РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 23 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Баландиной М.А.,
с участием прокурора Ищенко А.В.,
истца ФИО1,
представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2804/2021 по иску прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах ФИО1 к Администрации города Нижний Тагил, Правительству Свердловской области, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
19.10.2021 прокурор Дзержинского района г. Нижнего Тагила, действуя в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском, в котором указал, что при проведении проверки по обращению жителей дома <адрес> о нарушении жилищных прав, было установлено, что данный трехэтажный 24-квартирный дом возведен в 1957 году и по данным технического паспорта из Бюро технической инвентаризации, его физический износ на сентябрь 1995 года составил 42%.
Также в техническом паспорте отражено, что имеются протечки шиферной кровли, наличие трещин шифера, инженерные коммуникации системы теплоснабжения текут, ржавые.
Взносы на капитальный ремонт в указанном доме формируются на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы. В изначальной редакции данной Региональной программы было определено, что ремонт общего имущества указанного дома (ремонт крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений) должен быть выполнен в 2021-2023 годах.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2020 №578-ПП в Региональную программу капитального ремонта общего имущества внесены изменения, согласно которым ремонт общего имущества указанного дома перенесен на следующий краткосрочный период - с 2024 по 2026 годы (номер позиции в приложении к данному постановлению - 12806).
Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и сходные положения ч. 1 ст. 10 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» прокурор указывает на порядок и основания актуализации региональной программы капитального ремонта и внесения в нее изменений.
Приводя положения ч. 2 и ч. 3 ст. 10 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ автор иска указывает, что обязательным условием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, однако в ходе проверки установлено, что собственниками помещений в <адрес> решение о переносе сроков капитального ремонта на более поздний период не принималось.
Таким образом, постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2020 N578-ПП в части переноса срока проведения капитального ремонта указанного дома является незаконным.
Из ответа Администрации г. Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ следует, что орган местного самоуправления инициатором переноса сроков капитального ремонта общего имущества названного дома не выступал и администрацией города соответствующие письма в адрес Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области не направлялись.
Постановлением Администрации г. Нижнего Тагила от 30.03.2020 №620-ПА утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории г. Нижнего Тагила. В указанный план <адрес> не включен.
Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 №607-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы, в которым <адрес> также не включен.
При обследовании прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ технического состояния общего имущества указанного многоквартирного дома было установлено, что техническое состояние инженерных коммуникаций в подвале является неудовлетворительным (имеются следы ржавчины, наличие утечек на сетях в подвале). Также в неудовлетворительном состоянии находится кровля дома (многочисленное наличие трещин шифера, сквозных дыр в шифере, неплотное примыкание выступающих над! кровлей шахт вентиляционных каналов к элементам кровли, из-за чего происходит поступление осадков в чердачное пространство, некоторые листы шифера кровли не укреплены, наблюдается сползание листов шифера, деревянные конструкции кровли имеют следы подтеков, местами подвержены гниению, в квартирах № имеются следы протечек с кровли), отсутствует отмостка, наблюдается разрушение штукатурного слоя до оголения шлакоблочной кладки, на торцевой стене фасада дома наличие вертикальной трещины в штукатурном слое на втором этаже, в чердачном помещении местами отсутствует утеплитель, кирпичные вентиляционные шахты на кровле имеют разрушения.
Прокуратурой района из Администрации г. Нижнего Тагила получены результаты технического мониторинга состояния общего имущества <адрес>, проведенного в апреле 2021 года.
Согласно представленным документам, износ здания составляет 50%. Администрацией города в акте отражено, что требует капитального ремонта: разводящие магистрали ХВС, стояки, ответвления от стояков в квартиру до первого запорного устройства ХВС, инженерные коммуникации водоотведения, разводящие магистрали отопления, стояки, ответвления от стояков отопления в квартиру до отопительных приборов.
В неудовлетворительном состоянии находятся распределительные щиты, внутридомовые инженерные магистрали коммунального и квартирного освещения. В отношении кровли указано, что требует замены обрешетка, отсутствует утеплитель, требуют замены слуховые окна, требует замены шифер кровли и примыкания кровли, желоба системы водоотвода кровли, требуется ремонт продухов, вентиляционных шахт, колпаков на оголовках вентиляционных шахт. Также требуется ремонт стен в подвальном помещении, надподвальных перекрытий подвальных помещений, требуется проведение работ по гидроизоляции стен и пола подвала, ремонт подвальных продухов, подвальных окон. В неудовлетворительном состоянии находится отмостка, гидроизоляция фундамента, фактурный слой фасада, общедомовые окна и двери.
Таким образом, ненадлежащее (фактически аварийное) техническое состояние общего имущества <адрес>, особенно кровли и инженерных коммуникаций, свидетельствует о неотложной необходимости проведения капитального ремонта дома в действующем краткосрочном периоде.
Обосновывая свое обращение в суд ссылками на ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, ч. 1 ст. 168 ЖК РФ, прокурор указывает, что органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления не могут произвольно в отсутствие оснований, установленных ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, переносить сроки капитального ремонта на более поздние периоды.
В связи с незаконными действиями Администрации г. Нижнего Тагила и Правительства Свердловской области по переносу срока капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с целью защиты жилищных прав граждан имеются правовые основания требовать восстановления прежних сроков проведения капитального ремонта, в судебном порядке требовать от регионального оператора выполнения капитального ремонта общего имущества дома.
В результате переноса сроков капитального ремонта общего имущества <адрес> нарушены жилищные права ФИО1, который имеет инвалидность, в связи с чем, относится к категории социально незащищенных граждан, в связи с чем, у прокурора исходя имеются процессуальные основания для предъявления искового заявления в его интересах.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил
- признать незаконным постановление Правительства СО от 27.08.2020 N 578-ПП в части внесения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества изменений, согласно которым ремонт общего имущества <адрес> перенесен на следующий краткосрочный период - с 2024 по 2026 годы (номер позиции в приложении к данному постановлению - 12806);
- признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области в части невнесения в постановление Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы <адрес>;
- признать незаконным бездействие Администрации г. Нижнего Тагила в части невнесения в постановление Администрации г. Нижнего Тагила от 30.03.2020 № 620-ПА об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории г. Нижний Тагил <адрес>;
- обязать Правительство Свердловской области включить <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП;
- обязать Администрацию г. Нижнего Тагила включить <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы в г.Нижнем Тагиле, утвержденный постановлением Администрации г.Нижнего Тагила от 30.03.2020 № 620-ПА;
- обязать Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области организовать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в <адрес>, которые должны быть завершены в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ремонт крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений).
Определением судьи от 26.10.2021 исковое заявление прокурора в части требований о признании незаконным постановления Правительства СО от 27.08.2020 N 578-ПП в части внесения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества изменений, возвращено в связи с неподсудностью районному суду требований об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В остальной части исковое заявление принято к производству суда.
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель Правительства Свердловской области ФИО4 просил прекратить производство по делу об оспаривании нормативных актов Правительства Свердловской области, ссылаясь на неподсудность таких требований районному суду.
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель Регионального фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Региональный фонд) ФИО5 просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что требование прокурора об обязании Регионального фонда организовать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в <адрес> в г. Нижнем Тагиле может быть рассмотрено по существу только в порядке рассмотрения дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), но даже в рамках КАС РФ указанное требование не подлежало бы удовлетворению, так как отсутствует соответствующее правовое основание, так как Региональный фонд в соответствии с действующим законодательством организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в объеме и сроки, предусмотренные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП в действующей на момент исполнения редакции.
Автор отзыва указывает, что Фонд является одним из исполнителей Региональной программы и, основываясь на её содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, формирующих Фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно п. 611 Приложения к Постановлению Администрации г.Нижний Тагил от 12.11.2014 № 2400-ПА «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» (в ред. от 02.07.2021) фонд капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, формируется на счете регионального оператора.
В соответствии с п. 12806 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, в отношении МКД Региональной программой запланировано проведение следующих видов работ по капитальному ремонту:
2024-2026 гг.: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль.
2042-2044 гг.: ремонт системы газоснабжения, строительный контроль.
В целях реализации Региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В настоящее время действуют Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП; Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории муниципального образования город Нижний Тагил, утвержденный Постановлением Администрации г.Нижнего Тагила от 30.03.2020 № 620-ПА. В указанных Краткосрочных планах в действующей редакции отсутствует многоквартирный дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Именно с наступлением года, указанного в Краткосрочном плане на соответствующий период, у Фонда возникает обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, указанных в Краткосрочном плане применительно к наступающему году. Поэтому требование прокурора обязать Фонд организовать проведение капитального ремонта общего имущества в МКД ранее сроков установленных нормативно-правовым актами (Региональной программой, Краткосрочными планами реализации) противоречит действующему жилищному законодательству. При этом указанный в исковом заявлении срок завершения работ (01.09.2022) уменьшает плановый период проведения капитального ремонта, установленный Региональной программой даже в первоначальной редакции: 2021-2023. Соответствующее полномочие истцу действующим законодательством не предоставлено.
Региональная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — Правительством Свердловской области. Непосредственную подготовку Региональной программы осуществляет уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
При подготовке проекта Региональной программы уполномоченный орган использует сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, полученные от участников системы мониторинга жилищного фонда в соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области (далее — Порядок).
При этом участие регионального оператора в актуализации Региональной программы заключается в предоставлении в орган государственного жилищного надзора данных о выполненных работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области за отчетный период (п. 19 Порядка).
Таким образом, Фонд не может самостоятельно определять содержание Региональной программы, не устанавливает виды работ и сроки их проведения, действующим законодательством не предусмотрено соответствующее право Фонда, не возложены на него соответствующие обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора Ищенко А.В. поддержал заявленные требования, основания и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении и просил их удовлетворить. При этом он указал, что ему понятно, что требования были заявлены неправомерно и далее нами были получены пояснения, что до предъявления заявления в областной суд надо подготовить обращение в областную прокуратуру. ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен и внесен протест, рассмотрение которого назначено в Правительстве области на ДД.ММ.ГГГГ. Позиция прокуратуры Свердловской области такова, что если Правительство области откажет, то будут готовить иск в областной суд. Позиция руководства такова, что прокуратура не может отказываться от исковых требований, так как была жалоба в прокуратуру области.
Истец ФИО1 каких-либо объяснений не дал, указав, что он является нанимателем квартиры.
Представитель администрации г. Нижнего Тагила ФИО2 пояснил, что прокурор обратился с иском в интересах нанимателя, у которого с администрацией города складываются отношения по договору социального найма. К общему имуществу многоквартирного дома наниматель отношения не имеет и не платит денежных средств на капитальный ремонт, следовательно его права не нарушены. Прокурор не имел права обращаться в суд в интересах данного гражданина. По существу требования к Администрации города о признании незаконным бездействия и возложении обязанности необоснованны, потому что они в принципе не защищают права гражданина и не подлежат рассмотрению. Признание недействительным пункта региональной программы влечет обязанность внести изменения в краткосрочный план г. Нижнего Тагила и Свердловской области. Эти требования избыточны и так сформулированы. Эти требования формулируются в порядке административного производства и сформулированы ненадлежащим образом. Внесение изменений в краткосрочный план производится в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 477-ПП от 03.06.2014. Муниципальный план разрабатывается на основании данных региональной программы. В эти муниципальные планы могут быть внесены изменения только в случае принятия решения или внесения изменения в региональную программу.
Представитель ответчика Регионального фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ФИО3 поддержала доводы ранее представленных письменных возражений и пояснила, что исполнитель региональной программы организует её исполнение в сроки и в объеме, указанных в программе. В данное время требования к фонду заявлены преждевременно, так как никаких нарушений плана не допущено. Если будут внесены изменения в региональную программу, то фонд исполнит то, что будет запланировано в Региональной программе.
Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее – Региональная программа).
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее – Перечень).
Первоначальный текст документа опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru.
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 19.08.2015 № 756-ПП, от 22.12.2016 № 905-ПП, от 05.07.2017 № 493-ПП, от 21.12.2017 № 1007-ПП, от 10.08.2018 № 508-ПП, от 08.11.2018 № 772-ПП, от 27.09.2019 № 632-ПП, от 16.01.2020 № 1-ПП, от 26.03.2020 № 174-ПП, от 27.08.2020 № 578-ПП.
Согласно паспорту Региональной программы, ее источниками являются, в том числе сформированные за счет ежемесячных взносов на капитальный ремонт собственников помещений, а ее участниками, в том числе - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; товарищества собственников жилья; жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, другие специализированные потребительские кооперативы; собственники помещений в многоквартирных домах.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта установлены статьей 7 Закона № 127-ОЗ:
- подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основании решения, принимаемого Правительством Свердловской области (пункт 2);
- непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом; в ее подготовке принимают участие уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и региональный оператор (пункт 3);
- подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется на основе информации и сведений, представленных уполномоченному органу в установленном порядке (пункты 4, 5);
- уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту; уполномоченный орган дорабатывает проект региональной программы капитального ремонта с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7);
- региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8);
- размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).
Согласно ст. 11 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в следующих целях: 1) реализации региональной программы капитального ремонта; 2) конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 3) уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) определения видов и объема предоставляемой органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки за счет средств областного бюджета и предоставляемой органами местного самоуправления муниципальной поддержки за счет средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в соответствии с федеральным законом формируются исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных федеральным законом; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном федеральным законом, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (пункт 1).
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года (с распределением по годам в пределах указанного срока) в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (пункт 2).
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются Правительством Свердловской области, а также в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области, - органами местного самоуправления (пункт 3).
Непосредственная разработка краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемого Правительством Свердловской области, осуществляется уполномоченным органом (пункт 4).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 № 189-ПП непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
В целях реализации подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области", Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, Постановлением Правительства Свердловской области от 03.06.2014 N477-ПП утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП.
Порядком предусмотрено, что муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области утверждаются сроком на три года с распределением многоквартирных домов, а также видов и стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту их общего имущества по годам в пределах указанного срока (п. 2). Муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области представляют собой перечни многоквартирных домов, а также видов и стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту их общего имущества, оформленные в соответствии с приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку (п. 3). Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов на основе данных Региональной программы, а также сведений о многоквартирных домах, полученных в результате мониторинга их технического состояния в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 N 37-ПП "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области". Разработка муниципальных краткосрочных планов осуществляется органами местного самоуправления исходя из принципов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 пункта 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (п. 4). На основе муниципальных краткосрочных планов уполномоченный орган разрабатывает проект краткосрочного плана Свердловской области, который подлежит утверждению Правительством Свердловской области в срок не позднее 01 августа года, предшествующего соответствующему периоду краткосрочного плана (п. 6).
Согласно п. 7 Порядка в утвержденные муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области могут быть внесены изменения по следующим обстоятельствам:
1) исключение или включение многоквартирных домов в Региональную программу;
2) исключение или включение многоквартирных домов в муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области в связи с изменением предусмотренного Региональной программой планового периода проведения капитального ремонта их общего имущества;
3) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу;
4) изменение в пределах планового периода сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу;
4-1) установление в соответствии с Порядком определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ и установления фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 N 1041-ПП "Об утверждении Порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ и установления фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту", фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу;
5) изменение стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу.
Внесение изменений в утвержденные муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области осуществляется по мере необходимости, в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 6 настоящего Порядка (п. 8).
Постановлением Правительства Свердловской области № 578-ПП от 27.08.2020 внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП.
Законность данных изменений судом рассматриваться не может в связи с чем исковое заявление в части требований о признании незаконным указанного постановления было возвращено истцу.
После внесения Постановлением Правительства Свердловской области № 578-ПП от 27.08.2020 изменений в Региональную программу Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 №607-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия Правительства Свердловской области в части невнесения в постановление Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы <адрес>, а также признания незаконным бездействия Администрации г. Нижнего Тагила по невнесению в постановление Администрации г. Нижний Тагил от 30.03.2020 № 620-ПА "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории муниципального образования город Нижний Тагил" не имеется, поскольку краткосрочные планы должны соответствовать Региональной программе.
Учитывая отсутствие незаконного бездействия Правительства Свердловской области и Администрации г. Нижнего Тагила, не имеется и оснований для возложения на них обязанности по включению дома в программы.
Принимая во внимание, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области является исполнителем Региональной программы, то он не может быть понужден к выполнению работ по капитальному ремонту при отсутствии дома в Региональной программе или ненаступлении срока капитального ремонта, предусмотренного программой.
Как видно из представленного прокурором в суд протеста и.о. прокурора Свердловской области от 08.12.2021 последним Губернатору Свердловской области внесен протест в связи с изменением срока ремонта многоквартирного дома.
Суд считает, что, обращаясь с рассматриваемым иском в районный суд, прокурором был избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку основным документом, установившим изменение срока ремонта дома явилось Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2020 № 578-ПП, которое и может быть оспорено в надлежащем суде и в случае признания требований прокурора обоснованными Правительство Свердловской области и Администрация г. Нижнего Тагила должны будут внести изменения в краткосрочные программы капитального ремонта.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, заявленных в интересах ФИО1 к Администрации города Нижний Тагил, Правительству Свердловской области, о признании незаконным бездействия по невнесению в постановление Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории Свердловской области" и в постановление Администрации г. Нижний Тагил от 30.03.2020 № 620-ПА "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории муниципального образования город Нижний Тагил" <адрес>, возложении обязанности по включению указанного дома в краткосрочные планы, и обязанию Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области организовать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 11 января 2022 года.
Судья Луценко В.В.