ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2800/18 от 22.05.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2800/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2018 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Кинжаковой И.А.

с участием истцов

ФИО1, ФИО2, ФИО3

представителя ответчика ФИО4. действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ПАО «ТГК-14» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, понуждении совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с иском в суд, ссылаясь на следующее. В нарушение приказа Минтерразвития от ДД.ММ.ГГГГ № 627 ПАО «ТГК-14» установило прибор общедомового учета тепла с маркой счетчика СТУ-1, без обследования инженерных коммуникаций дома. Проверки, которые проводились прокуратурой Ингодинского района г. Читы и прокуратурой Забайкальского края установили, что акт обследования инженерных коммуникаций не составлялся. О невозможности установки ОДПУ подтверждает акт обследования инженерных коммуникаций дома, выполненный компанией ООО «Лидер» от ДД.ММ.ГГГГ. Участие в проведении обследования инженерных коммуникаций ПАО «ТГК-14» не принимало. Об установке ОДПУ истца узнали в конце января 2015 года, после получения квитанции об оплате за тепло. Сумма оплаты для дома составила <данные изъяты>. Это затраты на приобретение и установку ОДПУ. Собрание собственников жилья по установке ОДПУ и выбора представителя для подписания акта на первичную установку и ввод в эксплуатацию прибора не было. Сумма, предъявленная для оплаты ОДПУ составила у ФИО1 <данные изъяты>, у ФИО2 <данные изъяты>, у ФИО3 <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было взыскано в принудительном порядке с ФИО1 <данные изъяты>, в ФИО2 <данные изъяты>, с ФИО5 <данные изъяты>. С установкой ОДПУ плата за тепло возросла на 300-<данные изъяты> по сравнению с действующим тарифом. На основании вышеизложенного истцы просят суд признать незаконными действия ПАО «ТГК-14» по установке и вводу в эксплуатацию ОДПУ. Произвести возврат денежных средств, взысканных с собственников жилья на погашение затрат для ПАО «ТГК-14» при приобретении и установке ОДПУ в связи с нарушением нормативных актов в пользу ФИО1 <данные изъяты>, в пользу ФИО2 <данные изъяты>, в пользу ФИО3 <данные изъяты>. Запретить ПАО «ТГК-14» взыскивать с собственников оставшиеся суммы на погашение затрат на приобретение и установку ОДПУ. Взыскать с ПАО «ТГК-14» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 требования поддержали, просили удовлетворить, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, представила отзыв на исковое заявление, ссылаясь на следующее. Установка общедомового прибора учета тепловой энергии произведена ПАО «ТГК-14» во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу г. Истцом по делу выступал прокурор Ингодинского района г. Читы, который в ходе рассмотрения дела представил суду достаточно доказательств, подтверждающих наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в 55 домах, обслуживаемых ООО «Лидер», в том числе и по дому по <адрес> в <адрес>. Общедомовой прибор учета тепловой энергии в <адрес> введен в эксплуатацию 19.12.2014г. Необходимость проведения капитального ремонта тепловых сетей истец ничем не подтверждает. В материалы дела не представлены доказательства о принятии собственниками или наймодателями решений о проведении капитального ремонта в спорном доме. Установленный прибор учета функционирует, обслуживается, никаких сбоев в работе, утечек ресурса не зафиксировано. Расчет потребления тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ производится на основании показаний прибора учета тепловой энергии, при этом жители дома производят оплату, согласно выставленных счетов на основании показаний прибора учета. Анализ потребления тепловой энергии по дому в целом показывает значительную экономию потребления ресурса относительно плановых показателей. Утверждение истцом о том, что действиями ПАО «ТГК-14» нарушены права жителей многоквартирного дома не допустимы, поскольку на сегодняшний день фактов, позволяющих говорить об увеличении коммунальных платежей, вследствие утечки ресурса не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что истцы ФИО3, ФИО2, ФИО1 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме силами энергоснабжающей организации ПАО «ТГК-14» введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Заявляя требования, истцы ссылаются на нарушение ответчиком процедуры установки в жилом доме по <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии.

В соответствии со статьей 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261 -ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии ввиду значительного износа сетей в доме и отсутствия технической возможности такой установки.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В качестве доказательств в обоснование исковых требований сторона истца ссылается на Акт от 21.11.2016 об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, составленный представителями ООО «Лидер», которым установлена необходимость проведения капитального ремонта сетей, и изношенность конструкции сети.

Анализируя представленные доказательства с приведенными выше критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, на которые ссылалась сторона истца, суд приходит к выводу, что доказательства наличия таких критериев не подтверждаются

Критерий, содержащийся в пп. «а» п. 2 указывает техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Таким образом, к спорной ситуации данный критерий применению не подлежит.

Критерий, содержащийся в пп. «в» п. 2 указывает на невозможность соблюдения требований к эксплуатации в месте, если в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Критерий, содержащийся в пп. «в» п. 2, не связывает возможность установки прибора учета с достижением инженерными сетями какого-то определенного уровня износа.

Необходимость проведения капитального ремонта должна быть оформлена решением собственников жилых помещений, в силу ст. 44 ЖК РФ. Доказательств о принятии собственниками или наймодателем решений о проведении капитального ремонта в спорном доме, признании его ветхим, аварийным или подлежащим сносу не имеется.

Таким образом, сам по себе акт от 21.11.2016 г. ООО «Лидер» об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, не является надлежащим доказательством доводов истца.

На настоящий момент узел учета тепловой энергии в <адрес> введенный в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, исправен, эксплуатируется, показания прибора передаются в теплоснабжающую компанию, расчет начислений потребителям тепловой энергии производился на основании показаний прибора учета.

По сведениям ПАО «ТГК-14» с момента установки ОДПУ фактическое потребление тепловой энергии уменьшилось.

Доводы истцов о нарушении их права установкой общедомового прибора учета тепловой энергии не нашли своего обоснования в ходе рассмотрения дела.

Требование истцов о признании не законными действия ответчика по взысканию средств за установленный прибор учета, не основано на законе. Напротив, обязанность истцов по оплате за установку указанного оборудования предусмотрена законом.

А именно, в соответствии со ст.13 ч.12 Федерального закона № 261 -ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных в том числе ч.5 ст.13 Закона, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования суд признает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ПАО «ТГК-14» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, понуждении совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2018 года

Судья О.Н.Копеистова