 20 тарифному разряду, т.е. с более высоким, то и начисление денежного довольствия ему производятся с учетом 20 тарифного разряда.

При оценке правомерности выплаты заявителю денежного довольствия в оспариваемом объеме суд исходит из следующего.

В части 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Часть 1 ст. 10 того же закона определяет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Согласно ст. 12 указанного закона (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 74-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Выплата военнослужащим таких дополнительных выплат как единовременное денежное вознаграждение и премия за образцовое выполнение воинского долга предусмотрены ст. 13 вышеуказанного закона.

В соответствии с положениями п. 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы в размере трех окладов денежного содержания. Вознаграждение выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. По решению Министра обороны Российской Федерации выплата вознаграждения может производиться в декабре календарного года, за который оно выплачивается. Размер вознаграждения исчисляется исходя из размеров окладов денежного содержания, установленных на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения.

Пунктом 203 Порядка определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на основании приказа командира воинской части выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год (без учета повышений, не образующих новых окладов по воинским должностям).

Выплата премии в размере одной четвертой установленных годовых норм производится ежеквартально одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за истекшим кварталом (п. 205 Порядка).

Премия исчисляется от оклада по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности и оклада по воинскому званию.

При исчислении премии в расчет принимаются размеры окладов денежного содержания, получаемые военнослужащими на первое число месяца выплаты, следующего за истекшим кварталом, а за четвертый квартал - на 1 декабря календарного года (п. 206 Порядка).

В целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 № 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» Министру обороны Российской Федерации разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады и размеры ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях.

В соответствии с пунктом 23 вышеуказанного Порядка за военнослужащими, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, сохраняются месячные оклады и размеры ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. Решения о сохранении за военнослужащими месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при назначении их на воинские должности с меньшими месячными окладами оформляются в приказах командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащих на воинские должности с меньшими месячными окладами, по представлению соответствующих кадровых органов на основании рапортов военнослужащих. Выплата месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям производится по день сдачи дел и должности в связи с освобождением (отстранением) военнослужащих в установленном порядке от воинских должностей. Указанным военнослужащим установленные месячные и иные дополнительные выплаты производятся исходя из месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям за все время, за которое выплачиваются эти оклады.

Из вышеперечисленных норм законодательства следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при назначении на высшую воинскую должность сохранение ранее получаемого должностного оклада законодательством не предусмотрено.

Между тем, как установлено в судебном заседании, перемещение ФИО1 с его согласия на вышестоящую должность (начальника 2008 военного представительства МО РФ) с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, чем ему был установлен до проведения организационно-штатных мероприятий, было совершено на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2011 года под условием сохранения месячного оклада по ранее занимаемой должности в размере 5323 рубля (26 тарифный разряд).

Согласно приказам Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 года № 1144 и от 23 сентября 2010 года № 1266 c 1 января 2011 года финансовое обеспечение воинских частей возложено на территориальные федеральные бюджетные учреждения – Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

  Пунктами 13-15, 25 Устава определено, что Управление создано в целях государственной, налоговой и социальной политики в сфере деятельности ВС РФ в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения воинских частей и организаций. Управление является уполномоченным финансовым органом МО РФ и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей на основании договора за счет средств и в пределах ассигнований по утвержденным обслуживаемым воинским частям сметам. Управление осуществляет начисление и своевременное обеспечение личного состава положенным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, именно начальник Управления, отказывая в выплате заявителю денежного довольствия, исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности, сам нарушил положения Устава, так как не исполнил приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2011 года о сохранении при перемещении ФИО1 в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия на воинскую должность с меньшим месячным окладом денежного содержания по воинской должности, месячного оклада по изначально занимаемой им должности, то есть по 26 тарифному разряду.

Таким образом, поскольку названный приказ Министра обороны РФ об установлении заявителю денежного довольствия, исходя из размера его месячного оклада по ранее занимаемой им должности, выполнен не был, суд полагает, что действия начальника Управления являются незаконными, а требования заявителя о перерасчете выплаченного ему денежного довольствия за период с 17 сентября 2011 года по декабрь 2011 года, премии за 4-й квартал 2011 года и единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Между тем, суд учитывает, что п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом МО РФ от 30 июня 2006 года № 200, определено, что денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

Таким образом, в данном случае положения ст. 256 ГПК РФ применению не подлежат, и заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

Поскольку требования ФИО1 удовлетворены, ему, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению судебные расходы со стороны Управления, как органа, непосредственно осуществляющего распоряжение денежными средствами.

Руководствуясь ст.ст. 196-198, 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить полностью.

Действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», связанные с выплатой ФИО1 денежного довольствия в неполном объеме, признать незаконными.

Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» произвести ФИО1 перерасчет выплаченного ему за период с 17 сентября 2011 года по декабрь 2011 года денежного довольствия, единовременного денежного вознаграждения по итогам 2011 года, премии за образцовое выполнение воинского долга за 4 квартал 2011 года с учетом сохранения окладов по ранее занимаемой воинской должности, исходя из должностного оклада в размере 5323 рубля (26 тарифный разряд).

Судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины, возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» и взыскать с него в пользу ФИО1 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ В. ЖЕСТОКАНОВ