ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2802/20 от 05.03.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-90/2021

39RS0004-01-2020-003253-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2021 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.

при секретаре Спириной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Банк ВТБ» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Банк ВТБ», указав, что является держателем зарплатной карты ПАО «Банк ВТБ», также в указанном банке на его имя открыт сберегательный счет. 26.07.2020 был осуществлен перевод денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с его сберегательного счета на зарплатную карту, после чего с последней было произведено списание денежных средства в размере <данные изъяты> руб. Денежные средства были переведены неизвестным образом. В момент операции по переводу денежных средств он находился на побережье <данные изъяты> по адресу: <адрес> О том, что с его счетов осуществляются переводы денежных средств узнал из СМС, поступивших на его номер телефона. В 16 часов 54 минуты поступило два сообщения о переводе денежных средств со сберегательного счета и поступлении на зарплатную карту. В 16 часов 55 минут о списании денежных средств с зарплатной карты. После прочтения СМС (после 17 часов) предпринял несколько попыток входа в личный кабинет «ВТБ-онлайн» по средствам мобильного приложения. После удачной авторизации, убедившись, что денежные средства действительно переведены, в 17 часов 21 минуту обратился в службу поддержки клиентов по номеру телефона и сообщил, что вышеуказанные операции были проведены неизвестными лицами без его ведома и согласия. Оператор сообщил, что операции по переводу денежных средств проведены из личного кабинета «ВТБ-онлайн» и предложил заблокировать зарплатную карту и личный кабинет, он дал свое согласие на указанные действия. В 18 часов 29 минут повторно обратился в службу поддержки с просьбой заблокировать либо приостановить перевод денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с зарплатной карты. Оператор перенаправил в службу безопасности, от сотрудника службы безопасности получил ответ, что банк не располагает технической возможностью по блокировке (приостановке) перевода денежных средств. Согласно п. 11.1 ст. 9 ФЗ №161 «О национальной платёжной системе», банк получивший от клиента уведомления о проведении денежной операции без его ведома должен направить уведомление в банк получателя о приостановке зачисления. 27.07.2020 обратился к ответчику с претензией, в которой просил провести проверку по вышеуказанным обстоятельствам и вернуть деньги. Претензия осталась без удовлетворения, денежные средства возвращены не были. В удовлетворении претензии отказано со ссылкой на то обстоятельство, что спорная операция была совершена в системе «ВТБ-Онлайн» после авторизации с вводом логина, пароля и кода подтверждения. В момент перевода денежных средств в личный кабинет не входил. Одноразовые СМС/Push-коды для входа в личный кабинет и о подтверждении денежных переводов на его мобильный телефон не приходили. Сложившаяся ситуация имеет место по вине ответчика, поскольку им не были приняты надлежащие меры по защите и идентификации операций по карте, то есть ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, которые оценивает в <данные изъяты> руб. Десятидневный срок исполнения претензии о возврате денежных средств истёк 06.08.2020. По состоянию на 03.09.2020 период просрочки исполнения требования о возврате денежных средств составил 29 дней. Размер неустойки по состоянию на 09.09.2020 составляет <данные изъяты> руб<данные изъяты> Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 просит суд взыскать с ПАО «Банк ВТБ» причиненный ущерб в размере 107 325 руб., моральный вред в размере 150 000 руб., неустойку в размере 93 356,51 руб.

Определением суда от 18.11.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лицо привлечено ПАО «ВЫМПЕЛКОМ».

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить. Указал, что его вины в списании денежных средств как потребителя нет. Банком нарушены требования ст. 8 ч. 5.1, ст. 27 ч. 4 ФЗ «О национальной платежной системе», Положение ЦБ № 382 п.2.10, поскольку банк не выполнил ограничения операций при наличии признаков выполнения операций без согласия клиента, банк не выполнил свою обязанность по информированию о возможных мошеннических действиях. Банком не соблюдаются правила идентификации устройств, соответственно этим могут воспользоваться злоумышленники. При осуществлении перевода необходимо пройти двухфазную идентификацию, но после проведенного разово перевода, данная идентификация уже не требуется. После аутентификации устройства, все Push-уведомления поступают на данное устройство, клиент утрачивает право получать данные уведомления при авторизации нового устройства. Таким образом банк не обеспечивает безопасность своих услуг. В связи с тем, что он не получал подтверждений о том, что устройство активировано, не мог предпринять никаких действий.

