ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2804/2017 от 04.07.2017 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гринберг И.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о признании информации запрещенной, мотивируя свои требования следующим.

<адрес> проведена проверка по обращению ФИО5 по вопросу исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет».

Проведенным мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре, установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения на платной основе, минуя установленный законом порядок, получения, такого официального документа, как паспорта гражданина Российской Федерации.

Указано, что продаваемые документы полностью идентичны оригинальным, способны выдержать любые проверки, будут значиться в базах данных ФМС и МВД России, согласно существующим требованиям законодательства, что может свидетельствовать об участии в данной незаконной процедуре продажи официальных документов должностных лиц органов полиции, миграционной службы и др.

Интернет-сайт <данные изъяты> является объявлением о круглосуточной продаже поддельных паспортов, на странице указаны контактные данные изготовителя, прайс-лист с ценами продукции, условия ее приобретения. Сведения, размещенные на сайте <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных официальных документов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

При этом вход на Интернет-ресурс свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием может любой Интернет-пользователь.

В судебном заседании представитель <адрес>ФИО4 поддержал заявленные требования и просил признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <адрес> проведена проверка по обращению ФИО5 по вопросу исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет».

Проведенным мониторингом сети «Интернет» посредством услуг связи, оказываемых прокуратуре, установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения на платной основе, минуя установленный законом порядок, получения, такого официального документа, как паспорта гражданина Российской Федерации.

Указано, что продаваемые документы полностью идентичны оригинальным, способны выдержать любые проверки, будут значиться в базах данных ФМС и МВД России, согласно существующим требованиям законодательства, что может свидетельствовать об участии в данной незаконной процедуре продажи официальных документов должностных лиц органов полиции, миграционной службы и др.

Интернет-сайт http://garant-board.co/kupit-pasport-t6.html является объявлением о круглосуточной продаже поддельных паспортов, на странице указаны контактные данные изготовителя, прайс-лист с ценами продукции, условия ее приобретения. Сведения, размещенные на сайте <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных официальных документов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.

При этом вход на Интернет-ресурс свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием может любой Интернет-пользователь.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Основания и условия приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 62-ФЗ), который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона № 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

Установление государством условий приобретения гражданства является необходимой для него мерой, определяющей, достойно ли лицо гражданства государства. Настоящее право является исключительным правом государства и основывается на его суверенитете.

Статьями 13 и 14 Закона № 62-ФЗ предусмотрены условия приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в общем и упрощенном порядке.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.

В соответствии с подп. «е» ст. 30 Закона № 62-ФЗ Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации.

Из анализа правовых норм о гражданстве РФ и о паспорте гражданина РФ, выдаче лицу паспорта гражданина РФ (как удостоверительного документа) должно предшествовать принятие соответствующего решения полномочного органа по вопросу приобретения гражданства.

Частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливается, что все равны перед законом и судом. Равенство иностранных граждан перед законом означает распространение юридической силы закона на всех иностранных граждан.

Равенство иностранных граждан перед законом означает также равное подчинение закону, равную обязанность его соблюдения. Такая обязанность предусмотрена частью 3 статьи 62 Конституции РФ.

Равенство иностранных граждан перед законом означает и одинаковое применение его ко всем иностранным гражданам, т.е. любая норма и весь закон в целом применяются ко всем иностранным гражданам одинаково, независимо от каких-либо условий. Эти положения в равной степени относятся и к лицам без гражданства.

Как отмечается в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, незаконная миграция способствует возникновению угроз общественной безопасности, ухудшению социальной обстановки и возрастанию социальной напряженности, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма и др. Незаконная миграция отнесена к числу главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере

В потоках нелегальных мигрантов на территорию Российской Федерации могут проникать боевики и участники незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедшие диверсионную подготовку.

На основании ст. ст.19.18 и 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт являются административными правонарушениями.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ, ст. 327 УК РФ.

Кроме того, незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации является уголовно-наказуемым преступлением (ст. 292.1 УК РФ).

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов.

Согласно ч.1 ст.34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст.33 УК РФ.

Таким образом, подделка или использование заведомо ложного паспорта, а также соучастие в данных преступлениях являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые уголовным законом предусмотрена значительная ответственность, в частности, лишение свободы.

Согласно ч.5 ст.15 Закона передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст.15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 2 ч. 5 указанной статьи основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к информации на странице <данные изъяты> необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель сайта <данные изъяты> в этом реестре отсутствует.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами указанными на сайтах, не представляется возможным.

С учетом вышеприведенных положений, доказанности заявленных требований, мнения представителя стороны заявителя, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Гринберг

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.