ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2803/2022 от 27.06.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-2803/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2022 года г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Володиной О.В.

при секретаре судебного заседания Мамаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Сергея Юрьевича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев С.Ю. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-МВД по Республике Марий Эл), Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее-МВД РФ), в котором с учетом уточнения от 24 июня 2022 г. просил:

признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от г. № , и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл № от . в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Дмитриеву С.Ю.;

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в свою пользу единовременную социальную выплату в размере 1 388 746,05 руб.;

судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование требования указано, что Дмитриев С.Ю. является пенсионером МВД по Республике Марий Эл с . . состоял с членами семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Центральной жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) принято решение от . о предоставлении Дмитриеву С.Ю. на состав семьи 3 человека единовременной социальной выплаты в размере 1 575 375,96 руб. На основании распоряжения МВД РФ от указанная сумма была перечислена истцу. Дмитриев С.Ю. не согласен с принятым ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл решением в части произведенного расчета единовременной социальной выплаты, полагая, что комиссией в нарушение положения п.29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, при расчете необоснованно была учтена площадь двух комнат № и № в коммунальной квартире № дома № по . В связи с неправильным расчетом истец недополучил единовременную социальную выплату в размере 1 388 746,05 руб. Учитывая, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику один раз за весь период службы по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и она уже была предоставлена истцу, соответственно, истец просит восстановить его нарушенное право путем взыскания с ответчика Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета недополученную часть единовременной социальной выплаты в указанном выше размере.

Истец Дмитриев С.Ю. в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Яштаев А.Г. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков МВД по Республике Марий Эл, РФ в лице МВД РФ по доверенностям Александров А.А. с заявленными требованиями не согласился.

Третьи лица Дмитриева С.В., Дмитриева И.С. в суд не явились, извещались судом о времени месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дмитриев С.Ю. является пенсионером МВД по Республике Марий Эл с

Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от . Дмитриев С.Ю. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека (он, жена Дмитриева С.В., дочь ФИО1 и дочь ФИО5 с даты обращения - .

В последующем внесены изменения в учетное дело Дмитриева С.Ю., в связи с достижением дочерью ФИО1 возраста лет, она исключена из состава семьи, что подтверждается решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от

. ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл принято решение, утвержденное распоряжением МВД по Республике Марий Эл от . , о ходатайстве предоставления пенсионеру МВД по Республике Марий Эл на семью в составе 3 человека (он, супруга ФИО7 дочь ФИО5.) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 575 375,96 руб.

На основании распоряжения МВД РФ от . № о предоставлении пенсионеру МВД России Дмитриеву С.Ю. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, платежным поручением от № г. перечислены денежные средства в размере 1 575 375,96 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

На основании п. 2 ч. 2 этой же статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Таким образом, предусмотренный пунктом 27 вышеуказанных Правил вычет суммы общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма, не должен производится в случае, предусмотренном, в частности п.5 ч.2 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, то есть в случае проживания содрудника в коммунальной квартире.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что определение размера единовременной социальной выплаты производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым обязательному учету подлежат жилые помещения, занимаемые сотрудником органов внутренних дел и (или) членами его семьи по договору социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности.

Из решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от . следует, что комиссией произведен следующий расчет единовременной выплаты: 28,7 кв.м*33 057 руб.* 1,23*1,35=1 575 375,96 руб., где:

28,7 кв.м. – общая площадь жилого помещения, положенная на данную семью (п.29 Правил);

33 057 руб. – размер средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Марий Эл (применяется в размере, установленном нормативными правовыми актами Минстроя России, утверждающими среднюю рыночную стоимость 1 кв.метра общей площади по субъектам РФ);

1,23 – поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы в Республике Марий Эл на момент расчета;

1,35 поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета (

Дмитриев С.Ю., не согласен с размером выплаченной единовременной социальной выплаты, полагает, что при расчете единовременной социальной выплаты комиссией при определении общей площади жилого помещения, положенной его семье (28,7 кв.м.), необоснованно была учтена площадь двух комнат в коммунальной квартире, принадлежащих членам его семьи на праве собственности.

Расчет ответчиком произведен в соответствии с положением п. 29 Правил, исходя из разницы между нормой предоставления общей площади на жилого помещения на семью из трех человек (54 кв.м.) и общей площади имеющихся жилых помещений (25,3 кв.м).

По мнению истца, помещения являются комнатами в коммунальной квартире и не должны учитываться при определении размера единовременной социальной выплаты. Здание, в котором его семья занимала комнаты, ранее являлось общежитием, в последующем занимаемые жилые помещения приобрели статус комнат в коммунальной квартире, так как в одной квартире проживает несколько семей. У каждой семьи есть отдельная комната, вместе с тем кухня, санузел и ванная комната являются общими.