Представитель ответчика «Банк ВТБ» (ПАО) по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в иске отказать, указала, что банк не отслеживает, какое устройство клиент считает своим, поскольку это ответственность клиента. Банк ориентирован только на номер телефона, который клиент указал как доверенный. Клиент своими действиями допустил активацию мобильного приложения, каким образом это произошло – это ответственность клиента, что указано в п. 7.1.3 Правил дистанционного банковского обслуживания. Технически возможно осуществление входа в приложение с разных устройств. Со стороны банка выполнены все договорные обязательства, на основании вышеизложенного просила отказать в удовлетворении требований.

В отзыве на исковое заявление указала, что 04.07.2017г. между ФИО1 и Банком ВТБ 24 (ПАО) был заключен Договор комплексного обслуживания (далее - ДКО). В рамках ДКО ФИО1 в порядке ст. 428 ГК РФ заключил договор присоединения к Правилам обслуживания ВТБ24-Онлайн физическими лицами (Договор ДБО). Дальнейшее использование сервиса ВТБ24-Онлайн осуществляется Клиентом по своему усмотрению. Банк ВТБ (ПАО) реорганизован в форме присоединения к нему Банка ВТБ 24 (ПАО). Все права и обязанности по спорным правоотношениям перешли к Банку ВТБ (ПАО). Согласно п. 1.1, 1.2 Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), утвержденных 22.12.2017г., действие указанных Правил определяют общие условия и порядок предоставления Клиенту комплексного обслуживания, и распространяются на клиентов, в том числе присоединившихся к Правилам комплексного обслуживания физическим лицам в ВТБ24 (ПАО) до 31 декабря 2017г. включительно. Действие Правил дистанционного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее - Правила ДБО) распространилось на ранее заключенный в рамках Заявления Клиента ФИО1 от 04.07.2017г. путем присоединения к Правилам предоставления ВТБ24-Онлайн физическим лицам в ВТБ 24 (ПАО) договор, в связи чем заключение заново договора на дистанционное банковское обслуживание (далее - Договора ДБО) в Банке ВТБ (ПАО) не требовалось. Согласно данным в Правилах ДБО определениям система ДБО является системой дистанционного банковского обслуживания, обеспечивающей предоставление онлайн-сервисов, формирование, прием к исполнению, обработку, исполнение, распоряжений Клиента, а именно Системой «ВТБ-Онлайн»/Системой «Мобильный банка/Системой «Интернет-Банк» или Системой «SMS-банкинг». Пункт 3.1 Правил ДБО устанавливает, что доступ Клиента в Систему ДБО осуществляется при условии его успешной Аутентификации. Аутентификацией является процедура проверки соответствия указанных Клиентом данных предъявленному им Идентификатору при предоставлении Клиенту ДБО. Идентификатором является информация, однозначно выделяющая (идентифицирующая) Клиента среди определенного множества Клиентов Банка (в т.ч. Пароль, УНК, Логин, Номер карты клиента). Выбор Идентификатора зависит от Канала дистанционного доступа/Системы ДБО и указывается в соответствующих условиях Системы ДБО. В соответствии с п.2 Условий обслуживания физических лиц в системе ВТБ-Онлайн, являющимися Приложением №1 к Правилам ДБО, второй и последующий входы в ВТБ-Онлайн осуществляются Клиентом с использованием УНК/номера Карты/ФИО3, Пароля и SMS-кода/Push-кода, направленного Клиенту на Доверенный телефон или с использованием назначенного Клиентом Passcode. Согласно п/п 5.1 Приложения №1 к Правилам ДБО, подписание распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих Средств подтверждения: SMS/Push-кодов, сформированных Токеном/Генератором паролей кодов подтверждения, в случае использования Мобильного приложения ВТБ-Онлайн, в том числе при помощи Passcode. Клиент вправе в ВТБ-Онлайн использовать для подписания Распоряжений/Заявлений П/У несколько Средств подтверждения, указанных в пункте 5.1 Приложения №1 к Правилам ДБО. Если Распоряжение/Заявление П/У Клиента в ВТБ-Онлайн может быть подписано с использованием SMS-кода/Push-кода, кода подтверждения, сформированного находящимися в распоряжении Клиента Токеном/Генератором паролей, или Passcode - в Мобильном приложении ВТБ-Онлайн, Клиент самостоятельно осуществляет выбор Средства подтверждения при передаче Распоряжений/Заявления П/У. Порядок Аутентификации клиента в зависимости от средства подтверждения указан в п/п 5.3-5.6 Условий