Дело № 2- 2801/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2014 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Теселкиной Н.В.
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечение жильем, обязать предоставить меры социальной поддержки,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязать предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты. Иск мотивирует тем, что он является ФИО1 войны, проживает в однокомнатной благоустроенной квартире по адресу <адрес>, принадлежащей его дочери на основании договора дарения от <дата> года. Постановлением Администрации городского округа <адрес> КО от <дата> он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ФИО1 ВОВ. Он имеет удостоверение которым установлено право на получение льгот и преимуществ установленных для ветеранов ВОв, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Ответчиком письмом от <дата> № отказано ему в социальной выплате на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета в связи с тем, что он поставлен на учет нуждающихся с нарушением действующего законодательства. Считает данный отказ незаконным, так как он не имеет в собственности недвижимого имущества, обоснованно поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
В судебном заседании истец не участвует, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца по доверенности ФИО4, представляющая истца. А также свои интересы, как привлеченная по делу в качестве третьего лица, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила предоставить истцу меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем. Суду пояснила, что она после принятия квартиры в дар совместно с истцом в жилом помещении по адресу <адрес> не проживала, и не проживает в настоящее время, членами одной семьи они не являются.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> ФИО5 исковые требования не признала. Суду пояснила, что не оспаривает факт того, что истец является ФИО1 ВОв, что истец и собственник квартиры не являются членами одной семьи. Истец обеспечен жильем по нормам. Считает, что истец злоупотребляет правом.
Третьи лица ОГКУ «Центр социальных выплат», администрация городского округа <адрес> надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Выслушав ФИО1 процесса, изучив материалы дела, обозрев учетное дело ФИО2, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № от <дата> года. "Об обеспечении жильем ветеранов ФИО1 войны 1941 - 1945 годов" установлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ФИО1 войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ФИО1 войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от <дата> № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам ФИО1 войны относятся ФИО1 войны(далее –ВОв), к которым подпунктом «а» этой статьи отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ФИО1 войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ФИО1 войны на временно оккупированных территориях СССР.
Судом установлено, что истец ФИО2 является ФИО1 войны. поименованных в пп.«а» п.1 ч.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах». ФИО2 проходил службу в/части в составе № стрелкового полка, 18СД с <дата> по <дата>, который входил в состав действующей армии с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года. Был награжден медалями: ФИО3, «За победу над Германией в ФИО1 войне 1941-1945 гг»(за участие в ВОв)
<дата> истцу выдано удостоверение серии Ж № как ветерану ВОв имеющему право и льготы, установленные ст. 14 ФЗ» О ветеранах».
ФИО2 проживает по адресу <адрес>, где зарегистрирован по месту жительства с <дата> по настоящее время. Квартира (однокомнатная, общей площадью 32 кв.м.) принадлежит на праве собственности ФИО4(дочери истца) на основании договора дарения от <дата> года, заключенного между ФИО2 и ФИО4 Право собственности ФИО4 зарегистрировано в установленном законом порядке, сведения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на квартиру внесены <дата> года. Согласно п.4 договора дарения в квартире проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства ФИО2 На дату постановки на учет и на дату рассмотрения дела судом собственник квартиры в ней не зарегистрирован и не проживает, что подтверждается справками МКУ городского округа <адрес>»Служба муниципального заказа».
Постановлением администрации городского округа <адрес> КО от <дата> № ФИО2 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
ФИО2 обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты как ФИО1 ВОв.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов ВОв по рассмотрению спорных и отказных дел ветеранов на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета от <дата> рекомендовано Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> отказать в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий ФИО2 по причине: поставлен на учет по п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ с нарушением действующего законодательства. В соответствии с п.4 договора дарения от <дата> проживает в ранее принадлежавшем ему благоустроенном жилом помещении и жильем по норме обеспечен.
Приказом Департамента от <дата> № ФИО2 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения из средств федерального бюджета.
Письмом от <дата> № Департамент сообщил ФИО2 об отказе в производстве социальной выплаты, указав, что он поставлен на учет с нарушением действующего законодательства, проживает в ранее принадлежащем ему благоустроенном жилом помещении и жильем по норме обеспечен.
В силу ст.15 ФЗ от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" ФИО1 войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО1 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО1 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения(3)
Таким образом, обязательным условием для возникновения права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, является нуждаемость ФИО1 войны в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 23.2 ФЗ от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется( пп.2 п.3 ) : по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: ФИО1 войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с <дата> по <дата> не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(п.3.1.)
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации(п.4).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации(п.5)
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации(п.6)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации(п.7).
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели(п.8).
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.(п.10).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.(п.11)
Судом установлено, что ФИО2 является ФИО1 ВОв, имеет выданное в установленном порядке удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для ветеранов ФИО1 войны, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод ответчика о злоупотреблении истцом правом суд находит несостоятельным.
В силу ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Суду не представлены доказательств свидетельствующих о том, что договор дарения квартиры был заключен между истцом и ФИО4 в обход закона с противоправной целью или с целью необоснованного возникновения права истца на обеспечение жильем. Судом не установлены обстоятельства дающие основания полагать, что со стороны истца было допущено злоупотребление правом при заключении сделки- договора дарения от <дата> года, а также впоследствии при постановке его на учет нуждающихся и обращением за реализацией своих прав к ответчику.
Согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: (в том числе) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы ответчика о том, что истец необоснованно поставлен на учет нуждающихся, что отсутствуют основания для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, суд находит необоснованными. На дату постановки истца на учет имелись условия, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий: истец не имел жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности и не являлся членом семьи собственника жилого помещения в котором он проживал. Факт того, что истец не являлся членом семьи ФИО4, ответчиком не оспаривается. Истец и ФИО4 не проживают совместно в одном помещении, не ведут общее хозяйство. С учетом разъяснений, данных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" факт отсутствия совместного проживания истца и его дочери является достаточным основанием считать, что они членами семьи не являются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от <дата> N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
То, что истец подарил квартиру (в которой проживает) своей дочери, не является основанием считать, что им совершены действия, которые, согласно действующему законодательству, признаются действиями направленными на ухудшение жилищных условий. При этом учитывая норму ст.53 ЖК РФ с даты совершения и регистрации сделки дарения квартиры до даты постановки истца на учет прошло более 5 лет. Таким образом даже если считать, что истец подарив квартиру совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, то через пять лет после совершения их у него возникло право на постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как истек срок, предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ.
Суд приходит к выводу, что истец обоснованно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как для этого имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Указанные обстоятельства в совокупности с тем, что истец является ФИО1 ВОв являются основанием для предоставления ему меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.
Таким образом, отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> в предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты является неправомерным, так как не соответствует закону.
Как указано выше согласно статье 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных законодательных положений и в целях реализации переданных государством полномочий администрация <адрес> приняла Постановление № 224-а от <дата> «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в <адрес>», которым утвердила Порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в <адрес> за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с данным Порядком для предоставления социальной выплаты граждане должны обратиться лично или через представителя в областное государственное учреждение "Центр социальных выплат" с заявлением (пункт 7); ОГКУ "Центр социальных выплат" формирует в хронологической последовательности Реестр ветеранов ФИО1 войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ФИО1 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление социальной выплаты; ежегодно, к 1 февраля, представляет сформированные Реестры граждан в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> (пункт 8); Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление социальной выплаты запрашивает у ОГКУ "Центр социальных выплат" учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью и с учетом положений абзаца второго пункта 6 настоящего Порядка; в 10-дневный срок со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставлении гражданину социальной выплаты и информирует об этом ОГКУ "Центр социальных выплат" (пункт 9).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - ФИО1 подпрограммы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, является Министерство регионального развития Российской Федерации.(Постановление Правительства РФ от <дата> N 153 (ред. от 12.07.2011)
Согласно приказу Минрегионразвития РФ определяется стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по <адрес> и производится расчет денежной выплаты исходя из 36 кв.м. общей площади жилого помещения.
Учитывая Порядок предоставления единовременной денежной выплаты суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования истца: обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> предоставить ФИО2 меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> предоставить ФИО2 меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Теселкина Н.В.