ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280 от 07.09.2010 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-280/2010

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2010 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Анисимовой И.Ю.,

с участием пом.прокурора Лащеновой Е.В.,

представителя третьего лица Ушейкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям: Салмину Алексею Петровичу, Пласкину Владиславу Петровичу, Филипповой Ольге Михайловне, Васильеву Юрию Владимировичу, Катанаеву Виктору Михайловичу, Селивестрову Юрию Викторовичу, Карпеевой Аиде Андреевне, Морозову Дмитрию Николаевичу, Федотову Алексею Валерьевичу, Васильеву Александру Михайловичу, Рыбакову Сергею Вячеславовичу о признании организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной и обязании прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск»,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калининского района г.Чебоксары, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, п.7 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, 4, 7 Закона ЧР от 29.12.2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике», п.п.4.14, 4.6, 5.2, 5.12, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №32, п.п.2.1, 2.4, 2.5 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 г. №96, ч.ч.1, 5 ст.27 ФЗ от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Салмину А.П., Пласкину В.П., Филипповой О.М., Васильеву Ю.В., Катанаеву В.М., Селивестрову Ю.В., Карпеевой А.А., Морозову Д.Н., Федотову А.В., Васильеву А.М., Рыбакову С.В. о признании организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной и обязании прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте №332к «Чебоксары - Новочебоксарск».

В обоснование исковых требований указывает, что по договору на оказание посреднических услуг фрахтователю ИП Салмину А.П. по предоставлению агентом фрахтователя ИП Павловым А.Н. посадочных мест в автобусе, организацию заказных перевозок на маршруте №332к «Чебоксары (Контур) -Новочебоксарск» осуществляет ИП Салмин А.П. в соответствии с наряд - заказами, оформляемыми фрахтовщиком и субфрахтовщиками (лицензированными перевозчиками). В свою очередь, ИП Павловым А.Н., именуемым «агентом фрахтователя», заключен договор №5 от 01 ноября 2009г с ИП Пласкиным В.П., именуемым «субагентом фрахтователя», предметом которого является совместная деятельность сторон на удовлетворение потребностей фрахтователей в получении посреднических услуг на оформление заказа на предоставление посадочного места в автобусе, зафрахтованном агентом фрахтователя через генерального фрахтовщика для выполнения пассажирских перевозок на заказном маршруте «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск». По условиям договора субагент фрахтователя представляет интересы агента фрахтователя непосредственно в пути следования автобуса, привлеченного на заказной маршрут путем оформления БСО «Посадочный талон» по требованию фрахтователей в салоне автобуса. Аналогичные договоры агентом фрахтователя Павловым А.Н. заключены с остальными ответчиками ИП Филипповой О.М., ИП Васильевым Ю.В., ИП Катанаевым В.М., ИП Селивестровым Ю.В., ИП Карпеевой А.А., ИП Морозовым Д.Н., ИП Федотовым А.В., ИП Васильевым А.М., ИП Рыбаковым С.В.. Из пояснений ИП Салмина А.П. установлено, что перевозка пассажиров по вышеуказанному заказному автобусному маршруту организована в соответствии с заказ-нарядами на предоставление транспортного средства при участии субагентов фрахтователя. В ходе проверки установлено, что ИП Салмин А.П., как организатор перевозок, и индивидуальные предприниматели, привлеченные на договорной основе к осуществлению пассажирских перевозок, не имеют документов, подтверждающих надлежащую организацию маршрута в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормативными документами, а именно, ответчиками деятельность по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется по маршруту №332к без утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута, схемы и расписания движения маршрутов. Салминым А.П., как организатором маршрута, и остальными ответчиками, как индивидуальными предпринимателями, не согласована с администрацией г.Чебоксары схема опасных участков заказного маршрута. Маршрут организован без разрешения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, фамилии ответственных за перевозки не вносятся в путевой лист. Заказчиками не обеспечивается: подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения, проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом, руководителей групп списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей, водителей - местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе), стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовке его к обратному рейсу. Кроме того, договора на оказание транспортных услуг, заключенные между индивидуальными предпринимателями, являющимися заказчиками перевозок (ИП Салминым А.П.) и индивидуальными предпринимателями-перевозчиками (владельцами автобусов) отсутствуют. Каких-либо документов, свидетельствующих о заказном характере перевозок, а также документов, подтверждающих их оплату пассажирами, в ходе проверки не представлено. Поскольку, исходя из смысла ч.5 ст.27 ФЗ РФ №259-ФЗ в случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных услуг для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы не допускается, ИП Салмин А.П. и индивидуальные предприниматели-перевозчики услуги по осуществлению заказным перевозок не оказывают, с неопределенного круга пассажиров незаконно взимается плата за перевозку. Фактически индивидуальными предпринимателями Пласкиным В.П., Филипповой О.М., Васильевым Ю.В., Катанаевым В.М., Селивестровым Ю.В., Карпеевой А.А.., Морозовым Д.Н., Федотовым А.В., Васильевым A.M.. Рыбаковым СВ. осуществляется деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования, а не заказных перевозок, что влечет нарушение неопределенного круга лиц (граждан-пассажиров). Маршрут №332к «Чебоксары (Контур) - Новочебоксарск», в целом, организован не в установленном порядке и направлен на ограничение и устранение ответственности, возложенной на организаторов перевозок и предпринимателей, непосредственно осуществляющих перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси. В нарушение ст.ст. 27, 37 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пунктов 93,94,95,97 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» договора фрахтования (наряд-заказы) транспортных средств не соответствуют предъявляемым требованиям; в наряд-заказах отсутствуют фрахтователи (заказчики) перевозок; плата водителями с пассажиров взимается лично; списки пассажиров отсутствуют. Из документов, представленных ИП Салминым А.П. установлено, что согласно договору на оказание посреднических услуг фрахтователю на оформление заказа по предоставлению агентом фрахтователем посадочного места в автобусе на заказном маршруте «г.Чебоксары (Контур) - г.Новочебоксарск (Сокол)» заказ-наряд оформляется между генеральным фрахтовщиком и субфрахтовщиком, однако согласно наряд-заказа на предоставление транспортного средства на заказной рейс «г.Чебоксары - г.Новочебоксарск - г.Чебоксары» последний подписывается фрахтователем, а не генеральным фрахтовщиком, при этом фрахтователем является сам ИП Салмин А.П.. Согласно посадочного талона ИП Салмин А.П. является фрахтовщиком, а не фрахтователем. Таким образом, ИП Салмин А.П. сам у себя заказывает (фрахтует) транспортные средства. При этом посадочные талоны исполнены не типографическим способом, корешок талона как обязательный реквизит БСО отсутствует, что является нарушением требования ст. 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении налично-денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт» от 17.07.2009 года № 162-ФЗ. Указанное характерно для регулярных перевозок (при заказных перевозках правоотношения между пассажиром, если он не является фрахтователем, и перевозчиком отсутствуют). Поскольку у Салмина А.П. отсутствуют договоры на право представления интересов пассажиров, являющихся в применяемой схеме «неопределенным кругом лиц», все заключенные им в интересах граждан договоры по организации перевозок являются мнимыми, прикрывающими деятельность по осуществлению регулярных перевозок. Также установлено, что денежные средства по посадочному талону взимаются с населения предпринимателями - агентами фрахтователя, т.е. в пользу ИП Салмина А.П., который одновременно является и фрахтователем и фрахтовщиком. Тем самым, денежные средства с населения взимаются фактически в пользу перевозчика (фрахтовщика) за перевозку пассажиров, что является нарушением ст. 27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта». Факты осуществления незаконных пассажирских перевозок на маршруте №332 к «Чебоксары - Новочебоксарск» выявлялись и в 27.11.2009 г. в ходе проверки, организованной ЧПАП №2, а также 24.12.2009 г. на посту ДПС «Восточный» в ходе проверки УГАДН по ЧР и прокуратуры Калининского района г.Чебоксары, и 03.12.2009 г. в ходе проверки, организованной прокуратурой Московского района г.Чебоксары. В результате организации заказных перевозок по схеме регулярного автобусного маршрута не в установленном порядке, а также в осуществлении указанных перевозок индивидуальными предпринимателями, привлеченными для этих целей, вводится в заблуждение неопределенный круг лиц (пассажиры), не обеспечиваются условия безопасности движения, а также сохранность здоровья и имущества пассажиров, уполномоченными органами в установленном законом порядке не осуществляется лицензионный контроль за состоянием транспортных средств и водителей, непосредственно осуществляющих автоперевозки.

