ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2809/2017 от 05.02.2018 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-314/2018 05 февраля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Исаковой А.С.,

при секретаре Селицкой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фрундиной Г.С. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании отказа в принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Фрундина Г.С. обратилась в суд с иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее Администрация) об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, ссылаясь на то, что ответом от 28.02.2017 года №108-17 Администрация незаконно уведомила ее, что по результатам рассмотрения заявления от 24.01.2017 года принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.1 ч.1 ст.54 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) (не представлены документы, подтверждающие проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а именно архивные справки о регистрации по месту жительства (форма 9) либо судебное решение) (л.д.6-9).

05.02.2018 года Фрундина Г.С. исковые требования уточнила, просила признать отказ в принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (л.д.50-54).

В качестве обоснований исковых требований истец ссылалась на то, что проживает и работает в Санкт-Петербурге постоянно с 2005 года по настоящее время, в подтверждение своих доводов предоставила документы о справки о регистрации по месту пребывания, справку о получении высшего образования в Санкт-Петербурге, трудовые соглашения с работодателями, находящимися в Санкт-Петербурге, просила допросить свидетелей – сестру ФИО3, у которой она фактически проживала в Санкт-Петербурге, и дядю ФИО4

Истец Фрундина Г.С. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, настаивают на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, письменный отзыв, по которому просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в соответствии с Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявителем должны быть предоставлены документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а именно: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, таких документов Фрундина Г.С. не предоставила (л.д.55).

Суд, выслушав объяснения истца, допросив в качестве свидетелей ФИО3 (сестру истца), ФИО4 (дядю), исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее – Закон) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Предметом правового регулирования Закона являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга; законодателем субъекта Российской Федерации в Законе определены порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга, порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.

Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (часть 1 статьи 27, часть 1 статьи 40).

В соответствии с частью 4 статьи 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 2.6.1.1. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" (далее Распоряжение от 28.04.2017 N 536-р) для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) необходимо предоставить: заявление о принятии на учет согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту, документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: а) справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА; б) судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 (далее – Правила), установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

В соответствии с пунктом 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.

Как следует из материалов дела, а именно справки о регистрации формы 9, Фрундина Г.С. является собственником 18/71 доли, что соответствует комнате 18,10 кв.м по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 13.12.2011 года, зарегистрирована по данному адресу с 24.02.2012 года (л.д.10).

24.01.2017 года Фрундина Г.С. обратилась в Администрацию через СПБ ГКУ «МФЦ» с заявлением №14331260 о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приложив следующие документы- заявление, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, о заключении брака, свидетельство №121 от 10.02.2009 года о регистрации по месту пребывания, свидетельство №149 от 25.02.2010 года о регистрации по месту пребывания, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, договор купли- продажи долей квартиры, свидетельство о государственной регистрации права, сопроводительное письмо (л.д.24-25).

Из паспорта Фрундиной Г.С. усматривается, что в период с 30.09.2005 года по 07.09.2006 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.12-14)

Из представленных свидетельства №121 от 10.02.2009 года усматривается, что Фрундина Г.С. имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> в период с 19.02.2009 года по 19.08.2009 года, из свидетельства №149 от 25.02.2010 года - регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> в период с 25.02.2010 года по 23.02.2013 года (л.д.23).

Из копии учетного дела Фрундиной Г.С., поступившего из Администрации, усматривается, что заявление от 24.01.2017 года №14331260 и приложенные к нему документы истца было рассмотрено на районной жилищной комиссии, 16.02.2017 года было принято решение об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.58).

Уведомлением №108-17 от 28.02.2017 года Администрация сообщила истцу, что ее заявление от 24.01.2017 года №14331260 о предоставлении государственной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» рассмотрено. По результатам рассмотрения принято решение о отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, так как не представлены документы, подтверждающие проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а именно архивные справки о регистрации пор месту жительства (форма 9) либо судебное решение) (л.д.56).

Допрошенная в качестве свидетеля сестра истца – ФИО3 показала суду, что с февраля 2009 года по августа 2009 года истец проживала с ней по адресу: <адрес>, допрошенный в качестве свидетеля дядя истца- ФИО4 показал суду, что в период с 2005 года – 2008 год истец проживала на <адрес>, а с 2009 года по 2011 году – на <адрес> (л.д.85).

У суда не имеется оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля, поскольку свидетель предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, однако данные показания свидетеля не могут быть положены в основу решения по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела истец не оспаривала, что она зарегистрирована в Санкт-Петербурге на постоянной основе менее 10 лет, а именно с 10.09.2005 года по 07.09.2006 года, с 24.02.2012 года по настоящее время.

Представленная в материалах дела справка №3/2-170 ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. Санкт-Петербург», в которой указано, что Фрундина Г.С. была зачислена с 19.02.2007 года на 1-й курс по переводу из Всероссийского заочного финансового института (г.Москва) на факультет экономики, управления и права, по специальности: связи с общественностью, закончила обучение 04.06.2012 года не может быть принята судом во внимание, поскольку данная справка не подтверждает факт регистрации истца в Санкт-Петербурге (л.д.22)

Аналогичного мнения суд придерживается относительно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета Фрундиной Г.С., как застрахованного лица, а также договора подряда от 07.03.2006 года с ООО «Санкт-Петербург Ренессанс Отель» с актами сдачи-приемки выполненных работ, трудового контракта с ООО «Альянс-Логистик» от 01.04.2011 года (л.д.26-43).

Проживание истца у сестры с февраля 2009 года по августа 2009 года по адресу: <адрес>, в период с 2005 года – 2008 год на <адрес>, а с 2009 года по 2011 году – на В.О., 13 линия, как и проживание по месту пребывания по адресу: <адрес> в период с 19.02.2009 года по 19.08.2009 года, по адресу: <адрес> в период с 25.02.2010 года по 23.02.2013 года не являются достаточным основанием для включения указанных периодов в срок проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу статьи 1 Закона необходимым условием является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.

Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.01.2003 года № 17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Учитывая данные обстоятельства, суд не находит основания для признания факта проживания Фрундиной Г.С. на территории Санкт-Петербурга более 10 лет, с 2005 года.

Таким образом, на момент обращения в администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец не являлась лицом, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге на протяжении 10 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Администрация правомерно отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований для признания данного решения незаконным, как и обязании поставить Фрундину Г.С. не учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется.

Суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Фрундиной Г.С. в удовлетворении исковых требований к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании отказа в принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма– отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.С. Исакова

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года.