ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2803/20 от 29.05.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-2803/2020г.

16RS0050-01-2019-006686-28

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2020 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре С.Д.Кадучевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДГР к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования ...»о признании права на выкуп земельного участка по цене, установленной на день первоначального обращения, понуждении заключить соглашение о перераспределении земельных участков, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец ДГР обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»о признании права на выкуп земельного участка по цене, установленной на день первоначального обращения, понуждении заключить соглашение о перераспределении земельных участков, взыскании судебных расходов. В обосновании требований истица указала, что ДГР на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... и жилой дом (...), расположенные по адресу: РТ, ....

..., истцом было подано заявление о перераспределении земли и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенные по вышеуказанному адресу (...), площадь образуемого участка 1405 кв.м, (исходного - 1211 кв.м.) Спустя два месяца, был получен отказ в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне погрузочно-разгрузочной площадки инертных материалов (причал) с частичным расположением в границах проектных красных линий.

..., истцом повторно было подано заявление о перераспределении земельных участков (вх.... - (дополнения к первоначальному не принимаются, а оформляется как новая заявка, согласно некой внутренней инструкции, которой в открытом доступе нет). В пояснениях к данному заявлению указано: « на обращение ... от ... получили отрицательный ответ в связи с санитарной зоной и накладкой на красную линию. Прошу рассмотреть повторно, с учетом совещаний по санитарным зонам, откорректированную схему с учетом исключения накладки на красную линию <...> » Площадь запрашиваемогоучастка 1369 кв.м, (разница с первоначальным заявлением 36 кв.м.~3% из допустимых 10). Исход рассмотрения заявления - отказ по причине расположения в границах территории общего пользования - улица.

...ДГР было подано еще одно заявление о перераспределении все тех же участков, с изменением площади запрашиваемого участка на 0,35% от первоначального (1400 кв.м.), с пояснениями: «представляю копию уведомления о внесении изменений в ЕГРН. Вопрос с санитарной зоной решен на совещании <...>»

... Исполнительным комитетом МО г.Казани было выдано Постановление ... «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ... на кадастровом плане территории» (дата создания документа в электронной форме ... № согл-...

...г. истцом в Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г.Казани было подано заявление (...), с просьбой рассчитать плату за выкуп земельного участка в размере 15% от кадастровой стоимости, поскольку заявление о перераспределении было подано ... (хотя по факту еще раньше ....)

... (через шесть месяцев) из Комитета был получен ответ (.../ОГ) следующего содержания: «Рассмотрев Ваше обращение по вопросу изменения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности в результате их перераспределения с земельными участками, сообщаю. Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани (далее - Комитет) были направлены запросы в соответствующие организации с просьбой дать разъяснение о возможности заключения с гражданами соглашений о перераспределении земельных участков по цене 15% от кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от ......, действовавшим на момент первоначальной подачи заявления на перераспределение. В связи с тем, что ответы на запросы Комитета на сегодняшний день не получены, заключение соглашения о перераспределении земельных участков по цене 15% от кадастровой стоимости не представляется возможным. В случае несогласия Вы вправе обратиться в суд».

Заявление о перераспределении земельных участков было подано ДГР еще ..., а все остальные действия, судя по содержанию каждой последующей заявки, были направлены лишь на корректировку схемы, в рамках первоначального заявления, с учетом ответов уполномоченного органа ИКМО ....

Истец просит признать право ДГР на выкуп земельного участка с кадастровым номером ... (1400 кв.м.), на основании постановления ИКМО г.Казани от .... ..., расположенного по адресу: РТ, .... по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности РТ, или земельного участка, государственная стоимость на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности. Обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани» заключить с ДГР соглашение о перераспределении земельных участков на основании постановления ИКМО г.Казани от .... ... по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности РТ, или земельного участка, государственная стоимость на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МКУ «УАиГ ИК МО г.Казани» в суд не явился. извещен.

Представитель ответчика Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в судебное заседание не явился, извещен.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Судом установлено, что ДГР является собственником объекта индивидуального жилищного строительства, общей площадью 60,9 кв.м, инв...., с кадастровым номером ... и земельного участка, общей площадью 1211 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ....

.... ДГР обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением, в котором просила перераспределить земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и земельный участок находящийся в частной собственности и расположенный по адресу: .... Кадастровый номер земельного участка, перераспределение которого планируется осуществить ...

МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на данное заявление указало, что рассматриваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне погрузочно-разгрузочной площадки инертных материалов (причал). Образуемый земельный участок частично расположен в границах проектных красных линий, обозначающих, согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования автомобильной дороги. Кроме того через запрашиваемую часть земельного участка проходит распределительный газопровод, от которого предусмотрена охранная зона в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ...... « Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

.... ДГР обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением, в котором просила перераспределить земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и земельный участок находящийся в частной собственности и расположенный по адресу: .... Кадастровый номер земельного участка, перераспределение которого планируется осуществить ...

Письмом от .... МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» отказало ДГР в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с подпунктами 11 и 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

ДГР.... обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о перераспределении земельного участка.

Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от ...... утверждена схема расположения земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ... находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности площадью 1400 кв.м. (категория земель – земли населенных пунктов, территория зона Ж2- зона индивидуальной жилой застройки).

Из материалов следует, что ... участок, перераспределяемый в частную собственность, поставлен на государственный кадастровый учет под номером ...

На основании заявления ДГР от ..., в соответствии с указанным постановлением МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» подготовлен проект соглашения ... о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, который на сегодняшний день ДГР не подписан и в Комитет не возвращен.

ВМКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» поступило обращение ДГР от ... по вопросу изменения размера платы за увеличение площади земельных участков.

...., ... МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» по вопросу изменения размере платы ДГР даны ответы.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В силу пункта 8 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Исполкома муниципального образования города Казани от 16.12.2015 N 4365 вынесено постановление "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о согласии на заключение в соответствии с утвержденным проектом межевания территории соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", которым установлен стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо о согласии на заключение в соответствии с утвержденным проектом межевания территории соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - услуга).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2018 г. N 638, вступившим в силу 19 августа 2018 г. о внесении изменений в Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

Как следует из материалов дела, заявление о перераспределении земель с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было подано ДГР в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани» .... и постановление от .... ... было принято на основании данного обращения, после вступления в силу постановления КМ РТ от .......

Согласно вышеприведенным положениям закона оказание муниципальной услуги исполкомом осуществляется лишь после принятия заявления гражданина.

Ранее поданные и рассмотренные заявления учету не подлежат.

При этом уполномоченный орган рассматривает заявление гражданина, обратившегося в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, по действующему на этот момент законодательству и не вправе применять нормативные акты, утратившие силу на момент подачи такого заявления.

В связи с чем не имеют правового значения обстоятельства рассмотрения ранее поданных истцом аналогичных заявлений, в удовлетворении которых было отказано.

Также, при указанном, суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права - о признании за ним права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков между ответчиком и истцом из расчета 15% от кадастровой стоимости земельного участка по утратившему силу Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2015 года на момент обращения истца ... года к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков.

Кроме того, суд не вправе подменять собой муниципальный орган по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции такового, и тем более обязывать уполномоченный орган заключить с гражданином соглашение о перераспределении земельных участков по утратившему силу нормативному акту.

При изложенных обстоятельствах, а также по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, установив, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории до внесения изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2015 г. N 168 (до 19 августа 2018 г.) не принято, учитывая также, что с заявлением о перераспределении земельного участка ДГР обратилась ..., а решения по ранее поданным заявлениям не были оспорены истцом и не признаны недействительными в установленном законом порядке, суд не находит оснований для возложения обязанности заключить с истцом соглашения о перераспределении земельных участков в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2015 г., в ранее действовавшей редакции.

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ДГР к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании права на выкуп земельного участка по цене, установленной на день первоначального обращения, понуждении заключить соглашение о перераспределении земельных участков, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова