ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280(2019 от 25.01.2019 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-280(2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2019 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми

в составе: председательствующего судьи Кондратюк О. В.

при секретаре Погодиной Ю.В.,

с участием истца Денисовой М.Н., представителя истца Канцер А.Р., представителя ответчика Кусакиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Марии Николаевны к ГУ Управлению пенсионного фона РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности по выплате части средств материнского капитала,

у с т а н о в и л :

Денисова М.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности по выплате части средств материнского капитала Просит признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Мотовилихинскому району г. Перми в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, оформленный решением от 19.10.2018г. и обязать направить средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от 01.09.2018г., заключенного между МАДОУ «ЦРР Детский сад » г. Перми и Денисовой М.Н. В обоснование иска указала, что 19.09.2018 года истец обратилась в УПФ РФ в Мотовилихинском районе города Перми с заявлением о распоряжении частью средств материнского капитала. 19.10.2018г. ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления по причине не достижения младшим ребенком трех лет. Решение об отказе получено истцом 01.11.2018г. Отказ пенсионного фонда истец считает не законным и не обоснованным по следующим основаниям. В заявлении о распоряжении частью средств материнского капитала истец просила оплатить платные образовательные услуги дошкольного образования такие как: студия рисования «Аквамарин», футбольная школа «Чемпион», спортивная секция «Каратэ», студия «Белая ладья». К заявлению был приложен договор от 01.09.2018 об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, заключённый между Денисовой М.Н. и МАДОУ «ЦРР - детский сад », копия лицензии, приложение к ней на дошкольное образование и дополнительное образование детей по дополнительным общеразвивающим программам на осуществление соответствующей деятельности. Все вышеуказанные услуги относятся к образовательным услугам по реализации образовательных программ дошкольного образования, либо к иным связанным с получением дошкольного образования расходам. В связи с внесением изменений в закон, с 01.01.2018 г. заявление о распоряжении материнским капиталом может быть подано заинтересованным лицом в любое время со дня рождения второго ребенка в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов. Истец имеет право распорядиться частью средств материнского капитала для оплаты договора. Кроме того, 14.05.2018 г. (уведомление ) УПФ РФ в Мотовилихинском районе города Перми было удовлетворено заявление истца о распоряжении частью средств материнского капитала на оплату аналогичного договора.

Истица Денисова М.Н., представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивали, поддержали доводы искового заявления. Пояснили, что услуги, оказываемые образовательным учреждением дошкольного образования входят в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «ЦРР - детский сад » имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию. Ответчик, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств законности направленного Истцу отказа, в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского капитала, принятого УПФ РФ в Мотовилихинском районе города Перми 19.10.2018 г. До представления заявления в УПФ РФ в Мотовилихинском районе города Перми, истец обратилась за разъяснением о возможности распоряжения средствами материнского капитала на оплату услуг дополнительного образования. На обращение истца УПФ РФ дало положительный ответ, только после получения которого истец обратилась с письменным заявлением. С момента удовлетворения идентичного заявления истца в мае 2018 года по настоящее время законодательство в этой части не изменялось, однако изменилась позиция ответчика, который приводит голословные доводы, без соответствующих ссылок на нормативно-правовые акты. Истцом были сделаны запросы в Пенсионный Фонд Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Согласно письма ПФР от 07.12.2018г. № Д-51402-19/53601 полностью подтверждено мое законное право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования. Данным письмом указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления с заявлением на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. В данном письме-разъяснении ПФР указал, что лицензия должна содержать виды на образовательную деятельность. Но данный вопрос отнесен действующим законодательством к компетенции Рособрнадзора. Согласно письму-разъяснению Рособрнадзора от 21.01.2019 г. № Де-271/13-340 установлено полное соответствие представленных в УПФ РФ копий лицензий, установленным законом требованиям. В совокупности ответов государственные органы подтверждают позицию истца и указывают на законность требования о выплате части средств материнского капитала по договору от 01.09.2018 об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, заключённым между Денисовой М.Н. и МАДОУ «ЦРР - детский сад ». Таким образом, государственные органы подтверждают законность требований истца и нарушение ее прав Ответчиком.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, представила письменные возражения по иску (л. д. 23-24). Указала, что в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено направление средств материнского (семейного) капитала на оказание образовательных услуг по дополнительным образовательным программам до достижения ребенком трехлетнего возраста, Управлением обоснованно вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 19.09.2018г. Право на материнский семейный капитал возникло у Денисовой М.Н. в связи с рождением второго ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно, право на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату дополнительных платных образовательных услуг наступит не ранее 16.09.2020г. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Преамбула Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и его ст. 1 указывают на то, что целью данного нормативного правового акта является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции РФ и общепризнанных принципов, установленных нормами международного права, в частности ч.3 ст. 27 Конвенции «О правах ребенка».

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами или частью средств материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми).

Согласно части 5 статьи 7 Закона Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 6 ст. 7 закона № 256-ФЗ заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в п. 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» были внесены дополнения в часть 6.1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2018г.

В соответствии с ч. 6.1. ст. 7 указанного закона заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Из п.1 ч. 2 ст. 11 указанного Закона следует, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

В развитие указанной нормы права, Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 926 утверждены «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».

Указанные Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Средства могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг (п. 2 Правил).

При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг (п. 5).

Средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 8 (1) Правил).

