ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2803/2013 от 08.08.2013 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2-2803/2013 8 августа 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Махневой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению Пестеревой М. В., действующей в интересах несовершеннолетнего П, о признании незаконным бездействия Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район», понуждении обеспечить свободным местом в детском саду в группе полного дня в структурном подразделении МБОУ «Катунинская СОШ» Детский сад д.Лахта или Детский сад ...,

установил:

Пестерева М.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Приморский муниципальный район», понуждении обеспечить свободным местом ее сына в детском саду в группе полного дня в структурном подразделении МБОУ <***> ... до <Дата>, понуждении направить сына на свободное место в группе полного дня в структурное подразделение <***> ... с <Дата>. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью несовершеннолетнего П, <Дата> года рождения. <Дата> ее сын был поставлен на учет в <***>» для определения в <***> ... и дополнительно <Дата> ею написано заявление о постановке на учет сына в Детский сад .... В июле 2013 года ей было сообщено, что место в указанных детских садах ее ребенку предоставлено не будет в связи с отсутствием свободных мест. Считает, отсутствие свободных мест не является основанием для отказа в предоставлении места в детском саду. Непредоставление места в детском саду по причине отсутствия свободных мест нарушает конституционные права несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования. Указывает, что обеспечение наличия свободных мест является вопросом организации предоставления дошкольного образования, решение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Отсутствие свободных мест в детском саду, полагает, является результатом бездействия указанных органов в исполнении возложенной на них обязанности. При этом ссылается на то обстоятельство, что ряд сверстников ее сына, а также дети младше ее сына, уже посещают указанные детские учреждения. Также указала, что ей предложено место в детском саду ..., находящемся в другом муниципальном образовании. Посещать данное учреждение она не имеет возможности, поскольку данный детский сад находится на расстоянии более 15 километров от места жительства, не имеет пешей доступности и прямого транспортного сообщения, проезд до садика возможен только с тремя пересадками. Считает, что предоставление места в детском саду в ином муниципальном образовании противоречит Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и абз. 3 п. 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Приморский муниципальный район», выразившееся в необеспечении ее сына возможностью получить дошкольное образование путем необеспечения его в надлежащий срок свободным местом в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения, обязать администрацию МО «Приморский муниципальный район» обеспечить свободным местом в группе полного дня <***> месту жительства ее сына или в <***> ... до <Дата> направить сына на свободное место в группе полного дня в структурное подразделение <***> или <***> ... с <Дата>

    В судебном заседании заявитель требования уточнила, просит признать незаконным бездействие <***>, выразившееся в необеспечении ее сына возможностью получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении путем необеспечения его в надлежащий срок свободным местом в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения, обязать Управление <***> обеспечить свободным местом в группе полного дня <***> ...» по месту жительства или «<***> ее сына до <Дата>. Указала, что под требованием о понуждении Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» направить ее сына на свободное место в группу полного дня в один из вышеуказанных детских садов она понимает обеспечение свободным местом ее сына в группе полного дня <***> ...» по месту жительства или «<***> до <Дата>. Доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, дополнив, что в <Дата> от начальника управления образования МО «Приморский муниципальный район» она получила сообщение, из которого следовало, что место в детских садах ... и ... с <Дата> ее сыну предоставлено не будет в связи с отсутствием мест. При этом предложено место в детском саду .... Данные учреждения находятся в различных муниципальных образованиях, ... относится к <***>» и значительно удален от ее места жительства и места жительства ребенка, не имеет прямого транспортного сообщения. Полагает, место в детском саду должно предоставляться в пределах одного муниципального округа. Отсутствие свободных мест не является основанием для отказа в предоставлении места в детском саду, Управление образования МО «Приморский муниципальный район» бездействует, непредоставляя места в детском саду лишь по причине отсутствия свободных мест. При этом указала, что с заявлением о предоставлении ее сыну места в детском саду ... она не писала и писать не собирается, поскольку данный садик удален от места жительства ее и ребенка. Не оспаривала того обстоятельства, что к категории лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление места в детском саду, ее сын не относится. Просит удовлетворить заявленные требования.

    Представитель заинтересованного лица Белобородова С.Ф., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Суду пояснила, что на территории Приморского муниципального района находятся и действуют три детских садика, являющихся структурными подразделениями <***>, .... Заявитель подала заявление о предоставлении места в детском саду .... В настоящее время сын заявителя состоит в очереди на предоставление места в детском саду за <№>. При этом очередь на предоставление места в детских садах ... и ... является единой. В порядке очередности место будет ему предоставлено, однако на <Дата> ввиду отсутствия свободных мест в детском саду ... и ... местом сын заявителя обеспечен не будет. Указала, что заявителю действительно предложено место в детском саду .... Заявления на предоставление места в данном детском саду заявитель до настоящего времени не написала. В случае ее согласия, сын заявителя будет обеспечен таким местом в указанном детском саду. Кроме того, указала, что даже в случае согласия заявителя на предоставление места ее сыну в детском саду ... с общей очереди на предоставление места в детских садах ... и ... ее сын снят не будет, при освобождении места в одном из данных детских садов оно будет предложено в порядке очередности. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

    Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.    

Из материалов дела следует, что заявитель Пестерева М.В. приходится матерью несовершеннолетнему П, <Дата> года рождения.

    В <Дата> заявитель обратилась к заместителю директора по дошкольному воспитанию структурного подразделения «Детский сад ...» <***> с заявлением о постановке на очередь ее сына для предоставления места в данном детском саду.

Как пояснила представитель заинтересованного лица, очередь на предоставление места в детских садах ... и ... является единой, в настоящее время сын заявителя состоит на учете будущих воспитанников указанных детских садов, номер очереди <№> что подтверждается также списком очередников, составленным на <Дата>.

Согласно сообщению <Дата>, выданному начальником управления образования МО «Приморский муниципальный район», и это не оспаривалось заявителем и представителем заинтересованного лица в судебном заседании, сын заявителя местом в детском саду ... и ... в <Дата> обеспечен не будет в связи с отсутствием свободных мест в данных учреждениях.

По сообщению администрации МО «Приморский муниципальный район» от <Дата> №<№>, заявителю предложено место в структурном подразделении «Детский сад ... <***> Указанное обстоятельство также не оспаривалось заявителем и представителем заинтересованного лица в судебном заседании.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение правом каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. При этом вышеназванный Закон сосредоточивает все функции местного самоуправления в сфере образования, в том числе организацию предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на уровне муниципального района.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района.

Приказом Управления образования МО «Приморский муниципальный район» №<№> от <Дата> утвержден порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, согласно которому в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории МО «Приморский муниципальный район» принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, т.е. при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в любом детском дошкольном образовательном учреждении, имеющемся на территории МО «Приморский муниципальный район», а не в конкретном детском саду или территории конкретного муниципального образования.

Как следует из пояснений представителей заинтересованного лица и это не оспаривалось заявителем в судебном заседании, место в детском саду ребенку заявителя на территории МО «Приморский муниципальный район» - в детском саду ... было предложено, однако заявитель правом на предоставление данного места не воспользовалась.

Таким образом, заинтересованным лицом возложенные на него Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимые действия по предоставлению места ребенку заявителя в детском саду исполнены.

Из пояснений заявителя следует, что ее интересует место в конкретных детских садах – детском саду ... и ..., поскольку данные детские сады наиболее ближайшие к месту ее жительства и месту жительства ее ребенка, в другие детские сады она не обращалась.

Учитывая позицию заявителя, заинтересованной в предоставлении места в конкретном детском саду, наличие свободных мест в других детских садах, предложение заинтересованного лица предоставить место в одном из них свидетельствует о том, что бездействия со стороны Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» в невыполнении обязанности обеспечения доступным бесплатным дошкольным образованием и свободным местом в группе полного дня несовершеннолетнему П не имеется и его права на общедоступное бесплатное дошкольное образование со стороны заинтересованного лица нарушены не были.

Отсутствие свободных мест в конкретном детском саду в рамках рассматриваемого дела нельзя расценить как незаконное бездействие и неисполнение обязанности обеспечения доступным бесплатным дошкольным образованием в отношении несовершеннолетнего сына заявителя.

Удаленность предложенного детского сада от места жительства заявителя, отсутствие пешей доступности, прямого транспортного сообщения также не свидетельствуют о бездействии Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район». Предложенный детский сад находится на территории того муниципального района, на уровне которого Управление образования МО «Приморский муниципальный район» осуществляет функции местного самоуправления в сфере образования.

Ссылка истца на то, что предоставление детского сада в ином муниципальном образовании противоречит санитарно - эпидемиологическим правилам, Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и абз. 3 п. 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 №5-П является несостоятельной. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, а также Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывают, что доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. При этом говорится об экономической и физической доступности начального, среднего и высшего образования.

    Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, согласно вышеуказанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, доступность образования означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. При этом доступность образования должна обеспечиваться, в том числе нахождением образовательного учреждения на разумном географическом удалении от местожительства ребенка. В свою очередь «разумная географическая удаленность» образовательного учреждения от места жительства несовершеннолетнего и его законных представителей, речь о которой идет в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П, не является тождественной по содержанию понятию «пешеходная доступность» или «незначительная географическая удаленность».

Каких-либо ограничений в равном доступе в существующие в Приморском муниципальном районе дошкольные образовательные учреждения несовершеннолетнему сыну заявителя не имелось, сын заявителя в установленном порядке наравне с другими несовершеннолетними поставлен на очередь на предоставление места в детском саду, а отсутствие свободных мест в конкретном детском саду не может быть расценено как ограничение в равном доступе на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Доводы заявителя о том, что сверстники ее сына, а также дети младше его возраста уже посещают интересующие ее детские сады не могут быть приняты судом во внимание, поскольку место в детском саду предоставляется в установленном порядке очередности поступления заявлений родителей, за исключением случаев первоочередного и внеочередного приема детей в детский сад. Заявителем не оспаривалось, что ее сын к категории лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление места в детском саду, не относится.

Внеочередное предоставление места ребенку заявителя в конкретном детском саду, состоящему на очереди, повлечет нарушение прав других несовершеннолетних, состоящих на учете в данном саду, которые поставлены на очередь раньше сына заявителя.

Учитывая, что со стороны заинтересованного лица незаконного бездействия не установлено, возложенные в силу закона на него обязанности им исполнены, оснований полагать, что были нарушены права сына заявителя на общедоступное бесплатное дошкольное образование, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления образования МО «Приморский муниципальный район», понуждении обеспечить свободным местом в детском саду в группе полного дня в структурном подразделении МБОУ <***> или Детский сад ... до <Дата> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Пестеревой М. В., действующей в интересах несовершеннолетнего П, о признании незаконным бездействия Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район», понуждении обеспечить свободным местом в детском саду в группе полного дня в структурном подразделении <***> ... до <Дата> отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Попова