Приложения №1 к Правилам ДБО. В случае ввода в интерфейсе ВТБ-Онлайн Клиентом Passcode применение Идентификатора (УНК/Номера карты), Пароля и SMS/Push-кода при Аутентификации в Мобильном приложении и/или при подписании Распоряжений/Заявлений П/У/Кредитного договора в виде Электронных документов не требуется. Для каждого Мобильного устройства Клиентом назначается свой Passcode. Клиент обязан соблюдать конфиденциальность Passcode, наряду с иными Средствами подтверждения. Согласно п. 1.10 Правил ДБО, электронные документы, подтвержденные (подписанные) Клиентом с помощью Средства подтверждения, переданные с использованием Системы ДБО, признаются созданными и переданными Клиентом для исполнения Банку при наличии в них ПЭП (простой электронной подписи) и при положительном результате проверки ПЭП Банком. Истец в исковом заявлении утверждает, что в момент совершения спорных ситуаций он в личный кабинет (ВТБ-Онлайн) не входил, одноразовые SMS/Push-коды для входа в личный кабинет и о подтверждении денежных переводов на его мобильный телефон не приходили. Банком было проведено внутреннее расследование, в ходе которого установлено, что все входы в Систему ВТБ-Онлайн выполнены Банком с корректной Аутентификацией и Идентификацией и исполнением всех установленных процедур по проведению операций Клиента. 24.07.2020 г. в 12:24:10 на телефон Истца <данные изъяты> (Доверенный телефон) Клиенту направлен SMS/PUSH-код. Этот код использован 24.07.2020 путем его введения как подтверждение корректной Аутентификации Клиента Банком при создании мобильного приложения ВТБ-Онлайн как Девайс-токен (Система МБ2 (Мобильный банк)) в 12:25:44. В 12:25:59 созданный мобильный банк (девайс-токен) активирован для входа по Passcode (обозначен как ПИН-код в некоторых программах Банка), что отражается в программе Банка. Поскольку при входе в мобильное приложение ВТБ-Онлайн был введен корректный логин и код, направленный клиенту, активировано мобильное приложение, создан Passcode на Девайс-токене, вход в которое в дальнейшем осуществляется по Passcode (не требует направления дополнительно SMS/PUSH-кода в дальнейшем при входе в него согласно процедурам, указанным в п/п 5.6 Приложения №1 к Правилам ДБО). Клиенту не запрещено установление и использование системы ВТБ-Онлайн на нескольких устройствах единовременно при условии надлежащей идентификации. 26.07.2020 г. на созданный и активированный 24.07.2020 г. Девайс-токен (активированное мобильное приложение ВТБ-Онлайн), осуществлен в 17:52:53 вход, в 17:52:59 осуществлен вход по Passcode (обозначенный в программе как ПИН). 26.07.2020 г. в 17:53:40 из мобильного приложения, созданного 24.07.2020 г. осуществлены операция по снятию с накопительного (указанного в иске как сберегательного) счета, подтверждение операции осуществлено путем введения Passcode (ПИНа). Далее, в 17:54:42 осуществлен перевод <данные изъяты> руб. со своей карты на карту другого банка, подтверждение операции осуществлено путем введения Passcode (ПИНа). После получения подтверждения операция была успешно проведена, о чем клиент был уведомлен путем направления SMS/PUSH -кода о списании денежных средств. Таким образом, операция была подтверждена предусмотренным договором средством подтверждения. Приостановить операцию, уже совершенную с использованием системы дистанционного обслуживания «ВТБ-Онлайн», также с использованием банковской карты, Банк не может. Перевод денежных средств на основании Распоряжения становятся безотзывным и окончательным после исполнения Банком распоряжения Клиента в соответствии с п. 7 ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» (п. 3.4.6 Правил). Вход в Мобильное приложение «ВТБ-онлайн» осуществлен через корректную Аутентификацию и Идентификацию Клиента ФИО1 Основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, Банк действовал в полном соответствии с заключенным договором и действующим законодательством, распоряжение клиента в соответствии со статьей 854 ГК РФ исполнено в полном объеме и в соответствии с реквизитами платежа, истцом в нарушение норм ст. 56 ГК РФ в материалы дела не предоставлены доказательства ненадлежащего исполнения распоряжения подписанного ПЭП ФИО1 Поскольку вина Банка в неисполнении обязательств по Договору отсутствует, отсутствуют основания для взыскания морального вреда и убытков.

