Дело № 2-2807/2019
33RS0001-01-2019-003155-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Владимир 17 сентября 2019 г.
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Куркина А.С.,
при секретаре Сергеевой Д.С.,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ о взыскании выплаты дополнительного материального стимулирования за май 2019 года, перерасчете выходного пособия и компенсации за отпуск, с учетом указанной выплаты, взыскании компенсации за нарушение срока выплаты указанных выплат, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Владимира с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по РВСН и просила о понуждении работодателя: произвести выплату дополнительного материального стимулирования за май 2019 года в размере 26688,20 руб.; произвести перерасчет выходного пособия и компенсации за отпуск с учетом указанной выплаты; взыскать компенсацию за нарушение срока выплаты дополнительного материального стимулирования, выходного пособия, компенсации за отпуск; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 01.02.2018 по 31.05.2019 состояла в трудовых отношениях с ЖЭ(К)О №4 (г.Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН в должности бухгалтера. В день увольнения 31.05.2019 ей была выдана трудовая книжка и приказ № от 21.05.2019 о прекращении действия трудового договора от 01.02.2018 №, из которого следовало, что в число выплат, причитающихся при увольнении, не вошла выплата дополнительного материального стимулирования за май 2019 года. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО № 50 от 11.05.2017 «О порядке установления выплат дополнительного материального стимулирования работникам филиалов ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России» предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования одновременно с выплатой заработной платы за вторую половину расчетного месяца (п.1.4). В случае увольнения работника выплата дополнительного материального стимулирования производится одновременно с окончательным расчетом (п.1.5 Приказа). Пунктом 4 Приказа №50 на начальников ЖКО возложена обязанность ежемесячно издавать приказы о дополнительных выплатах работников. Пунктом 1.2 Приказа №50 определено, что он распространяется на всех работников ЖЭ(К)О, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием. При назначении на должность выплата дополнительного материального стимулирования была заявлена работодателем в размере 35000 руб. в качестве основной части заработной платы. В период с 01.02.2018 по апрель 2019 года ей ежемесячно выплачивалось дополнительное материальное стимулирование. Дисциплинарных взысканий, нареканий по выполненным работам за весь период трудоустройства она не имела. Однако основания невыплаты дополнительного материального стимулирования за май 2019 года работодателем ей не разъяснены. Считала, что действиями работодателя нарушено ее конституционное право на получение заработной платы своевременно и в полном объеме, что повлекло уменьшение выходного пособия и компенсационных выплат за отпуск.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила о взыскании дополнительного материального стимулирования за май 2019 года в размере 26688,20 руб., исходя из среднего размера выплаты дополнительного материального стимулирования за отработанное время.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просила в иске отказать. Из ее пояснений в суде следует, что на основании Положения о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, введенного приказом начальника ФГУБ «ЦЖКУ» Минобороны России №50 от 11.05.2017, установление дополнительного материального стимулирования работникам Учреждения по результатам их труда является правом работодателя в лице начальника Учреждения и зависит от финансового состояния Учреждения. Выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда осуществляется при наличии средств на эти цели по представлению ходатайства структурного подразделения по итогам работы за месяц, в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией. ФИО1 работала в должности бухгалтера отделения бухгалтерского учета (структурного подразделения) ЖЭ(К)О. Решение о выплате дополнительного материального стимулирования начальникам структурных подразделений отдела принималось напрямую начальником ЖЭ(К)О №4. Приказ №1 начальника ЖКС №4 (г.Владимир) о выплате дополнительного материального стимулирования издан 08.02.2019, которым данная выплата производится работникам, переведенным из ЖЭ(К)О №4, и, соответственно, не распространяется на работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников организации. В разделе 2 трудового договора ФИО1 не предусмотрена обязательность выплаты дополнительного материального стимулирования, которое является отдельным видом выплат и не учитывается при формировании фонда оплаты труда, следовательно, носит необязательный характер. Представила письменные возражения, с содержанием, соответствующим изложенной позиции.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
Судом установлено, что в период с 01.02.2018 по 31.05.2019 ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, последняя занимаемая должность – бухгалтер бухгалтерского учета административно-управленческого подразделения ЖЭ(К)О №4 (г.Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН.
