Дело № 2-2807/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 сентября 2018 года г.Хабаровск
Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего – судьи Черниковой Е.В.,
при секретарях Былковой Я.А., Ковальчук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО11 к Акционерному обществу «Авиакомпания «Аврора» о признании отказа в приеме на работу необоснованным, понуждении к заключению трудового договора,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания Аврора» о признании отказа в приеме на работу необоснованным и понуждении к заключению трудового договора, мотивируя тем, что он 25.04.2018г. обратился в АО «Авиакомпания аврора» с предложением о приеме его на работу на должность второго пилота А-319 в <адрес> и по их просьбе послал резюме на сайт KorneevSA@flyaurora.ru, но ему не ответили. 14.05.2018г. он повторно послал резюме на сайт АО «Авиакомпания Аврора» ORP@flyaurora.ru, но ему также не ответили. Он направил письменное заявление о приеме на работу на должность второго пилота А-319 заказным письмом 10.07.2018г., но ответа не получил. Его обращение было основано на том, что у АО «Авиакомпания Аврора» с 06.03.2018г. имеется соответствующая вакантная должность, что подтверждается объявлением на сайте авиакомпании http://www.flyaurora.ru/about/vacancies/. Его требование к АО «Авиакомпания Аврора» о сообщении причины отказа в письменной форме, согласно ч.5 ст.64 ТК РФ, удовлетворено не было. Считает, что отказ в приеме на работу является необоснованным ограничением его в трудовых правах, не связанных с его деловыми качествами, в силу чего является незаконным. Полагает, что АО «Авиакомпания Аврора» нарушено трудовое законодательство и его права, содержащиеся в ст.ст.3, 22, 64 ТК РФ. На основании изложенного ФИО2 просит суд признать отказ АО «Авиакомпания Аврора» в приеме его на работу в данную организацию как необоснованный, не связанный с его деловыми качествами; восстановить его нарушенные трудовые права, обязав АО «Авиакомпания аврора» заключить с ним трудовой договор о работе в должности второго пилота А-319 в г.Хабаровске со дня обращения в соответствии с предложением, содержащимся в ранее указанном объявлении.
В судебном заседании истец ФИО2 иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях, дополнил, что его последним местом работы является АК «Ямал», где он работал до ноября 2016г., т.к. по семейным обстоятельствам вынужден был уволиться и приехать в г.Хабаровск. По приезду в г.Хабаровск он хотел устроиться на работу в авиакомпанию «Аврора», но не было вакансий. В марте 2018г. на сайте ответчика появилось объявление о наличии вакансии второго пилота ВС А-319. В п.4 объявления было указано обязательное требование – владение английским языком по 4 уровню по шкале ИКАО. Он в совершенстве владеет английским языком, и об этом знают в авиакомпании «Аврора», т.к. его знает весь летный состав, он постоянно летал на международных рейсах. Но 6-летний срок действия его сертификата о владении 4-м уровнем английского языка закончился 19.09.2016г., а по приезду в г.Хабаровск он не сдавал на 4-й уровень, т.к. не работал. Кроме того, 06.03.2018г. он направил ответчику свое резюме, но из-за отсутствия сертификата его не приняли. Он считает, что у ответчика не было серьезных оснований отказать ему в конституционном праве на защиту от безработицы. Он объяснял компании, что находится в тяжелом семейном положении, т.к. один воспитывает двух детей, и просил быть к нему снисходительными и благородными. Тем более, что авиакомпания «Аврора» - это единственная организация в г.Хабаровске, где он может устроиться на работу по своей специальности второго пилота ВС Аэрбас-319, 320, 321. В г.Хабаровске отсутствует учебный центр, где бы он смог подтвердить свой 4-й уровень знания английского языка, а для того, чтобы куда-либо ехать и подтверждать аттестацию, у него не имеется денежных средств. В авиакомпании «Аврора» он мог сначала выполнять рейсы внутри страны, когда радиосвязь с диспетчером ведется на русском языке, и успешно, между полетами, сдать тестирование на знание 4-го уровня английского языка в учебном центре в г.Владивостоке, куда бы его направил на аттестацию ответчик, тем более что тестирование занимает 1 час. Кроме того, он считает отказ ответчика в его трудоустройстве дискриминацией, поскольку в авиакомпании «Аврора» работает ФИО3 на самолете ДЭШ иностранного производства, выполняет международные полеты без 4 уровня английского языка. Просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнении к ним, дополнила, что ответчиком не оспаривается наличие вакантной должности второго пилота ВС А-319. У истца имеются все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию второго пилота. Однако, истец по квалификационным требованиям второго пилота ВС А-319 не соответствует данной должности, поскольку у него истек срок сертификата о владении 4-м уровнем английского языка, что является обязательным при выполнении полетов на данном воздушном судне. У ответчика отсутствует обязанность направления истца на аттестацию за счет средств работодателя. ФИО10 работает на другом воздушном судне, где 4-й уровень знания английского языка не требуется. Ответчик не нарушал право истца на труд. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнил, что истец с 2016г. неоднократно обращался в АК «Аврора» по поводу трудоустройства. Однако, у него закончился срок действия языкового сертификата, который является обязательным для рассмотрения кандидата на вакантную должность второго пилота. Владение английским языком 4-го уровня является обязательным, т.к. несоблюдение этого требования влечет серьезную угрозу безопасности полетов, жизни пассажиров. В авиакомпании нет разделения, чтобы пилоты летали только по России, а кто-то – только за рубеж. ФИО6 является заместителем летного директора и не обладает полномочиями по подбору персонала и принятию решения о квалификации кандидата на должность. Для рассмотрения кандидатуры истца на должность второго пилота ему необходимо пройти тестирование в специализированном учебном центре и подтвердить свой уровень знания английского языка. Считает, что ответчиком не нарушены трудовые права истца. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО9, действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что истец неоднократно обращался в авиакомпанию с заявлениями, в которых он указывал, что воспитывает троих детей, что авиакомпания «Аврора» - единственная авиакомпания в г.Хабаровске, куда он может устроиться на работу, в связи с чем просил решить вопрос о его трудоустройстве. У истца достаточно документов, подтверждающих его квалификацию пилота и навыки к полету на ВС А-319. Однако, у него истек срок действия сертификата от 2013г. владения 4-м уровнем английского языка. А данное требование к квалификации кандидата на должность пилота в соответствии с РПП является обязательным. Для рассмотрения кандидатуры истца ему необходимо пройти тестирование в любом учебном центре, подтвердить 4 уровень английского языка и представить им сертификат. Оснований для направления истца на тестирование за счет авиакомпании нет, т.к. истец не является ее работником. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п.1 ст.34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминацию в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве…
В соответствии со ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
На основании ст.21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами…
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами…
Согласно ст.64 ТК РФ, запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
В судебном заседании установлено, что с 06.03.2018г. на официальном интернет-сайте АО «Авиакомпания «Аврора» http://www.flyaurora.ru в разделе «Вакансии» размещена информация о наличии вакантной должности второго пилота воздушного судна А-319 с указанием квалификационных требований к кандидатам на данную должность: образование высшее/среднее летное образование; знание английского языка не ниже 4-го уровня по шкале ИКАО; действующее свидетельство коммерческого или линейного пилота ГА РФ; наличие действующей квалификационной отметки «второй пилот А320»; перерыв в летной работе не более 2-х лет; возраст не старше 50 лет.
Как следует из представленных истцом документов, истец ФИО1 соответствует всем квалифицирующим требованиям, предъявленным ответчиком к кандидату на должность второго пилота ВС А-319, кроме требования знания английского языка 4-го уровня по шкале ИКАО, поскольку срок действия соответствующего сертификата истек 19.09.2016г., что истцом в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии со ст.195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст.195.2 ТК РФ, порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На основании п.1 ст.195.3 ТК РФ, если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В соответствии с Главой 4 «Квалификационные требования» Части «А» Руководства по производству полетов эксплуатанта, утвержденного генеральным директором АО «Авиакомпания «Аврора» 14.11.2013г. (далее - РПП), к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты. Авиакомпания устанавливает следующие обязательные требования к пилотам: с 2013г. принимаются пилоты с 4-м уровнем знаний английского языка, с сертификатом, выданным НОЧУ СПО «Авиашкола Аэрофлота», АУЦ АО «Авиакомпания «Аврора» (или другой центр, проверенный АО «Авиакомпания «Аврора»). Допускается отступление от данного требования в отношении пилотов, имеющих действующую квалификационную отметку в свидетельстве пилота о типе (модификации) ВС, к эксплуатации которого авиакомпания собирается приступить или на начальном этапе эксплуатации (п.4.2). Для работы в авиакомпанию отбираются наиболее подготовленные летные специалисты, свободно владеющие русским языком, имеющие свидетельство специалиста гражданской авиации (линейный или коммерческий пилот), диплом о среднем или высшем образовании по специальности и, как правило, имеющие допуск к полетам на ВС, эксплуатируемых в летных подразделениях авиакомпании. Претенденты с действующими свидетельствами для работы в качестве летного состава принимаются на конкурсной основе после изучения представленных резюме (возраст, квалификация, уровень образования и т.д.). При приеме на работу в авиакомпанию летный состав (пилоты) должен демонстрировать способность говорить на английском языке, используемом в радиотелефонной связи, понимать его на уровне, указанном в требованиях к знанию языков (не ниже 4-го уровня) (п.4.2.5).
Судом установлено, что истец ФИО2 с целью трудоустройства в АО «Авиакомпания «Аврора» 25.04.2018г. направил свое резюме с предложением о приеме на работу на должность второго пилота воздушного судна А-319 на сайт KorneevSA@flyaurora.ru. 14.05.2018г. истец на интернет-сайт ORP@flyaurora.ru направил обращение, в котором просил сообщить ответ на его резюме, направленное повторно.
Однако, судом установлено, что вышеуказанные сайты не являются официальными сайтами ответчика АО «Авиакомпания «Аврора».
Адрес электронной почты KorneevSA@flyaurora.ru является адресом служебной почты заместителя летного директора АО «Авиакомпания «Аврора» ФИО7, в соответствии с должностной инструкцией которого вопрос о принятии решения о приеме работников на работу в АО «Авиакомпания «Аврора» не отнесен к его компетенции.
В связи с чем доводы истца ФИО2 о том, что ФИО7 знал его деловые качества, в том числе его знание в совершенстве английского языка, и обещал решить вопрос о его трудоустройстве, суд признает необоснованными.
Интернет-сайт ORP@flyaurora.ru не является официальным сайтом ответчика АО «Авиакомпания «Аврора». Кроме того, истец на данный сайт свое резюме как кандидата о приеме на работу в АО «Авиакомпания «Аврора» не направлял.
В связи с чем доводы истца ФИО2 о том, что он не получил ответ на его резюме о приеме на работу, чем были нарушены ответчиком его трудовые права, суд признает необоснованными.
10.07.2018г. истец ФИО2 направил через почтовое отправление в адрес ответчика заявление, в котором указывает, что отказ в трудоустройстве из-за того, что закончился его сертификат о владении 4-м уровнем английского языка, не может быть серьезным основанием, т.к. он имеет первоначальную подготовку и много раз сдавал на 4-й уровень английского языка. В данном заявлении содержится просьба принять его на работу пилотом А-319 в <адрес>.
Ответом от 09.08.2018г. № врио генерального директора АО «Авиакомпания «Аврора» ФИО13 на обращение истца ФИО2 о приеме на работу в АО «Авиакомпания «Аврора» в должности пилота ВС А-319 без действующей квалификационной отметки о владении 4-м уровнем английского языка сообщено, что, согласно требованиям РПП АО «Авиакомпания «Аврора», на работу принимаются пилоты только с уровнем знаний английского языка не ниже четвертого. Рассмотрение его кандидатуры для трудоустройства пилотом ВС А-319 возможно после предоставления документов, подтверждающих наличие действующей квалификационной отметки о владении английским языком на уровне не ниже четвертого по шкале ИКАО.
Доводы истца ФИО2 о том, что ответчику были хорошо известны его деловые качества, в том числе знание в совершенстве английского языка, в связи с чем он без подтверждения 4-го уровня английского языка мог бы работать на внутренних авиалиниях и успешно, между полетами, сдать тестирование на подтверждение 4-го уровня английского языка в учебном центре в г.Владивостоке, куда его мог бы направить ответчик, т.к. у него отсутствует финансовая возможность самостоятельно, за счет собственных средств, пройти тестирование на подтверждение 4-го уровня английского языка, суд признает необоснованными.
В соответствии с РПП АО «Авиакомпания «Аврора» знание кандидатом 4-го уровня английского языка необходимо именно на дату, когда кандидат претендует на должность второго пилота ВС А-319.
В силу положений ст.196 ТК РФ, направление работника за счет работодателя на курсы повышения квалификации, получение профессионального обучения является правом, а не обязанностью работодателю и только в отношении своих работников, с которыми заключен трудовой договор.
В соответствии с ч.3 ст.3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав.
Судом не установлен отказ в трудоустройстве истца ФИО2 в АО «Авиакомпания «Аврора» по причине дискриминации в сфере труда.
Доводы истца ФИО2 о том, что ответчиком принят на работу ФИО8, который выполняет полеты на ВС «ДЭШ», не имея 4-го уровня английского языка, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку судом установлено, что ФИО8 работает КВС на другом типе воздушного судна, к пилотам которого предъявляются иные требования.
На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО2 о признании отказа в приеме на работу в АО «Авиакомпания «Аврора» необоснованным, понуждении к заключению трудового договора удовлетворению не подлежат в полном объеме как незаконные.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО2 ФИО12 к Акционерному обществу «Авиакомпания «Аврора» о признании отказа в приеме на работу необоснованным, понуждении к заключению трудового договора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.
В окончательной форме решение принято 01.10.2018г.
Судья Е.В.Черникова