ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2804/2016 от 09.12.2016 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

09 декабря 2016 г.

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

с участием

истца

представителя истца

представителя ответчика мэрии <адрес>

представителя ответчика Правительства

<адрес>

представителя ответчика Министерства социального

развития <адрес>

Бутырина А.В., Злобиной Е.А.,

Тамаева А.Т.

Беспаловой Н.Б.

Ярославцевой М.А.

Пиотровской А.Е.

Лебедевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамаева А. Т. к мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес> об обязании включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец Тамаев А.Т. обратился в суд с исковыми требованиями с учетом уточнений к мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес> об обязании включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения, в котором просит признать за Тамаевым А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление вне очереди жилого помещения в <адрес>; обязать Министерство социального развития <адрес> включить Тамаева А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с даты постановки на учет; обязать мэрию <адрес> предоставить Тамаеву А.Т. на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м.

В обоснование иска указал, что постановлением директора департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью матери, опекуном несовершеннолетнего Тамаева А.Т. была назначена родная бабушка истца - Тамаева Т. А.. При этом, истец был поставлен на первичный учет в список на получение жилья по договору социального найма, как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1997 году истец вместе с бабушкой переехал на постоянное, место жительство в <адрес>. В связи с переменой места жительства Тамаева А.Т. его личное дело было передано из <адрес> в <адрес> в администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ личное дело Тамаева А.Т. в связи с переменой места жительства было передано в администрацию <адрес>. На тот момент возраст истца был 13 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья истца проживала в квартире по адресу: <адрес>98 на условиях договора коммерческого найма. В 2009 году истец окончил обучение в «Новосибирском авиационном техническом колледже» по специальности «Производство летательных аппаратов». Истец не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, не имеет средств для его приобретения, в настоящее время постоянно проживает в <адрес> в съемной квартире.

В 2014 году истец обратился с заявлением в администрацию <адрес> о предоставлении ему жилого помещения, как лицу из категории детей - сирот. В чем ему было отказано по тем основаниям, что он состоит на учете для улучшения жилищных условий в администрации Центрального административного округа <адрес>, регистрационный номер .

Согласно ответа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по городу Братску по настоящее время Тамаев А.Т. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированно жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальному образованию <адрес>. Вместе с тем, Министерством имущественных отношений <адрес> в предоставлении жилья на основании Федерального закона № 159-ФЗ и <адрес>-ОЗ, Тамаеву А.Т. было отказано, поскольку его место постоянного проживания находится за пределами <адрес>, что противоречит нормам указанного законодательства.

В связи с тем, что местом жительства истца является <адрес>, в настоящее время истец имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>90, истец повторно обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию <адрес>. Приказом главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ-од Тамаеву А.Т. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по тем основаниям, что <адрес> не является местом жительства, учитывая отсутствие у Тамаева А.Т. регистрации по месту жительства, кроме того, в ответе указано, что заявитель не относится к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ему исполнилось 27 лет.

Таким образом, истцу незаконно отказано во включении в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, несмотря на то, что он относился к категории детей-сирот и, ранее, был включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец должен был быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на территории <адрес>, поскольку относился к категории детей-сирот, в связи с переменой места жительства, по факту поступления его личного дела в администрацию <адрес>, т.е. в 2001 году. Впоследствии <адрес> незаконно своевременно не включила Тамаева А.Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, соответствующие сведения не были переданы администрацией Министерству социального развития <адрес> для включения Тамаева А.Т. в соответствующий сводный список, который утверждается данным министерством, а без включения лица в сводный список невозможно предоставление ему жилого помещения. Учитывая изложенное, восстановление нарушенного права возможно только в судебном порядке путем возложения на ответчиков обязанностей по включению в соответствующий список и предоставлению жилья, поскольку иного способа защиты нарушенного права истца в данном случае не имеется.

Истец, представитель истца Беспалова Н.Б., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения в соответствии с исковым заявлением, уточнением к исковому заявлению.

Представитель ответчика мэрии <адрес>Ярославцева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Представитель ответчика <адрес>Пиотровская А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес>Лебедева Е.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Иные участвующие лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Тамаев А. Т. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР, его родителями являются Тамаев Т. Н. (записан со слов матери), Тамаева Ж. Р. (л.д.151, 152). В 1993 году семья истца переехала на постоянное место жительства в <адрес> Российской Федерации.

Мать истца Тамаева Ж.Р. умерла 31.05.1996г. (л.д.149).

Сведениями об отце истец не располагает, так как он был записан со слов его матери.

Постановлением директора департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью матери, опекуном несовершеннолетнего Тамаева А.Т. была назначена его бабушка - Тамаева Т. А. (л.д.137).

Согласно ответа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГТамаев А. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был выявлен и поставлен на первичный учет департаментом образования администрации <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Тамаевым А. Т.». Тамаев А. Т. состоял в списке на получение жилья по договору социального найма по <адрес> (л.д.136).

ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления принято решение о постановке Тамаева А.Т. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в соответствии с <адрес>-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

Тамаева Т.А. и Тамаев А.Т. состояли в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по <адрес>, в комнате .

Согласно ответа Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, жилой район Центральный, <адрес>, не является собственностью муниципального образования <адрес>, исключено из реестра муниципального имущества в 2008 году в связи с его приватизацией. Указанное здание до марта 1995 года - ведомственное общежитие ОАО «БрАЗ», с марта 1995 года до ДД.ММ.ГГГГ - общежитие МП «ПРЭТЖХ-1». Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ж, р, Центральный, <адрес>, ком. 222, передано в собственность Сомовой Л. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сомовой Е. Ю.. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время данное жилое помещение находится в собственности граждан Крупиной А. Н. и Рыбникова В. Е..

В 1997 году истец вместе с бабушкой Тамаевой Т.А. переехал на постоянное, место жительство в <адрес>.

Как следует из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переменой места жительства Тамаева А.Т., его личное дело было передано из <адрес> в <адрес> в администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ личное дело Тамаева А.Т. в связи с переменой места жительства было передано в администрацию <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> (л.д.14) на обращение истца (л.д.71) Тамаеву А.Т. разъяснено, что согласно имеющейся в его личном деле справки заведующей отделом по учету и распределению жилой площади администрации Центрального административного округа <адрес> заявитель поставлен на регистрационный учет для улучшения жилищных условий в администрации Центрального административного округа <адрес>, регистрационный номер . Для выяснения обстоятельств сложившейся ситуации рекомендовано обратиться в администрацию Центрального административного округа <адрес>. Также разъяснено, что после получения информации из администрации Центрального административного округа <адрес> он вправе обратиться за консультацией в отдел опеки и попечительства администрации <адрес>.

В связи с тем, что местом жительства истца являлся <адрес>, он длительное время проживал на территории <адрес>, где имел постоянную регистрацию, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении в список, предоставлении жилого помещения в администрацию <адрес> (л.д. 117).

Как следует из ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81), на запрос Тамаева А.Т., согласно части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>» (далее <адрес>-ОЗ) жилые помещения предоставляются лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и место жительства которых находится на территории <адрес>. В соответствии с частью 3 статьи <адрес>-ОЗ жилые помещения предоставляются по месту жительства лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующем населенном пункте <адрес>. Из содержания заявления и прилагаемых документов следует, что преимущественное место проживания заявителя находится за пределами <адрес>. Учитывая изложенное, министерством имущественных отношений <адрес> отказано во включении заявителя в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>.

Согласно ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.210), ДД.ММ.ГГГГТамаев А.Т. обращался в министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было рассмотрено, Тамаеву А.Т. было разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством с 2013 года детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес>, а также о необходимости обратиться в министерство с соответствующим заявлением и документами. ДД.ММ.ГГГГТамаев А.Т. повторно обратился в министерство с заявлением и документами на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту его жительства в городе Новосибирске. ДД.ММ.ГГГГ данное обращение министерством было рассмотрено, Тамаеву А.Т. было сообщено об отсутствии у министерства правовых оснований для предоставления ему жилого помещения на территории <адрес>. В список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>Тамаев А.Т. включен не был. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> имеются сведения о Тамаеве А.Т. по городу Братску.

Как установлено судом, истец был зарегистрирован по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением жилого помещения на основании договора коммерческого найма его опекуну - бабушке Тамаевой Т.А., снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), постоянной регистрации не имеет, что подтверждается паспортом, представленным в судебное заседание.

Истец имел временную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания в <адрес> (л.д.222), однако согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного найма, не обращался, в администрации <адрес> никогда на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, предоставляемым до 2013 года по договору социального найма, не состоял, как ребенок-сирота или оставшийся без попечения родителей на территории да Бердска не выявлялся (л.д.111). В настоящее время истец проживает на территории <адрес>, доказательств обратного не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что местом постоянного проживания истца являлся <адрес>, где истец проживал длительное время со своим опекуном до совершеннолетия, имел постоянную регистрацию до 2014г., учетное дело находится в администрации <адрес>, в иной орган местного самоуправления не передавалось, специалистами органа местного самоуправления неоднократно проводилось обследование жилого помещения в связи с проверкой условий проживания при исполнении опеки.

В то же время приказом главы администрации <адрес> г.. Новосибирска -од от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что истцом не представлены документы, из содержания которых можно установить, что <адрес> является местом жительства, учитывая отсутствие регистрации по месту жительства, а также в связи с достижением возраста 23 лет (л.д.115-116).

Суд полагает данный отказ необоснованным, а исковые требования подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующим.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона <адрес>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>

В силу пункта 1 статьи 2 закона <адрес>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

То обстоятельство, что истец первично поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории <адрес> не может служить основанием для отказа в предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по месту ее жительства в <адрес>.

Аналогичная позиция отражена Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражено, что определяя место жительства детей-сирот, судам нужно исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предоставление же жилого помещения указанной категории лиц исключительно по месту выявления и первичного закрепления ребенка является ошибочным, поскольку это противоречит федеральному законодательству, несмотря на то, что такой порядок был закреплен законодательством ряда субъектов Российской Федерации, регулирующим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением.

Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по месту жительства, и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, как следует из указанного Обзора, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Таким образом, и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании истец был первоначально выявлен и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Центрального административного округа <адрес>, однако впоследствии вместе со своим опекуном переехал в <адрес>, где первоначально проживал на территории <адрес>, а впоследствии постоянно проживал и был зарегистрирован на территории <адрес> на основании договора найма жилого помещения, заключенного с его опекуном Тамаевой Т.А. Истец проживает и в настоящее время на территории <адрес>, о чем им подтверждено в ходе рассмотрения по делу и доказательств обратного суду не представлено, однако постоянной регистрации не имеет.

При этом учетное дело Тамаева А.Т., которое первоначально было открыто в <адрес>, впоследствии, после переезда истца и его опекуна, было передано в <адрес> – в администрацию <адрес>, а затем в администрацию <адрес>, в настоящее время, как следует из представленной переписки, находится в администрации <адрес>.

Материалами дела подтверждено, что истец не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма, жилого помещения (л.д.10, 11), доказательств обратного суду не представлено. Также иных сведений о наличии у истца жилого помещения, на которое у него было право владения, пользования и распоряжения, в материалы дела не представлено.

Доводы ответчиков об отсутствии доказательств проживания на территории <адрес> опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.

При этом ссылка на то, что в настоящее время истец достиг возраста 23 лет и, соответственно, положения действующего законодательства о детях-сиротах на него не распространяются, судом не принимается, поскольку истец был своевременно выявлен и поставлен на учет с включением в соответствующий список, материалы учетного дела своевременно были переданы в администрацию по месту нового жительства истца и его опекуна, однако ввиду отсутствия необходимого контроля со стороны органов местного самоуправления сведения об истце не включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование истца о включении в список по месту жительства в <адрес>, о предоставлении жилого помещения, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.

В <адрес> государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с пунктом 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ). "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС) возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в статье 2 настоящего Закона.

Осуществление органами муниципальной власти указанных государственных полномочий должно обеспечиваться одновременным предоставлением им соответствующих средств из областного бюджета в виде субвенций. Это основано на положениях статей 5 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС), в соответствии с которыми обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Выполнение указанных функций осуществляется субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривается формирование уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации единого по субъекту Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья. Это соответствует целям планирования бюджетных средств на приобретение и строительство жилых помещений специализированного жилищного фонда для данной категории лиц.

Порядок формирования такого списка на территории <адрес> установлен статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (ред, от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС).

В <адрес> действует «Порядок включения в список (исключения из списка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», утвержденный Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7889 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ 3). В соответствии с этим порядком первоначально прием заявлений о включении в список осуществляется администрациями районов, отделы но жилищным вопросам которых ежеквартально направляют списки в Управление по жилищным вопросам мэрии <адрес> для формирования единого списка по городу. В свою очередь мэрия <адрес> направляет список по городу в <адрес> для формирования сводного списка по субъекту РФ.

При этом списки формируются в порядке очередности, в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Как следует из материалов дела заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Тамаевым А.Т. подано в администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117). В связи с чем, заявитель подлежит включению в список с указанной даты.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договор специализированного найма жилого помещения.

Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.

При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Тамаева А. Т. к мэрии <адрес>, Министерству социального развития <адрес> об обязании включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития <адрес> включить Тамаева А. Т. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать мэрию <адрес> предоставить Тамаеву А. Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья Бутырин А.В.