Из материалов дела следует, что с момента постановки на учет и до принятия комиссией решения о предоставлении единовременной социальной выплаты истец с семьей проживал в комнате № по адресу: общей площадью кв.м, которое было предоставлено Дмитриеву С.Ю. по договору социального найма жилого помещения на состав 4 человека, впоследствии в 2014 году жилое помещение приобретено в собственность дочерями ФИО1. и ФИО5. в равных долях в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от г. №

Также на основании договора купли-продажи комнаты от 5 июля 2016 г. дочерям ФИО8. ФИО5. (члену семьи) и ФИО1 на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежало жилое помещение - комната № по адресу: общей площадью кв.м.

В подтверждение доводов истца, последним представлен акт обследования жилищно-бытовых условий от . и фотоматериалы, из которых следует, что в квартире проживают несколько семей, каждая имеет отдельную комнату, вместе с тем в общем пользовании всех жильцов этажа находится туалет, ванная комната, кухня. Водопровод, канализация, газоснабжение, кухня, ванная комната, туалет в самих комнатах жильцов отсутствует.

Из представленных в материалы дела договора социального найма жилого помещения от 21 августа 2012 г. в качестве предмета договора указана комната № в квартире № , договоров на передачу квартиры в собственность граждан указаны комнаты №№ в коммунальной квартире №

Согласно представленному техническому паспорту на здание по адресу: на 4 этаже значатся квартиры №№ в квартире № имеются комнаты №№ а также места общего пользования туалет, душ, ванная, коридор.

Учитывая изложенное, довод стороны ответчиков о том, что семье Дмитриева С.Ю. выделялись изолированные жилые помещения, которые не являются коммунальной квартирой, не соответствуют фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о том, что предоставленное жилое помещение имеет коммунальный характер.

В Жилищном кодексе РФ отсутствует законодательное определение коммунальной квартиры, однако анализ ст.ст. 57,59 ЖК РФ позволяет прийти к выводу, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальное квартире), к которым, как правило, относится кухня, коридор, ванная комната, туалет.

С учетом изложенного факт проживания истцом с семьей в коммунальной квартире у суда сомнений не вызывает.

На основании изложенного в соответствии с установленным порядком размер единовременной социальной выплаты, право на получение которой имеет Дмитриев С.Ю., подлежит определению исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 54 кв. м, для семьи из 3 человек.

В результате незаконного решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл в части расчета единовременной социальной выплаты истец Дмитриев С.Ю. был неправомерно лишен части единовременной социальной выплаты, на которую имел право в соответствии с законом.

Расчет единовременной социальной выплаты следующий: 54,0 кв.м*33 057 руб.*1,23 коэф.*1,35 коэф.=2 964 122,01 руб.

В соответствии с приведенным расчетом, Дмитриев С.Ю. должен был получить единовременную социальную выплаты в размере 2 964 122,01 руб.

Фактически Дмитриеву С.Ю. была произведена единовременная социальная выплата на состав семьи три человека в размере 1 575 375,96 руб. Недоплата составила 1 388 746,05 руб. (2 964 122,01 руб.- 1 575 375,96 руб.).

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 3 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику один раз за весь период службы по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и она уже была предоставлена истцу, соответственно, суд полагает возможным восстановить нарушенное право истца путем взыскания с ответчика Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета недополученную часть единовременной социальной выплаты в указанном в размере1 388 746,05 руб.

Довод стороны ответчиков о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд, установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводстве РФ, суд находит не состоятельным.

Исходя из сложившихся правоотношений сторон и заявленных требований о взыскании недополученной части единовременной социальной выплаты, суд считает, что в данном случае применим общий срок исковой давности 3 года (ст. 196 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Единовременная социальная выплата произведена г., соответственно, с данной даты истец должен был узнать о нарушенном праве, а именно, о том, что недополучил выплату в полном объеме. Последним днем для обращения в суд с данным иском является 27 декабря 2022 г. В суд за защитой нарушенного права истец обратился 2 апреля 2022 г., то есть в пределах срока исковой давности.

На основании изложенного в совокупности собранных по делу доказательств суд находит требования Дмитриева С.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. (не имущественное требование) и 15 143,73 руб. (имущественное рребование).

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Дмитриева Сергея Юрьевича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты удовлетворить.

Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от . № и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл № от г. в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Дмитриеву Сергею Юрьевичу.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу Дмитриева Сергея Юрьевича единовременную социальную выплату в размере 1 388 746,05 руб.; судебные расходы по оплате государственной пошлины 15 143,73 руб.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в пользу Дмитриева Сергея Юрьевича судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В. Володина

Мотивированное решение составлено 4 июля 2022 г.

Решение28.07.2022