ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2809/17 от 05.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Строка стат.отчета

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2017 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Калининой Е.И.,

при секретаре Шафоростовой И.С.,

с участием истца Борзаковой Г.С.

представителей ответчиков ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, Департаменту социальной защиты <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма и заключении договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Борзакова Г.С. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала на следующие обстоятельства.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> от 17.11.2014г. утверждено заключение от 02.10.2014г. областной межведомственной комиссии о признании жилых помещений №,4,8,10,12,13,18,19,20,22,25,27,28,29,30,35 цокольного этажа лечебного корпуса БУ ВО «<адрес> геронтологический центр», расположенного по адресу <адрес>, пер. Днепровский, <адрес> непригодным для проживания.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от 02.12.2015г. вступившим в законную силу 12.01.2016г. за ФИО2 и членом ее семьи ФИО3 признано право пользования комнатами № и 30 в цокольном этаже лечебного корпуса бюджетного учреждения <адрес> «<адрес> геронтологический центр» по адресу <адрес> на условиях договора социального найма, заключенного в 1997году. За Борзаковой Г.С. и членом ее семьи ФИО3 признано право на принятие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма в соответствии с <адрес> от 09.10.2007г. -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес>» по категории граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Приказом Департамента социальной защиты <адрес> ОД от 02.02.2016г. Борзакова Г.С. проживающая по адресу <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма по категории граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат составом семьи 2 человека(Борзакова Г.С. и ФИО3) с ДД.ММ.ГГГГг.

До настоящего времени решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма Департаментом социальной защиты <адрес> не принято, договор социального найма Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> не заключен.

Истец Борзакова Г.С. в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО5 возражала против исковых требований, поскольку предоставление жилья возможно только при наличии свободного изолированного жилого помещения в Государственном жилищном фонде <адрес>.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в настоящее время свободных жилых помещений в жилищном фонде не имеется, поэтому нет возможности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> от 17.11.2014г. утверждено заключение от 02.10.2014г. областной межведомственной комиссии о признании жилых помещений №,4,8,10,12,13,18,19,20,22,25,27,28,29,30,35 цокольного этажа лечебного корпуса БУ ВО «<адрес> геронтологический центр», расположенного по адресу <адрес> непригодным для проживания (л.д. 9-13).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от 02.12.2015г. вступившим в законную силу 12.01.2016г. за ФИО2 и членом ее семьи ФИО3 признано право пользования комнатами № и 30 в цокольном этаже лечебного корпуса бюджетного учреждения <адрес> «<адрес> геронтологический центр» по адресу <адрес>, пер. Днепровский <адрес> на условиях договора социального найма, заключенного в 1997году. За Борзаковой Г.С. и членом ее семьи ФИО3 признано право на принятие на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма в соответствии с <адрес> от 09.10.2007г. -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес>» по категории граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат (л.д. 16-20).

Приказом Департамента социальной защиты <адрес> ОД от 02.02.2016г. Борзакова Г.С. проживающая по адресу <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма по категории граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат составом семьи 2 человека(Борзакова Г.С. и ФИО3) с ДД.ММ.ГГГГг.(л.д. 21-22).

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось стороной ответчиков, до настоящего времени переселение истца и членов ее семьи из аварийного непригодного для проживания жилого помещения ответчиками не произведено.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. п. 7, 42).

Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец со своей семьей не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно п. 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. и указанное помещение признано непригодным для проживания вследствие размещения жилых помещений в цокольном этаже здания. Данный факт подтвержден заключением от 02.10.2014г. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, утвержденным приказом Управления ЖКХ и энергетики <адрес> от 17.11.2014г. (л.д. 9-13). Таким образом, межведомственной комиссией установлены факторы, которые не позволяют обеспечить безопасные условия для проживания в нем граждан. Таким образом, проживание истца и членов ее семьи в помещении не пригодном для проживания, создает для них негативные последствия, создает угрозу для безопасности граждан и не может быть поставлено в зависимость от наличия свободных жилых помещений в государственном жилом фонде. Так, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В силу ст. <адрес>-ОЗ от 09.10.2007г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма имеют право граждане, состоящие на учете в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч. 2 ст. 4 указанного Закона гражданам, относящимся к категориям, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в случаях, если данные категории предусмотрены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются вне очереди.

При этом ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от даты включения в список очередников. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений в собственности области.

Ст. <адрес>-ОЗ от 09.10.2007г. определено, что жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, определяемого правительством <адрес>. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом.

Согласно Положению о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес> отдельным категориям граждан на основании договора социального найма, утвержденного приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от 10.03.2011г. -ОД, Департамент труда и социального развития <адрес>( в настоящее время Департамент социальной защиты <адрес>) является органом, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда <адрес> в соответствии с утвержденным Положением во взаимодействии с Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес>.

Согласно п. 2.2. Департамент труда и социального развития (Департамет социальной защиты <адрес>) как уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее - уполномоченный орган) осуществляет следующие полномочия:

- Принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета.

- Формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма в уполномоченном органе.

- Формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

-Представление в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма конкретному лицу.

В силу п. 4.2 указанного Положения решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением.

В силу Положения, утвержденного Постановлением <адрес> от 08.05.2009г. , Департамент имущественных и земельных отношений управляет жилищным фондом <адрес> социального использования (п. 3.2.3) и имеет право заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п. 4.11).

Таким образом, суд находит требования истца о возложении обязанности на Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении истцу м члену ее семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить договор социального найма жилого помещения подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ФИО2 и члену ее семьи дочери ФИО3 вне очереди благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма как лицу. проживающему в жилом помещении, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Калинина

Решение в окончательной форме

изготовлено 09.06. 2017 г.