01.02.2018 между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице начальника ЖЭ(К)О№4 и ФИО1 заключен трудовой договор №.
В соответствии с п. 2.1 данного договора истцу установлен должностной оклад в размере 7540 руб.
Пунктом 2.2 трудового договора предусмотрены компенсационные выплаты на условиях, в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ, локальными актами работодателя и настоящим трудовым договором.
Приказом начальника ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ от 11.05.2017 № 49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала (далее- Положение об оплате труда), согласно которому система оплаты труда гражданского персонала Учреждения включает: размеры должностных окладов, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
К выплатам компенсационного характера относятся выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий(должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п. 5.1 Положения об оплате труда).
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы работодателя (п. 5.2 Положения об оплате труда).
Пунктом 10 Положения об оплате труда гражданскому персоналу Учреждения установлена процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам.
Пунктом 11 Положения об оплате труда установлено, что гражданскому персоналу Учреждения за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц, календарного года. Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов работодателя. Работодатель имеет право снижать размер вознаграждения, лишать вознаграждения за установленные случаи неисполнения должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины.
Приказом начальника ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ от 11.05.2017 № 50 утверждено Положение о выплате дополнительного материального стимулирования работников филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) (далее- Положение о ДМС).
Согласно п. 1.3 данного Положения под выплатой дополнительного материального стимулирования понимается поощрение работников за добросовестный эффективный труд. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат. Выплата материального стимулирования направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников Филиалов (ЖКО, ЖКС).
Пунктом 1.6 Положения о ДМС определено, что установление дополнительного материального стимулирования работникам Учреждения по результатам их труда является правом работодателя в лице начальника Учреждения и зависит от финансового состояния Учреждения.
С приведенными локальными актами работодателя, устанавливающими систему оплаты труда Учреждения, истец ознакомлена.
Приказом начальника ФГБУ ЦЖКУ ФИО3 от 30.10.2018 № 69-шр с 01.02.2019 деятельность обособленных структурных подразделений жилищно-эксплуатационных (коммунальных) отделов филиалов Учреждения, в том числе ЖЭ(К)О №4 в г.Владимире, прекращена в связи с ликвидацией.
Приказом начальника ЖЭ(К)О№4 (г.Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ№-вл ФИО1 уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата работников организации ).
Согласно названному приказу ей произведена выплата компенсации за неиспользованный основной и дополнительный отпуска, ежемесячная в размере 25%, единовременное денежное вознаграждение, выходное пособие.
Дополнительная стимулирующая выплата за май 2019 года работнику работодателем не произведена, что не оспаривалось в судебном заседании.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Из положений трудового договора сторон, Положения об оплате труда и Положения о ДМС, формирующих систему оплаты труда ответчика, следует, что спорная выплата является не составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а лишь поощрительной выплатой, применяющейся работодателем самостоятельно и являющейся его исключительным правом, а не его безусловной обязанностью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку трудовым договором, заключенным между сторонами, и локальными актами работодателя не предусмотрена безусловная обязанность ответчика по выплате истцу дополнительного материального стимулирования, выплата дополнительного материального стимулирования и определение ее размера для каждого из работников является исключительной прерогативой работодателя.
Обстоятельства того, что названная дополнительная стимулирующая выплата выплачивалась ФИО1 в 2018-2019 годах ежемесячно, не свидетельствует о ее обязательном характере.
В этой связи, суд полагает отказать ФИО1 во взыскании с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительного материального стимулирования за май 2019 года, а также оставляет без удовлетворения требования, вытекающие из основного: о перерасчете выходного пособия и компенсации за отпуск с учетом указанной выплаты; взыскании компенсации за нарушение срока выплаты дополнительного материального стимулирования, выходного пособия, компенсации за отпуск; о компенсации морального вреда.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ о взыскании выплаты дополнительного материального стимулирования за май 2019 года, перерасчете выходного пособия и компенсации за отпуск, с учетом указанной выплаты, взыскании компенсации за нарушение срока выплаты указанных выплат, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивирование решение изготовлено 23 сентября 2019 г.
Председательствующий А.С. Куркин