Представитель третьего лица ПАО «ВЫМПЕЛКОМ» по доверенности ФИО4 в судебном заседании полагала, что иск удовлетворению не подлежит, поддержала доводы представителя ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является клиентом Банка ВТБ (ПАО), на его имя за период с 25.07.2020 по 15.10.2020 открыты счета/банковские карты: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (карты , ), от ДД.ММ.ГГГГ (карты , , ), таким образом, между ФИО1 и Банком ВТБ (ПАО) заключены договоры банковского счета (л.л. 83 том 1).

Согласно информации о счете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на указанный счет ДД.ММ.ГГГГ было произведено зачисление с накопительного счета <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., и перевод денежных средств в размере <данные изъяты> руб. с карты <данные изъяты> на другую карту (Р2Р).

Отношения между истцом и банком, возникающие в связи с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «ВТБ-Онлайн», регулируются Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее-Правила), являющимися неотъемлемой частью договора дистанционного банковского обслуживания, заключенного межу сторонами.

Доступ клиента в систему «ВТБ-Онлайн» осуществляется при условии идентификации и аутентификации с использованием пароля, который является строго конфиденциальным (пункт 7.1.3 Правил и пункты 4.5 и 4.6 Приложения № 1 к Правилам), вход в ВТБ-Онлайн осуществляется с использованием УНК/номера карты/ФИО3, Пароля и СМС-кода/Push-кода.

Подтверждение распоряжений, передаваемых с использованием «ВТБ-Онлайн», производится клиентом при помощи действительных средств подтверждения (пп. 3.2.2 Правил). Передавая в Банк распоряжение о совершении операции в виде электронного документа, клиент поручает банку провести операцию, соглашаясь с ее параметрами, и несет ответственность за их правильность (п. 5.4.2 Приложения №1 к Правилам).

Клиент обязуется не передавать третьим лицам полученные в банке средства подтверждения и аутентификации, хранить и использовать их способами, обеспечивающими невозможность несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения (пп. 7.1.3 и 3.2.4 Правил).

Представленными в дело скриншотами из программы банка подтверждается, что 24.07.2020 г. в 12:24:10 на телефон ФИО1 <данные изъяты> направлен SMS/PUSH-код <данные изъяты> Этот код использован 24.07.2020 путем его введения как подтверждение корректной аутентификации клиента банком при создании мобильного приложения ВТБ-Онлайн как Девайс-токен (Система МБ2 (Мобильный банк)) в 12:25:44.

В 12:25:59 созданный мобильный банк (девайс-токен) активирован для входа по Passcode. Поскольку при входе в мобильное приложение ВТБ-Онлайн был введен корректный логин и код, направленный клиенту, активировано мобильное приложение, создан Passcode на Девайс-токене, вход в которое в дальнейшем осуществляется по Passcode (не требует направления дополнительно SMS/PUSH-кода в дальнейшем при входе в него согласно процедурам, указанным в пп 5.6 Приложения №1 к Правилам ДБО).

26.07.2020 г. на созданный и активированный 24.07.2020 г. девайс-токен (активированное мобильное приложение ВТБ-Онлайн), осуществлен в 17:52:53 вход, в 17:52:59 осуществлен вход по Passcode.

26.07.2020 г. в 17:53:40 из мобильного приложения, созданного 24.07.2020 г., осуществлена операция по снятию с накопительного счета денежных средств в размере <данные изъяты> руб. и зачисление на счет ФИО1 , подтверждение операции осуществлено путем введения Passcode (ПИНа).

В 17:54:42 осуществлен перевод <данные изъяты> руб. с карты ФИО1 на карту другого банка , комиссия составила <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. Подтверждение операции осуществлено путем введения Passcode (ПИНа).

В подтверждение операций на номер телефона <данные изъяты> направлены SMS/PUSH-коды.

Согласно п. 5.1 Приложения №1 к Правилам предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), подтверждение (подписание) Распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих средств подтверждения: SMS/Push-кодов, сформированных Токеном/Генератором паролей кодов подтверждения, в случае использования Мобильного приложения ВТБ-Онлайн, в том числе при помощи Passcode.

Пункт 5.6 Приложения №1 описывает порядок использования Passcode. Passcode назначается Клиентом самостоятельно в рамках любого сеанса связи, при котором Аутентификация для работы в Мобильном приложении ВТБ-Онлайн была выполнена с использованием Идентификатора (УНК/номера карты), Пароля и SMS/Push-кода. При назначении Клиентом Passcode программными средствами в автоматизированном режиме, формируется уникальный параметр - идентификатор клиента в мобильном приложении (соответствует мобильному устройству, на котором установлено мобильное приложение ВТБ-Онлайн, и УНК), который не сообщается Клиенту, а программными средствами в автоматическом режиме в случае корректного ввода Клиентом Passcode используется в дальнейшем при Аутентификации для работы в Мобильном приложении ВТБ-Онлайн, а также создания ПЭП для подписания Распоряжений/Заявлений П/У в виде электронных документов.

В случае ввода в интерфейсе ВТБ-Онлайн Клиентом Passcode, применение (ввод) Идентификатора (УНК/номера карты), Пароля и SMS/Push-кода при Аутентификации для работы в мобильном приложении ВТБ-Онлайн и/или при подписании Распоряжений/Заявлений П/У/Кредитного договора в виде Электронных документов не требуется.

В ответе Банка ПАО (ВТБ) на обращение ФИО1 от 28.08.2020 г. указано, что по обращению проведена проверка, в ходе которой установлено, что 24.07.2020 ФИО1 посетил неустановленную фишинговую страницу ВТБ-онлайн в сети Интернет, ввел свой логин, пароль и направленный на его номер телефона код подтверждения (СМС-код). После чего по этим данным на стороннем мобильном устройстве (IP 188.162.64.111 устройство SM-G960N) произошла авторизация в личном кабинете, где был создан и активирован ПИН-код (Pass-code) подтверждения.

Приостановить операции, уже совершенные с использованием системы дистанционного обслуживания ВТБ-Онлайн, а также с использованием банковской карты, Банк не может. Перевод денежных средств на основании Распоряжения становятся безотзывным и окончательным после исполнения Банком распоряжения клиента в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона «О национальной платежной системе» (пункт 3.4.6 Правил).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно ч. 2 ст. 847 ГК РФ клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

На основании ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Клиент обязуется не передавать третьим лицам полученные в Банке средства подтверждения и аутентификации, хранить и использовать их способами, обеспечивающими невозможность несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения (пп. 7.1.3 и 3.2.4. Правил).

В силу положений ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

В силу ст. 858 ГК РФ ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 4 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Из материалов дела следует, что оспариваемые операции произведены с вводом Passcode, который был получен после входа в ВТБ-Онлайн на фишинговом сайте с подтверждением кодом, направленным в смс сообщении. Ввод одноразового пароля, поступившего на телефон, является поручением клиента на перевод денежных средств.

Доводы истца о том, что банк должен был возвратить денежные средства на его счет не могут быть приняты во внимание, учитывая, что согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона РФ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в ч. 10 статьи 7 ФЗ № 161-ФЗ.

Как следует из ч.ч. 10, 11, 15 ст. 7 Федерального закона «О национальной платежной системе», перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя, средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в ч. 10 настоящей статьи (ч. 15 указанного закона).

Принимая во внимание изложенное, поручение истца являлось для банка надлежащим распоряжением о совершении операции о перечислении денежных средств на счет, вследствие чего у банка отсутствовали правовые основания для отказа или приостановления исполнении данного поручения клиента.

Принимая во внимание, что нарушений со стороны кредитного учреждения в ходе судебного разбирательства не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании денежных средств, так как отсутствует вина Банка ВТБ (ПАО) в списании денежных средств со счета истца, поскольку списание денежных средств со счета было совершено на основании полученных через платежную систему запросов, путем посещения фишингового сайта, содержание которых позволило банку идентифицировать клиента. При выполнении данной операции банк не имел оснований усомниться в правомерности поступившего распоряжения, основания для невыполнения поступившего запроса у банка отсутствовали.

Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств нарушения ответчиком условий договора, списания денежных средств неуполномоченным лицом без поручения владельца счета, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом, и соблюдения правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), а также мер предосторожности.

Ссылки истца на наличие вины банка в необеспечении технической безопасности, не проведении идентификации устройств, с которых осуществляется вход в ВТБ-Онлайн, их местоположения, что повлекло возможность несанкционированного списания денежных средств, являются необоснованными, поскольку в настоящем деле оснований для возложения ответственности на банк за перевод денежных средств не установлено, операция по переводу денежных средств осуществлена через систему ВТБ-Онлайн с использованием Passcode, назначенного по поступившем в банк сведениям клиентом, при таких обстоятельствах у банка не имелось оснований не исполнять распоряжение последнего.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежит.

Поскольку основное требование истца не подлежит удовлетворению, основания для взыскания в пользу истца неустойки, а также компенсации морального вреда в силу ст.ст. 31, 28, и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Банк ВТБ» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 15 марта 2021 года.

Судья: