ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2806/2021 от 15.11.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2806/2021

44RS0001-01-2021-004439-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца Плошкиной И.С., представителя ответчика Лебедевой М.Н., третьих лиц Простокишина А.Л., Простокишиной Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Л.С. к Отделению Пенсионного фонда России по Костромской области о признании незаконным уведомления об отказе в распоряжении средствами МСК,

УСТАНОВИЛ:

Тихомирова Л.С. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит 1/2 доля вжилом доме с кадастровым номером , общей площадью 78,7 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.Право на долевую собственность подтверждается свидетельством о государственнойрегистрации права , выданным <дата> Управлением Федеральнойслужбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области.Оставшиеся доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по указанному адресу принадлежат Простокишиной Е.Б. (1/4 доля в праве) и ПростокишинуА.Л. (1/4 доля в праве). Простокишина Е.Б. совместно с Тихомировой Л.С. <дата> в целях реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> обратились в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащим сведения, предусмотренные статьей 51.1 ГрК РФ. По результатам рассмотрения Администрацией города Костромы выдано уведомление от <дата> о планируемом строительстве о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по указанному адресу.Получение застройщиком от уполномоченного органа уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке дает право застройщику осуществлять строительство объекта ИЖС или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ).На основании полученного уведомления о планируемом строительстве Тихомирова Л.С. реконструировала объект капитального строительства по указанному адресу, согласно проектной документации, представленной вместе с уведомлением о планируемом строительстве в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы и согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследияКостромской области. Согласно ст. 51.1 ГрК РФ, получение уведомления о планируемом строительственосит уведомительный характер. Реализовав свое право, Тихомирова Л.С. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы.На основании Федерального закона от <дата> № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Тихомирова Л.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области с заявлением о распоряжении материнским (семейным)капиталом на реконструкцию указанного жилого дома.Пенсионный фонд, рассмотрев обращение Тихомировой Л.С., направил частьденежных средств из средств материнского капитала на реконструкцию жилого дома.Завершив реконструкцию своего жилого дома, Тихомирова Л.С. в силу ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «О государственнойрегистрации недвижимости» зарегистрировала право собственности на реконструированный дом.<дата> через личный кабинет официального сайта Госуслуги Тихомирова Л.С. повторно обратилась в Пенсионный фонд за получением второй части материнского капитала на компенсацию затрат по реконструкции объекта ИЖС.<дата> Пенсионный фонд посредством электронного документооборота направил уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала со ссылкой на п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-Ф3 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».Таким образом, истцу отказано в выдаче второй части материнского капитала на получение затрат по реконструкции объекта ИЖС в связи с тем, что ей не было получено уведомление о соответствии построенного илиреконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садовогодома.В настоящее время жилой дом реконструирован, жилая площадь после реконструкции увеличилась, жилищные условия проживания несовершеннолетних детей улучшились.Отказ Пенсионного фонда в выплате оставшейся части денежных средств материнского капитала, затраченных на реконструкцию жилого дома, незаконен и необоснован. На основании изложенного истец просит признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от <дата>, выданное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области; обязать административного ответчика возместить понесенные административнымистцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Администрация г. Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства, сособственники жилого дома Простокишина Е.Б., Простокишин А.Л.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> произведена замена ответчика по гражданскому делу №2-2806/2021 с УПФР в г. Костроме Костромской области на Отделение Пенсионного фонда России по Костромской области.

Истец в ходе рассмотрения дела требования уточнила, просила суд признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от <дата>, выданного Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области; обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области выдать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - на оплату реконструкции объекта ИЖС без привлечения строительной организации по истечении 6 месяцев после направления части средств МСК в размере 177636,66 рублей; обязать ответчика возместить понесенные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Истец Тихомирова Л.С., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвует.

Представитель истца Плошкина И.С. исковые требования поддержала в уточненном виде. Пояснила, что жилой дом находится в общей долевой собственности и фактически используется для проживания 2 семей. Истцом предпринимались меры к легализации реконструкции, однако она запуталась в документации, в результате чего получилось, что уведомление о соответствии параметрам реконструированного объекта выдано только в отношении другой части дома, фактически используемой и реконструированной Простокишиными. В рамках оформления документации на реконструкцию получены разрешения на увеличение процента застройки земельного участка, на уменьшение отступов от границ земельного участка. Истцом на месте старой нежилой пристройки к дому возведена новая, в которой устроен теплый санузел, необходимый для нужд ребенка-инвалида, жилищные условия ребенка в результате произведенной реконструкции улучшены. Вместе с тем, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы ввиду непредоставление истцом уведомления о соответствии параметров реконструированного объекта отказано в выдаче акта освидетельствования объекта, который является необходимым документом для получения разрешения на распоряжение второй частью средств МСК на реконструкцию индивидуального жилого дома.

Представитель ответчика Лебедева М.Н. исковые требования не признала. Полагала, что ответчик не имел полномочий на выдачу разрешения на распоряжение средствами МСК без предоставления истцом документов, предусмотренных Федеральным законом.

Третьи лица Простокишина А.Л., Простокишин Е.Б. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению. Пояснили, что истцом действительно произведена реконструкция своей части жилого дома, в результате которой улучшены условия проживания. Они реконструировали свою часть жилого дома, совместно с истцом предпринимали меры к легализации произведенной реконструкции.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ), распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1).

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ч. 3).

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом (ч. 4).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения; на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (ч. 1).

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании: сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо копии уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления; сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции (ч. 1.1).

Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1.2).

Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации: сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства; сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права) (ч. 1.3).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ, в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из постановления Правительства РФ от 12.12.2007 №862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п.10(1) Правил).

Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства; б) сведения из разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, либо из уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления; в) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции; г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат (п. 10 (2) Правил).

Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: а) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат (п. 10(3) Правил).

В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства; б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права); в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат (п. 10(4) Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления.

В случае удовлетворения заявления перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления (п. 17).

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 №686 утверждены «Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», согласно которым настоящие Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (п. 1).

Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости) (п. 2).

Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 3).

Акт освидетельствования выдается уполномоченным органом лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителю лично под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящих Правил (п. 4).

Уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если: в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме; в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 5).

Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования доводится уполномоченным органом до сведения лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя в порядке и срок, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил. Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования может быть обжаловано в судебном порядке (п. 6).

Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представитель вправе повторно подать заявление о выдаче акта освидетельствования после устранения обстоятельств, явившихся причиной отказа в выдаче акта освидетельствования (п. 7).

Судом установлено, что по адресу: <адрес> расположен жилой дом, состоящий по фактическому использованию из двух квартир (<адрес>).

По данным инвентарного дела БТИ, данный дом имеет общую площадь помещений 73,5 кв.м., в том числе жилых комнат 44,8 кв.м. Квартира имеет общую площадь 46,7 кв.м., жилую площадь 28,4 кв.м. Квартира имеет общую площадь 26,8 кв.м., жилую площадь 16,4 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются экспликацией к поэтажному плану здания (строения).

Согласно информации МКУ г. Костромы «ЦРГ», в <адрес> жилого дома по адресу: <адрес> имеют регистрацию по месту жительства: Тихомирова Л.С. (владелец), К, К (сын); в <адрес> данного жилого дома имеют регистрацию по месту жительства: Простокишин А.Л. (владелец), Простокишина Е.А., Простокишина Я.А., Простокишин Р.А., Простокишин С.А., Простокишина Е.Б. (владелец).

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь. 203,1 кв.м. (год завершения строительства - <дата>) находится в обшей долевой собственности Простокишиной Е.Б. 1/4 доля, Простокишина А.Л. 1/4 доля, Тихомировой Л.С. 1/2 доля, расположен на земельном участке с кадастровым номером

Из материалов дела следует, что Тихомирова Л.С. <дата> обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы с заявлением о выдаче разрешения на строительство с целью реконструкции жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Согласно Уведомлению Управления архитектуры и градостроительства от <дата>, представленные к рассмотрению в пакете документов описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, а также схема планировочной организации отражают реконструкцию объекта с северо-западной стороны. В результате осмотра земельного участка по адресу: <адрес> проведенного <дата>, а также <дата> установлено, на участке расположен жилой дом старой постройки с возведенной с северо-восточной стороны пристройки. Таким образом, зафиксирован факт самовольной реконструкции индивидуального жилого дома с северо-восточной стороны. В выдаче разрешения на строительство с целью реконструкции Тихомировой Л.С. отказано.

Простокишина Е.Б. <дата> обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы с уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Администрацией г. Костромы <дата> выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что Тихомирова Л.С. является матерью Т<дата> г.р., К<дата> г.р., что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей.

Тихомировой Л.С. получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от <дата> в сумме 312162,50 рубля.

Решением УПФР в г. Костроме Костромской области от <дата> удовлетворено заявление Тихомировой Л.С. о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на оплату реконструкции объекта ИЖС по адресу: <адрес> без привлечения строительной организации в сумме не более 50% средств МСК в размере 171298,60 рублей.

Тихомирова Л.С. <дата> обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы с заявлением о выдаче акта освидетельствования по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилой дом, по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы от <дата>, в выдаче акта освидетельствования Тихомировой Л.С. отказано по причине того, что в ходе проведения осмотра реконструируемого индивидуального жилого дома установлен факт реконструкции дома путем возведения пристройки с юго-западной стороны дома. Возведение указанной пристройки не предусмотрено уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по <адрес> от <дата>, по результатам рассмотрения которого выдано уведомление от <дата>. На основании этого выдача акта освидетельствования не представляется возможным до получения правообладателями жилого дома по <адрес> уведомления о соответствии параметров объекта установленным требованиям и допустимости размещения объекта на земельном участке с учетом пристройки.

Тихомирова Л.С. <дата> обратилась в УПФР в г. Костроме Костромской области с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату реконструкции объекта ИЖС по адресу: <адрес> без привлечения строительной организации по истечении 6 месяцев после направления части средств МСК.

Решением УПФР в г. Костроме Костромской области от <дата> в удовлетворении заявления Тихомировой Л.С. отказано в связи с непредоставлением сведений из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения.

Как следует из представленного в материалы дела технического плана здания по адресу: <адрес>, кадастровый , составленного кадастровым инженером С<дата>, в ходе выполнения кадастровых работ установлен факт реконструкции жилого дома. После реконструкции жилой дом имеет следующие технико-экономические характеристики: площадь застройки - 196,7 м., количество этажей 2, площадь здания 203,1 кв.м., площадь помещений здания 176,8 кв.м.

С указанными параметрами объект поставлен на государственный кадастровый учет. Из выписки ЕГРН от <дата> следует, что жилой дом адресу: <адрес>, кадастровый поставлен на кадастровый учет <дата>, год завершения строительства <дата>, площадь здания 203,1 кв.м.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о характере работ, выполненных в ходе реконструкции, соответствии реконструированного объекта градостроительным нормам и требованиям безопасности. Проведение экспертизы поручено ООО «Инженер Строитель».

Согласно заключению эксперта от <дата>, в жилом доме кадастровый , распо­ложенном на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес>, проведена реконструкция, заключающейся в возведении с се­веро-западной стороны основной пристройки.Спорная пристройка является отапливаемой, площадью 61,7 кв.м. В результате возведения спорной пристройки площадь дома составляет 203,1 кв.м. Спорная пристройка 2-этажная: 1 этаж площадью 35,2 м2, (холл (кухня- столовая) 30,6 кв.м. и санузел 4,6 кв.м.), и 2 этаж площадью 26,5 кв.м. (жилая комната). Жилой дом кадастровый , располо­женный на земельном участке кадастровый по адресу: <адрес>, после проведения работ по реконструкции, заключающейся в возве­дении основной пристройки, соответствует градостроительным, строительным, противо­пожарным и санитарным нормам и правилам, за исключением двух недостатков. Недостаток 1: жилой дом в результате реконструкции по возведению основной при­стройки расположен с несоблюдением установленного нормативными документами от­ступа от границы участка 3 м., согласно СП 42.13330.2016, п.7.1 и Правилам земле­пользования и застройки города Костромы» утв. Решением Думы г. Костромы от <дата> с последними изменениями от <дата>, решение Думы г. Ко­стромы , ст.17, п.2, п/п.1. Так, от основной пристройки до границы участка со стороны <адрес> (с северо-западной стороны) расстояние 1,5-3,0 м., что менее 3 м; недостаток 2 (градостроительный): процент застройки земельного участка составля­ет 29%, что превышает максимальный процент застройки 25% для зоны Ж-1 согласно Правилам землепользования и застройки города Костромы» утверждённых Решением Думы <адрес> от <дата> с последними изменениями от 28.06.2021, ре­шение Думы г. Костромы №1130, ст. 17, п. 2. Недостаток 1 и 2 сложилось исторически: до момента строительства спорной при­стройки, на месте спорной пристройки располагались основные пристройки литер А1 и А2, пристройка литер а1 и хозяйственные строения литер 3 и 7, расстояние от которых до границы участка <адрес> составляло ближе 3 м. Месторасположение спорной при­стройки в границах существовавших пристроек до реконструкции не изменяет процент застройки участка <адрес> план земельного участка в материалах дела не представлен. Нормы градостроительного плана земельного участка рассмотрены в п.2.2.1-10. Выявленные недостатки 1 и 2 являются несоответствием градостроительному плану земельного участка. Несоответствие по отступу от границы земельного участка и превышение про­цента застройки является неустранимыми несоответствиями градостроительных норм. Дом располагается в зоне Ж-1 «Зона малоэтажной жилой застройки Ж-1» не входит в состав территории с особыми условиями использования территории согласно приложению 2 Карта градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки <адрес> в результате реконструкции соответствует санитарным нормам, ввиду отсутствия загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почв. Бытовые отходы утилизиру­ются в имеющиеся законные места сбора, расположенные не ближе 20 м. и не далее 100 м. от дома: мусоросборные контейнеры на асфальтированных площадках. Инженерное оборудование соответствуют санитарным требованиям согласно СП 55.13330.2016: помещения оборудованы электроснабжением согласно СП 76.13330.2016, отоплением, водоснабжением и водоотведением согласно СП 73.13330.2016. Инсоляция комнат и кухни соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10. Тепло­вая защита ограждающих конструкций соответствует ТСН 23-322-2001. Отношение площади световых проемов к площади пола жилых комнат соответствует нормативным значениям не более 1:8, согласно СП 55.13330.2016, п.9.17. <адрес> в результате реконструкции: воз­ведения основной пристройки, соответствует строительным нормам по прочности, жёсткости и устойчивости, находится в работоспособном техническом состоянии, согласно ГОСТ 31937-2011, п.п. 3.11 и 5.1.5. Конструктивные элементы пристройки разрушений и деформаций не имеют. Несущая способность, устойчивость конструкций и материалов соответствует требованиям СП 17.13330.2011, СП 20.13330.2016, СП 22.13330.2016, СП 64.13330.2011, СП 70.13330.2012, ГОСТ 475-78, ГОСТ 30674-99. Инженерное оборудование в исправном состоянии соответствуют требованиям СП 73.13330.2016, СП 60.13330.2016, СП 76.13330.2016. <адрес> в результате реконструкции: воз­ведения основной пристройки, соответствует противопожарным нормам согласно ФЗ-123 от <дата>, ввиду возможности подъезда пожарного автомобиля согласно СП 42.13330.2016, имеет расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей в соответствии с СП 1.13130.2009, п.4.3.4 (высотой более 2 м. и шириной более 1 м.) и эваку­ационных выходов в соответствии с СП 1.13130.2009, п.4.2.5: высота более 1,9 м. и шири­на более 0,8 м.), что позволяет с учетом геометрии эвакуационных путей, беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Помещения <адрес> в результате рекон­струкции: возведения основной пристройки соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно МДС 13-21.2007, раздел II, п.п.9-32. Основания для признания жилого помещения <адрес> в г. Ко­строме в результате реконструкции непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструк­ции согласно МДС 13-21.2007, раздел III, п.п.33-41 отсутствуют. <адрес> в <адрес> соответствует требованиям безопас­ности согласно Федерального Закона № 384-РФ от 30.12.2009, не несёт угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в помещениях, так и располагающихся поблизости от дома и проживающих в расположенных рядом домах, в связи с чем, дом пригоден для использования по прямому назначению для проживания согласно МДС 13-21.2007 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Несоответствие градостроительных норм по отступу от дома до границы участка со стороны <адрес> ближе установленных 3 м (норма СП 42.13330.2016, п.7.1) и превышение установленной плотности застройки 0,2 (норма СП 42.13330.2016, п.7.6) не влияет на безопасность проживания в период возведения согласно Постановлению Прави­тельства РФ от 26.12.2014 № 1521. Норма СП 42.13330.2016, п.7.1 включена в пе­речень частей сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно Постановлению Правительства РФ № 815 от 28.05.2021. Расположение дома по границе участка допускается в условиях сложившегося порядка застройки, согласно Региональным нормативам градостроительного проектирова­ния Костромской области, п.2.2.34: «В отдельных случаях допускается размещение жи­лых домов усадебного типа по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки». Установка пристрой­ки на сваях обеспечивает безопасную эксплуатацию дома в зонах с особыми условиями использования: в зоне умеренного подтопления при глубине залегания грунтовых вод от 0,3-0,7 м. до 1,2-2 м. на территории городского округа г. Костромы. Реконструкция не повлекла негативные последствия для жилых помещений дру­гих собственников дома. Отсутствие влияния возведения пристройки истцов связано с от­сутствием разрушений и деформаций на конструкциях и инженерных коммуникациях до­ма.

В судебном заседании эксперт А выводы, изложенный им в экспертном заключении от <дата>, поддержал.

В обоснование отсутствия недостатков, изложенных в экспертном заключении, стороной истца представлена ранее не представленная эксперту копия постановления Администрации г. Костромы от «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>», согласно которому предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, установив минимальный отступ от северо-западной границы земельного участка 1 м. от т.А до т. В 2,0 м., от т. Г до т. Д, установив максимальный процент застройки земельного участка 28,31% в целях реконструкции жилого дома.

Решением Думы города Костромы от <дата> учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы, составляет в отдельном жилом помещении 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, в коммунальных квартирах - 10 кв.м. жилой площади жилых комнат на одного человека.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит установленным, что истцом улучшены жилищные условия путем реконструкции принадлежащего ей домовладения, поскольку общая площадь используемой ею части домовладения была увеличена за счет возведения жилой пристройки площадью более учетной нормы обеспечения жилым помещением. Жилое помещение после реконструкции соответствует техническим, санитарным правилам и нормам. Направление средств материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию жилого помещения, в данном случае, в полной мере соответствует целевому назначению этих средств.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Поскольку судом требования истца удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тихомировой Л.С. к Отделению Пенсионного фонда России по Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области от <дата> об отказе в удовлетворении заявления Тихомировой Л.С. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Обязать Отделение Пенсионного фонда России по Костромской области перечислить средства материнского капитала Тихомировой Л.С. в сумме 177636 рублей 66 копеек на оплату реконструкции объекта ИЖС без привлечения строительной организации.

Взыскать с Отделения Пенсионного фонда России по Костромской области в пользу Тихомировой Л.С. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина