ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2800/2016 от 11.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-2800/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 октября 2016 года

г. Владимир Владимирской области

Ленинский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Забавновой Г.П.,

при секретаре Медведевой М.С.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика Управления государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о взыскании материального стимулирования, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, компенсации морального вреда, признании незаконными Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и работу, государственных гражданских служащих и работников Управления и приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Управлению государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по Владимирской области) о взыскании материального стимулирования, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, компенсации морального вреда, признании незаконными Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и работу, государственных гражданских служащих и работников Управления и приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц».

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в УГАДН по Владимирской области, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в должности ..... ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе 60 лет освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании п. 10 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ему не было выплачено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование в размере ..... и премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере ..... В связи с чем, он перенес моральные переживания, компенсацию которых оценивает в .... руб.

С учетом уточнения исковых требований просит суд взыскать с ответчика материальное стимулирование в размере ....., премию за выполнение особо важных и сложных заданий в размере ....., компенсацию морального вреда в размере .... руб., признать Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и работу, государственных гражданских служащих и работников Управления и приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц» незаконными.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании устного ходатайства, доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом его уточнения, поддержали, дав аналогичные пояснения. При этом дополнительно пояснили, что приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности не является основанием для отказа в выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий, кроме того, претензий со стороны руководства к истцу не поступало, с приказом от ДД.ММ.ГГГГ истца не ознакомили. В Положении о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и работу государственных гражданских служащих и работников Управления должны быть установлены критерии выплаты премии. В связи с чем, приказ и Положения следует признать незаконными. Длительность переживаний, связанных с несправедливым лишением материального стимулирования и премии при увольнении и незаслуженным к нему отношением со стороны руководства причинили ему нравственные страдания, которые он оценивает в размере .... руб.

Представитель ответчика УГАДН по Владимирской области ФИО3 в судебном заседании в удовлетворения исковых требований возражал. Указав, что материальное стимулирование это дополнительные бюджетные ассигнования, которые поступили с приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в которм указано как и за что производится выплата материального стимулирования сотрудникам, состоящим в штате Учреждения, к которым истец не относился, поэтому премия выплате не подлежит. В служебном контракте установлено, что в денежное содержание входит премия, порядок ее выплаты определен представителем нанимателя, размеры определяются руководителем. Исполнение должностных обязанностей не является основанием для выплаты премии, кроме того, вопрос о ее выплате лицам, имеющим дисциплинарное взыскание, решается начальником Управления. Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и работу государственных гражданских служащих и работников Управления разрабатывалось в период работы ФИО1 и возражений или предложений в отношении данного Положения от истца не поступало, а приказ о выплате денежной премии работникам по итогам работы за .... года от ДД.ММ.ГГГГ к истцу не имеет никакого отношения, в связи с чем, отсутствуют основания для признания их незаконными. Возражал также против удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, полагая права истца не нарушенными.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика УГАДН по Владимирской области ФИО3, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность .... отдела автомобильного транспорта во Владимирское отделение Российской транспортной инспекции (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к УГАДН по Владимирской области ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на государственную гражданскую службу на должность .... УГАДН по Владимирской области с должностным окладом в размере .... руб. в месяц с сохранением надбавок, предусмотренных для государственного служащего (л.д. 16, 52-55).

ДД.ММ.ГГГГ между УГАДН по Владимирской области и ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ (л.д. 45-48).

Согласно п. 9 данного контракта гражданскому служащему устанавливается:

а)денежное содержание, которое состоит из:

месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере .... руб. в месяц;

месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин);

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере .... процентов этого оклада;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере .... процентов этого оклада;

ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (при условии работы со сведениями, составляющими государственную тайну);

премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

ежемесячного денежного поощрения;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 46).

Как видно из служебного контракта, с общими положениями, правами и обязанностями гражданского служащего, представителя нанимателя, положением по оплате труда ФИО1 ознакомлен. Один экземпляр служебного контракта работником получен на руки, о чем свидетельствует подпись в служебном контракте (л.д. 45-48).

ДД.ММ.ГГГГ приказом -к ФИО1 установлена с ДД.ММ.ГГГГ надбавка за особые условия гражданской службы в размере ....% должностного оклада (л.д. 56).

ДД.ММ.ГГГГ приказом -к, ДД.ММ.ГГГГ приказом -к и ДД.ММ.ГГГГ приказом -к ФИО1 установлена надбавка за выслугу лет в размере ....%, ....% и ....% соответственно (л.д. 57, 63-64).

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере .... руб. и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином в размере .... руб. (л.д. 49).

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере .... руб. и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином в размере .... руб. (л.д. 50).

ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должность ФИО1, отнесена к группе ведущих должностей государственной гражданской службы РФ, категории – .... (л.д. 51).

Приказом начальника УГАДН по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ-к заключенный с ФИО1 служебный контракт был расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании п. 10 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе – 60 лет (л.д. 17-18, 65).

Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 7 статьи 11 ТК РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

На основании постановления Правительства РФ от 23.04.2016 года № 347-7 и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях материального стимулирования государственных служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2016 году и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издан приказ № СС-428фс 12.05.2016 года «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2016 году.

Из содержания данного приказа видно, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих центрального аппарата территориальных органов осуществляется в пределах дополнительных бюджетных ассигнований, доведенных до центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора в 2016 году.

Выплата материального стимулирования производится ежемесячно в объеме расчетного месячного фонда по сложившемуся коэффициенту, исходя из размера оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих, с учетом личного вклада в общие результаты работы (п. 2 приказа).

Начисление и выплаты материального стимулирования осуществляется, начиная с выплаты материального стимулирования за .... года государственным гражданским служащим, фактически состоящим в штате на момент выплаты (п. 3 приказа).

Таким образом выплата материального стимулирования не связана с экономией по фонду оплаты труда, производится в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований по решению руководителя соответствующего федерального государственного органа, которым самостоятельно устанавливается порядок данной выплаты с учетом результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Рассматриваемый вид выплаты не входит в состав дополнительных выплат денежного содержания гражданских служащих, установленный ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и осуществляется в рамках реализации предложений Минфина России о поэтапном совершенствовании (2013-2018 гг.) оплаты труда гражданских служащих, разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Дополнительное материальное стимулирование направлено на обеспечение последовательного увеличения среднемесячного уровня оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих в ходе реализации вышеуказанных предложений.

При этом его осуществление ориентировано на повышение эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих федерального государственного органа, достижение плановых значений количественных и качественных показателей для оценки ее результативности, на основании которой (с учетом важности и сложности) реализуемых функций и полномочий, объема должностных обязанностей и др.) руководителем федерального государственного органа принимается решение о выплате государственному служащему средств материального стимулирования за отчетный период.

Учитывая изложенное, способы и инструменты указанной оценки определяются в зависимости от специфики реализуемых федеральным государственным органом функций и задач, и выплата дополнительного материального стимулирования напрямую зависит от результатов труда конкретного гражданского служащего, добросовестного исполнения им своих обязанностей.

В связи с чем, исковые требования ФИО1 о взыскании материального стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ..... удовлетворению не подлежат.

Приказом УГАДН по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и работу, государственных гражданских служащих и работников Управления (Приложение ) (л.д. 29, 31-33).

Согласно разделу 3 данного Положения размеры премии гражданским служащим и работникам Управления устанавливаются начальником Управления в пределах утвержденной к выплате суммы премии и с учетом предложений заместителя начальника Управления и начальников отделов.

Основными критериями для определения размера премии являются:

-для гражданских служащих - конкретный вклад в выполнение особо важных и сложных заданий руководства, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию Управления, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо важных и сложных заданий;

-для работников – результаты работы.

Дополнительным критерием при определении размера премии гражданских служащих является достижение и превышение оценочных показателей деятельности Управления.

Согласованное решение о выплате премии оформляется приказом начальника Управления.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.

В виду того, что основания и порядок премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от количества и качества, выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на УГАДН по Владимирской области, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего персонально, суд не усматривает оснований для взыскания с УГАДН по Владимирской области премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере .....

Вышеуказанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения не отменен, оснований для признания Положения незаконным истцом и его представителем не представлено, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

Приказом УГАДН по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц» определен список сотрудников для премирования. Сведения о премировании истца в данном приказе отсутствуют.

Заявляя требование о признании приказа незаконным, в связи с отсутствием у ответчика оснований для невыплаты ФИО1 премии за .... года со ссылкой на то, что в период прохождения гражданской службы он ежемесячно получал премии за выполнение особо важных и сложных заданий ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В связи с чем, оснований для признания приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц» незаконным не имеется.

На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В судебном заседании не установлены неправомерные действия или бездействия со стороны УГАДН по Владимирской области в отношении ФИО1, в связи с чем, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о взыскании материального стимулирования, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, компенсации морального вреда, признании незаконными Положение о порядке премирования и единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу и работу, государственных гражданских служащих и работников Управления и приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате денежной премии работникам по итогам работы за май месяц» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Г.П. Забавнова

Мотивированное решение постановлено 17 октября 2016 года.