В судебном заседании ст.пом.прокурора Калининского района г.Чебоксары Лащенова Е.В. исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что ответчики осуществляют обычные регулярные перевозки, но организуют их как заказные, разрешения же Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР на эти перевозки не имеется.

Представитель третьего лица Ушейкина И.А. требования прокурора поддержала, дополнив суду о том, что автобусный маршрут должен открываться по распоряжению Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР. У ответчиков имеется лишь акт обследования дорожных условий по маршруту г.Чебоксары (Контур) - г.Новочебоксарск (Сокол) на предмет открытия автобусного маршрута, что недостаточно.

Ответчики Салмин А.П., Пласкин В.П., Филиппова О.М., Васильев Ю.В., Катанаев В.М., Селивестров Ю.В., Карпеева А.А., Морозов Д.Н., Федотов А.В., Васильев А.М., Рыбаков С.В., извещенные судом надлежаще, в судебное заседание не явились. Ответчики Морозов Д.Н., Силивестров Ю.В., Катанаев В.М., Васильев А.М. и Федотов А.В., как следует из письменных уведомлений, собственноручно расписались в получении извещений суда. Ответчики Салмин А.П. и Пласкин В.П., также были извещены о судебном заседании под расписку. Извещения, направленные по месту регистрации ответчиков Карпеевой А.А., Рыбакова С.В., Васильева Ю.В., Филипповой О.М., Павлова А.Н., возвращены почтовым отделением за истечением срока их хранения, что свидетельствует о нежелании ответчиков получать извещение суда. Поскольку прокурор просил рассмотреть дело в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотрение дела в таком порядке.

В письменном отзыве на иск, представленном ранее ответчиком Салминым А.П., указывается, что законодательством не предусмотрена обязанность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) регистрировать в налоговых органах бланки строгой отчетности, выдаваемые ими при осуществлении денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин, а организации, которые оказывают услуги населению, могут выдавать собственные бланки строгой отчетности. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Согласно представленного договора наряд - заказа он является «фрахтователем», а лица, осуществляющие перевозку неопределенного круга лиц, являются «фрахтовщиками». Согласно ст.91 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112 договор фрахтования должен предусматривать порядок допуска для определенного круга к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил, однако такой порядок допуска пассажиров не предусматривается при перевозке неопределенного круга лиц. П.5 ст.27 Устава предусмотрено, что в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы за проезд с указанных лиц не допускается. Взимание платы с неопределенного круга лиц следующих по заказному маршруту «Чебоксары - Новочебоксарск» осуществляется за оказание посреднических услуг в оформлении фрахта на место в микроавтобусе ------» на основании договора заказ наряда, заключенного между «фрахтователем» и «фрахтовщиком» при участи «агента «фрахтователя» и договора на оказание посреднических услуг фрахтователю на оформление заказа. Вид деятельности ***. При осуществлении перевозок пассажиров по договору заказ - наряда отсутствует необходимость заключения договора с организатором заказчиком пассажирских перевозок - Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, так как маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования (ст. 28 Устава). Также в соответствии с п.5.13 Приказа Минтранса РФ от 8 января 1997 г. №2 акт обследования дорожных условий по заказному маршруту Чебоксары(Контур) -Новочебоксарск (Сокол) имеется и схема движения с указанием опасных участков дороги, линейных и дорожных сооружений согласована.

Ответчик Пласкин В.П. также представил письменный отзыв на иск, в котором указывает, что им был заключен договор аренды транспортного средства - автобуса рег.номер ****** без экипажа, по которому предоставил арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Срок действия договора был установлен один год. Лицензионные документы на автомобиль были получены по 5 ноября 2009 г.. С 1 ноября 2009 г. эксплуатация автобуса была прекращена и в дальнейшем договор аренды и лицензионные документы на данный автомобиль не продлевались, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу и просит дело рассмотреть без его участия.

Представители третьих лиц Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, УГИБДД МВД по ЧР, ИФНС России по г.Чебоксары, третьи лица Архипов С.Г., ИП Павлов А.Н. в судебное заседание не явились, хотя надлежаще извещались судом о времени и месте рассмотрения дела. УГИБДД МВД по ЧР просило дело рассмотреть без участия его представителя.

Выслушав ст.пом.прокурора, представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик Салмин А.П. осуществляет перевозки по маршруту №332к «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск». Данный факт подтверждается следующими доказательствами.

Как следует из материалов дела в рамках договоренности на оказание посреднических услуг фрахтователю ИП Салмину А.П. по предоставлению агентом фрахтователя ИП Павловым А.Н. посадочных мест в автобусе, организацию заказных перевозок на маршруте №332к «Чебоксары (Контур) -Новочебоксарск» осуществляет ИП Салмин А.П. в соответствии с наряд-заказами, оформляемыми фрахтовщиком и субфрахтовщиками (лицензированными перевозчиками).

Так, ИП Павловым А.Н., именуемым «агентом фрахтователя» заключен договор №5 от 1 ноября 2009 г. с ИП Пласкиным В.П., именуемым «субагентом фрахтователя», предметом которого является совместная деятельность сторон на удовлетворение потребностей фрахтователей в получении посреднических услуг на оформление заказа на предоставление посадочного места в автобусе, зафрахтованном агентом фрахтователя через генерального фрахтовщика для выполнения пассажирских перевозок на заказном маршруте «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск», по условиям которого субагент фрахтователя представляет интересы агента фрахтователя непосредственно в пути следования автобуса, привлеченного на заказной маршрут путем оформления БСО «Посадочный талон» по требованию фрахтователей в салоне автобусал.д.174).

Сама перевозка пассажиров по вышеуказанному заказному автобусному маршруту организована в соответствии с заказ-нарядами на предоставление транспортного средства при участии субагентов фрахтователя.

Так, согласно наряд-заказа (без номера) на предоставление транспортного средства на заказной рейс «г.Чебоксары-г.Новочебоксарск-г.Чебоксары» от ноября 2009 г. (без указания даты), ИП Салмин А.П., как фрахтователь, и ИП Пласкин В.П., как субфрахтовщик, заключили договор фрахтования во исполнение генерального наряда-заказа №332-к, заключенного фрахтовщиком при участии Агента фрахтователя ИП Павлова А.Н.. Договорились о предоставлении транспортного средства для перевозки фрахтователей по предъявлению последними посадочных талонов к наряд-заказу №332к заказного рейса «г.Чебоксары - г.Новочебоксарск - г.Чебоксары».

При этом, хотя заказ-наряд оформляется между генеральным фрахтовщиком и субфрахтовщиком, однако ИП Салмин А.П. подписался под условиями договора фрахтователем, а не генеральным фрахтовщиком, при этом фрахтователем является сам ИП Салмин А.П. л.д.173).

Как следует из копий посадочных талонов, ИП Салмин А.П. является фрахтовщиком, а не фрахтователем. Таким образом, ИП Салмин А.П. сам у себя заказывает (фрахтует) транспортные средства.

Аналогичные договоры агентом фрахтователя Павловым А.Н. заключены с ИП Филипповой О.М. (договор №14 от 25 октября 2009 г.), с ИП Васильевым Ю.В. (договор №16 от 1 октября 2009 г.), с ИП Васильевым Ю.В. (договор №17 от 17 сентября 2009 г.), с ИП Катанаевым В.М. (договор №8 от 11 сентября 2009 г.), с ИП Селивестровым Ю.В. (договор №4 от 1 октября 2009 г.), с ИП Карпеевой А.А. (договор №17 от 20 сентября 2009 г.), с ИП Морозовым Д.Н. (договор №19 от 1 октября 2009 г.), с ИП Федотовым А.В. (договор №3 от октября 2009 г., без указания даты), с ИП Васильевым А.М. (договор №2 от 1 октября 2009 г.), ИП Рыбаковым С.В. (договор №4 от 1 ноября 2009 г.). Кроме того, ИП Салминым А.П. с указанными лицами заключены аналогичные наряд-заказы. л.д.171-245).

Ответчиком Салминым А.П. указанные договоры и сама организация перевозок пассажиров автобусным маршрутам расценивается как заказная перевозка. Ранее в судебном заседании он подтверждал организацию им самим без участия ответчиков пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту.

Как следует из положений ст.5 ФЗ РФ от 08.12.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Понятие перевозки по заказам определены в ст.27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в 3 разделе Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112, согласно которым перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Под регулярными перевозками, по смыслу ст.19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и раздела 2 Правил, понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному и тому же маршруту по обращению любого физического лица. То есть отличительными признаками регулярных перевозок в отличие от заказных являются наличие публичного договора, как основания перевозки и их систематичность.

Анализируя условия договоров фрахтования и заказ-нарядов в их совокупности с фактической организацией перевозок пассажиров ответчиками, суд приходит к выводу, что перевозка пассажиров носит регулярный характер, поскольку местом отправления заказного маршрута является г.Чебоксары (остановка Контур), местом прибытия - г.Новочебоксарск (остановка Сокол). Услуги по перевозке пассажиров оказываются неопределенному кругу лиц, схема движения маршрута согласована с Управлением ГИБДД МВД ЧР л.д.49), посреднические услуги по перевозке пассажиров осуществляются на основании договора о совместной деятельности лицензированными перевозчиками.

Кроме того, отношения с гражданами, желающими воспользоваться услугами по перевозке, ИП Салмин А.П. оформляет путем продажи посадочных талонов. Для выполнения заказных перевозок ИП Павлов А.Н. заключил договоры с субфрахтовщиками, имеющими автобусы для перевозок и лицензии на право осуществления пассажирских перевозок, ИП Салмин А.П. ежедневно выписывает заказ-наряды с субфрахтовщиками. Субфрахтовщики одновременно являются субагентами Салмина А.П.. Так, ИП Салминым А.П. был заключен договор (заказ-наряд) с ИП Васильевым Ю.В. на выполнение пассажирских перевозок по предъявлению посадочных талонов по рейсу «г.Чебоксары (Контур)-г.Новочебоксарск (Сокол)» от октября 2009 г. (без указания даты), и с ним же (ИП Васильевым Ю.В.) представителем (агентом) фрахтователя (ИП Салмина А.Н.) Павловым А.Н. был заключен договор №16 от 1 октября 2009 г. на реализацию посадочных талонов на заказной рейс.

Аналогичные договорные отношения существовали между ИП Салминым А.Н., ИП Павловым А.Н. и ответчиками Пласкиным В.П., Филипповой О.М., Васильевым Ю.В., Катанаевым В.М., Селивестровым Ю.В., Карпеевой А.А., Морозовым Д.Н., Федотовым А.В., Васильевым А.М., Рыбаковым С.В.

Таким образом, периодичность движения по установленному маршруту (Чебоксары-Новочебоксарск), посадка и высадка пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках, вид перевозок и публичный характер взаимоотношений между ИП Салминым А.П. и пассажирами, указывают на организацию ИП Салминым А.П., и соответственно осуществление непосредственно индивидуальными предпринимателями Пласкиным В.П., Филипповой О.М., Васильевым Ю.В., Катанаевым В.М., Селивестровым Ю.В., Карпеевой А.А., Морозовым Д.Н., Федотовым А.В., Васильевым А.М., Рыбаковым С.В. регулярных пассажирских перевозок.

Порядок осуществления регулярных пассажирских перевозок установлен следующим образом.

В соответствии со ст.4 Закона ЧР от 29 декабря 2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются уполномоченным органом.

Согласно Положению о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 г. №231 Министерство является уполномоченным органом на организацию открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.

