ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2801/2023 от 14.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

37RS0010-01-2023-003278-77

Дело № 2-2801/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2023 г. город Иваново

Ленинский районный суд города Иванова в составе:

председательствующего по делу – судьи Добриковой Н.С.

при секретаре судебного заседания – Илларионовой Т.И.,

с участием:

представителя истца – ФИО4,

представителей ответчика – ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению благоустройства Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что на территории <адрес> в ходе проведения ремонта дорог в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» оставлены высокие бордюрные камни, которые препятствуют безбарьерному пересечению дороги маломобильной категории граждан. Также возле перекрестков, у которых были оставлены высокие бордюрные камни в настоящее время ежедневно проходит внушительное количество автомобильного трафика, а также находятся многочисленные социальные учреждения, такие как больницы, образовательные учреждения, территориальное управление социальной защиты населения <адрес>, где предполагается нахождении лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.

В настоящее время, перекрестки с явным завышением бордюрного камня оборудованы временной заплаткой из асфальтобетонной смеси, ненадлежащего, в нарушение норм федерального законодательства, качества.

Согласно информации, поступившей из Администрации <адрес>, 2 этап ремонта проезжих частей г.о. Иваново в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» будет производится в 2024 году, а именно: будет проведено обустройство подходов к пешеходным переходам.

Таким образом, отсутствие надлежащих переходов для маломобильных групп населения на перекрестках дорог в настоящее время, отремонтированных в рамках «Безопасные и качественные дороги» создает угрозу жизни и здоровья граждан с ограниченными возможностями, а также ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании и изложенного, с учетом уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истец просит суд обязать Управление благоустройства Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пешеходные переходы для маломобильных групп населения на дорогах, отремонтированных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на следующих участках: на регулируемых пешеходных переходах на <адрес> возле <адрес> (переход в сторону салона «МТС», а также переход в сторону Введенского сквера), на регулируемом пешеходном переходе в районе <адрес> (в сторону магазина «Торгсин»).

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика - Управления благоустройства Администрации <адрес> по доверенности ФИО5 и заместитель начальника управления ФИО6 в судебном заседании пояснили, что в настоящее время на спорных участках дороги оборудованы временные переходы для маломобильных групп населения, в возражениях на иск указали, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ. Управлением благоустройства Администрации <адрес> были заключены муниципальные контракты по спорным участкам дорог. Срок выполнения работ по указанным объектам до ДД.ММ.ГГГГ (I этап). В 2024 году управлением благоустройства Администрации <адрес> будут заключены муниципальные контракты на благоустройство указанных улиц и проспектов, ремонт тротуаров и организацию безопасности дорожного движения (II этап). При проведении ремонтных работ по спорным участкам переходы были оборудованы плавным переходом из асфальтобетонной смеси. Временно пешеходный переход был смещен для обеспечения безопасности участников дорожного движения. В случае удовлетворения исковых требований просили установить срок для добровольного исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением конкурентных процедур в рамках исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

В судебное заседание представитель третьего лица - МО МВД России «Кинешемский», не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО2 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч. 12 указанной статьи закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.6, п.11, п.12 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами; контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Как определено п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам меры экономической, правовой и социальной поддержки, обеспечивающие им условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленные на создание преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Пунктом 2.6 Правил благоустройства <адрес>, утвержденных решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что планировка и застройка территории города, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, элементов благоустройства осуществляется с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных категорий граждан (людей пожилого возраста, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, дефектами зрения и т.д.).

Согласно п. 5.1.5 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями.

Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки - на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода.

Искусственные неровности выполняют согласно ФИО8 52605 по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей частью.

В судебном заседании установлено, что Управлением благоустройства Администрации <адрес> были заключены муниципальные контракты для проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново по <адрес> и <адрес> в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Срок выполнения работ по указанным объектам до ДД.ММ.ГГГГ (I этап).

В 2024 году управлением благоустройства Администрации <адрес> будут заключены муниципальные контракты на благоустройство указанных улиц и проспектов, ремонт тротуаров и организацию безопасности дорожного движения (II этап).

В настоящее время в ходе проведения ремонта дорог оставлены высокие бордюрные камни, которые препятствуют безбарьерному пересечению дороги маломобильной категории граждан, а именно на следующих участках дороги: на регулируемых пешеходных переходах на <адрес> возле <адрес> (переход в сторону салона «МТС», а также переход в сторону Введенского сквера), на регулируемом пешеходном переходе в районе <адрес> (в сторону магазина «Торгсин»).

Для безопасности дорожного движения на указанных выше участках пешеходных переходов были оборудованы плавные переходы из асфальтобетонной смеси. Временно пешеходный переход был смещен для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Однако, указанные работы не соответствуют обязательным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, кроме того покрытие не отвечает требованиям в части скольжения. По результатам осмотра был составлен акт.

Несоответствие пешеходных переходов нормативному состоянию является достаточным основанием для того, чтобы требовать приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ, требовать устранения недостатков.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для производства дорожных работ по обустройству пешеходных переходов на указанных участках дорог потребуется время, а также учитывая сезонность данных работ, суд считает возможным установить ответчику срок для проведения указанных работ до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Управление благоустройства Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пешеходные переходы в соответствие с требованиями действующего законодательства для маломобильных групп населения на дорогах, отремонтированных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на следующих участках: на регулируемых пешеходных переходах на <адрес> возле <адрес> (переход в сторону салона «МТС», а также переход в сторону Введенского сквера), на регулируемом пешеходном переходе в районе <адрес> (в сторону магазина «Торгсин»).

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Добрикова Н.С.

Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2023 г.