В соответствии с п.1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

В ст. 4 ГК РФ закреплен общий принцип действия гражданского законодательства во времени, который заключается в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Виды расходов, на которые могут быть направлены средства или часть средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми), порядок подачи заявления о распоряжении и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении, установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».

Материалами дела установлено, что Денисова Мария Николаевна обратилась в Управление с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала 19.09.2018г., указав направление «На оплату платных образовательных услуг», представила договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от 01.09.2018г., заключенный между МАДОУ «Центр развития ребенка Детский сад № 397» г. Перми и ФИО3 о предоставлении платных образовательных услуг ребенку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.: студия рисования «Аквамарин», футбольная школа «Чемпион», спортивная секция «Каратэ», студия «Белая ладья» (л. д. 9-12).

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования включены в состав основных общеобразовательных программ (п.3 ст. 12 Закона № 273- ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 12 ФЗ об образовании образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух равнозначных частей - основная образовательная программа и дополнительная образовательная программа.

При этом, пункт 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» разрешает использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, т.е. на оплату как основной, так и дополнительной образовательных программ. Кроме того, сами по себе платные услуги характерны именно для дополнительной образовательной программы.

На основании вышеизложенного услуги, оказываемые образовательным учреждением дошкольного образования входят в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

На основании ч. 1 ст. 91 ФЗ об образовании на территории Российской Федерации образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования.

В соответствии лицензией от 21.08.2014 г. (серия ) на осуществление образовательной деятельности и приложением к лицензии на право ведения образовательной деятельности от 21.08.2014 г. серия Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №397» г. Перми имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии, а именно: Дополнительное образование детей и взрослых: дополнительные общеразвивающие программы.

В силу ч.6 ст. 12 ФЗ об образовании образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с договором об образовании/на обучение по дополнительным образовательным программам от 01.09.2018 г., заключенному между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка - детский сад » г. Перми и Денисовой Марией Николаевной в 2018 года в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оказываются платные образовательные услуги по реализации образовательных программ ( в т. ч. студия рисования «Аквамарин», футбольная школа «Чемпион», спортивная секция «Каратэ», студия «Белая ладья»….).

Все виды образовательных услуг по подвидам дополнительного образования осуществляются на основании лицензии; разработанных образовательных программ, утвержденных должным образом и в полном соответствии с действующим законодательством, так как дошкольное образовательное учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию.

В обоснование возражений по иску представитель ответчика указал, что действующим законодательством не предусмотрено направление средств материнского (семейного) капитала на оказание образовательных услуг по дополнительным образовательным программам до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Истец, представитель истца указали, что подобное ограничение законодательством не предусмотрено и средства материнского капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов.

При этом, п. 6.1. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» разрешает использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, т.е. на оплату как основной, так и дополнительной образовательных программ.

В законе не указано, какая именно образовательная программа может оплачиваться из средств материнского капитала. Более того, ни в одном нормативном акте нет запрета на использование средства материнского капитала на оплату дополнительных образовательных программ.

Истцом Денисовой М.Н. были направлены запросы в Пенсионный Фонд Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласно п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 ПФР обеспечивает, в том числе, разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

В соответствии с п.п. 5.11 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 5.3 вышеуказанного Положения, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Согласно п. 5.2.11. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии и технических требований к указанным документам.

Согласно письма Пенсионного Фонда России от 07.12.2018 г. № Д-51402-19/53601 подтверждено право истца на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования. Кроме того, данным письмом указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления с заявлением на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. При этом, в данном ответе Пенсионный Фонд России указал, что лицензия должна содержать виды на образовательную деятельность (л. д. 39-40).

Согласно письму- разъяснению Рособрнадзора от 21.01.2019 г. № Де-271/13-340 установлено полное соответствие представленных заявителем Денисовой М.Н. в УПФР копий лицензий установленным законом требованиям (л.д.37-38).

Из положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что перечень оснований для отказа в распоряжении средствами материнского капитала является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, тогда как основания отказа, приведенные в решении от 19.10.2018г., в данный перечень не входят.

Таким образом, с 01.01.2018 года, заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения второго ребенка в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов.

Заявление истицы ФИО3 с просьбой направить средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования н/л ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от 01.09.2018г., заключенного между МАДОУ «ЦРР- Детский сад » г. Перми и Денисовой М.Н. не противоречит законодательству.

Следовательно, решение пенсионного органа от 19.10.2018г. об отказе истице Денисовой М.Н. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и направлении средств на получение ребенком дополнительных платных образовательных услуг является незаконным, поэтому истец имеет право распорядиться частью средств материнского капитала для оплаты договора от 01.09.2018г., заключенного между МАДОУ «ЦРР - Детский сад » г. Перми.

При этом, 14.05.2018 года (уведомление ) УПФ РФ в Мотовилихинском районе города Перми ранее удовлетворил заявление Денисовой М.Н. о распоряжении частью средств материнского капитала на оплату аналогичного договора.

На основании изложенного, исковые требования Денисовой М.Н. к ГУ Управлению пенсионного фона РФ по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности по выплате части средств материнского капитала подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мотовилихинскому району г. Перми в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, оформленный решением от 19.10.2018г. .

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мотовилихинскому району г. Перми направить средства материнского (семейного) капитала на получение дополнительного образования несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам от 01.09.2018г., заключенного между МАДОУ «Центр развития ребенка Детский сад » г. Перми и Денисовой Марией Николаевной.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

С У Д Ь Я :