В соответствии со ст.7 Закона ЧР от 29.12.2003 г. №48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» уполномоченный орган утверждает паспорта и схемы межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов; определяет объем заказа, в том числе государственного заказа, на пассажирские перевозки автомобильным транспортом; размещает государственный заказ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также организует осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа; заключает с перевозчиками государственные контракты на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основе государственного заказа, а также договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа и осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками принятых договорных обязательств; организует изучение состояния рынка транспортных услуг пассажирам автомобильным транспортом на территории Чувашской Республики; проводит анализ и прогнозирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, готовит и представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики предложения по объему бюджетных ассигнований на покрытие убыточности пассажирских перевозок автомобильным транспортом и приобретение подвижного состава; в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок; согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок; организует конкурсы на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом и т.д.

Согласно п. п. 4.6, 4.7, п.21. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 г. №96 «О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике» перевозка пассажиров по маршрутным расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается. Изменение расписания и схемы движения автобусов по маршрутам согласовываются и утверждаются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок. Открытие новых, изменение, закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов осуществляется уполномоченным органом с учетом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий на пути движения автобуса, осуществляемого в соответствии со схемой маршрута.

Из сообщения Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР от 13 января 2010г. следует, что решение об открытии маршрута №332к «Чебоксары (Контур)-Новочебоксарск) Минстроем Чувашии не принималось. В Государственном (республиканском реестре) перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории ЧР, маршрут №332к не числится. л.д.29).

Указанные требования закона при осуществлении перевозок пассажиров ответчиками не соблюдены, в связи с чем суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в соответствии с ч.4 и ч.5 ст. 27 ФЗ РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров. В случае, если договором фрахтования, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Ответчиком ИП Салминым А.П. не оспаривается оформление им заказ-нарядов на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. В этом случае, согласно Приложению №4 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилии и инициалы водителей; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

Указанные обязательные реквизиты в представленных заказ-нарядах отсутствуют.

Ссылка ответчика ИП Салмина А.П. на заказной характер перевозок и распространение в связи с этим условий лишь договора фрахтования на сложившиеся отношения, являются несостоятельными. Осуществляемые ответчиками перевозки пассажиров, являющиеся в действительности регулярными, не обеспечивают условия безопасности движения, сохранности здоровья и имущества пассажиров, за состоянием транспортных средств и водителей не осуществляется лицензионный контроль, в связи с чем организация таких перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» является незаконной, а исковые требования прокурора являются обоснованными.

В случае несогласия решением, в соответствии со ст.237 ГПК РФ, ответчики Салмин А.П., Пласкин В.П., Филиппова О.М., Васильев Ю.В., Катанаев В.М., Селивестров Ю.В., Карпеева А.А., Морозов Д.Н., Федотов А.В., Васильев А.М., Рыбаков С.В. вправе обратиться в Ленинский районный суд г.Чебоксары с заявлением об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения. При этом ответчикам следует предоставить в Ленинский районный суд г.Чебоксары доказательства уважительности причин неявки на судебное заседание и невозможности сообщения об этом суду, а также доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198 и 235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Калининского района г.Чебоксары ЧР удовлетворить.

Признать организацию перевозок пассажиров автомобильньм транспортом на заказном маршруте №332к «Чебоксары-Новочебоксарск» незаконной.

Обязать индивидуальных предпринимателей: Салмина Алексея Петровича, Пласкина Владислава Петровича, Филиппову Ольгу Михайловну, Васильева Юрия Владимировича, Катанаева Виктора Михайловича, Селивестрова Юрия Викторовича, Карпееву Аиду Андреевну, Морозова Дмитрия Николаевича, Федотова Алексея Валерьевича, Васильева Александра Михайловича, Рыбакова Сергея Вячеславовича прекратить деятельность по организации и перевозке пассажиров и багажа на заказном автобусном маршруте № 332к «Чебоксары - Новочебоксарск».

Ответчики вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья

Мотивированное решение составлено 13 сентября 2010 г.

Решение не вступило в законную силу.