ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2809/202209И от 09.06.2022 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-2809/2022 09 июня 2022 года 78RS0017-01-2021-006631-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:

председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,

при помощнике судьи Петуховой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасенковой Татьяны Витальевны к Благотворительному фонду «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о ликвидации Благотворительного фонда «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики».

В обоснование заявленных требований истец указала, что 27.12.2006 была зарегистрирована некоммерческая организация - Благотворительный фонд «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики».

В настоящее время у фонда отсутствует возможность достижения целей для которых он был создан, поскольку один из участников общества скончался, в настоящее время фонд не осуществляет свою деятельность, в связи с отсутствие источников финансирования, имущества у фонда также же не было, неисполнение обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пней штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством фонд не имеет.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, от истца и третьего лица поступили заявления о рассмотрении в их отсутствие.

Суд руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Благотворительный фонд «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики» был зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 27 декабря 2006 года за номером № 1067800034741 в качестве юридического лица, учредителями фонда являются Тарасанкова Т.В., Меньшикова Т.А.,6

6 умер ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о вступлении в наследство обратилась Меньшикова Т.А.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава, утвержденного протоколом № 1 от 28 августа 2006 года, целью создания и деятельности фонда является осуществление благотворительной деятельности, направленной на оказание финансовой и материальной поддержки образовательным учреждениям в области фигурного катания на коньках, художественной гимнастики, при реализации ими образовательных программ и программ и (или) акций не образовательного характера, в области фигурного катания на коньках и художественной гимнастики.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 0 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 123.1 ГК РФ Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 0 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 0 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" 0 может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены; в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации некоммерческой организации и внесения сведений о такой ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (после чего ликвидация считается завершенной) установлен Федеральным законом от 0 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 13.1, 18, 19, 21).

Ликвидация юридического лица возможна лишь после соблюдения требований ст. 63 ГК РФ и пункта 3 ст. 18, ст. 19 ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривает необходимость создания учредителями ликвидационной комиссии и установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

Согласно пункту 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 0 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) 0 может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

- имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

- цели не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей 0 не могут быть произведены;

- в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

- в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу законодательства Российской Федерации свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законодательством Российской Федерации, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным 0, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Процедура ликвидации осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона, а именно:

- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

- Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 21 Федерального закона).

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

С учетом норм п. п. 1 и 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведении о принятии решения о ликвидации принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (пп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 0 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ. п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 0 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Приказа Минюста России от 0 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 0 N 00 (далее - Приказ утвердившим формы документов, представляемых с регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее - Территориальное управление) следующие документы:

- уведомление о ликвидации юридического лица но форме 00;

- решение суда о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора);

- протокол заседания руководящего органа 0, на котором принято решение по вопросу о ликвидации.

Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2. пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. п. 0.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 0 в федеральном разделе информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ" и направленных письмом ФНС России от 0 N СА-4-14/1645 (далее - Правовые позиции)).

Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения - 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п. п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от N 455 (далее - Административный регламент)).

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации") сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого 0, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями 0 (п. 2 ст. 63 ГК РФ. п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N РТ5001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление.

В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V. указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N Р15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 0.35 Правовых позиций).

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями 0 (п. 5 ст. 63 ГК РФ. п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 0.49 Правовых позиций).

Налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001. утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного 0 РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 0 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 0 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации 0 в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

Ликвидация считается завершенной, а сам - прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Согласно представленной истцом справки № 5677329, выданной налоговым органом по состоянию на 07.07.2021 задолженности Фонд не имеет.

Согласно пояснениям истца и третьего лица у фонда отсутствуют денежные средства, активы, источники финансирования, деятельность фонда не ведется.

Истец является учредителем фонда, следовательно, имеет право от своего имени ставить вопрос о его ликвидации фонда. Второй учредитель фонда Меньшикова Т.А. каких-либо возражений, относительно заявленных истцом требований, не представила.

Разрешая заявленный спор, суд установив, что у фонда отсутствуют имущество для осуществления целей для которых он был создан, источники финансирования, приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации фонда, с назначением ликвидатором фонда истца и возложении на нее обязанностей по осуществлению ликвидации фонда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тарасенковой Татьяны Витальевны к Благотворительному фонду «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики» о ликвидации некоммерческой организации – удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики» (ОГРН 1067800034741 ИНН 7813202736), адрес: 197101, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова д. 18, пом. 229.

Назначить ликвидатором Благотворительного фонда «Фонд поддержки и содействия в развитии фигурного катания и художественной гимнастики» Тарасенкову Татьяну Витальевну, 21.06.1975 года рождения.

Поручить ликвидатору в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда выполнить все необходимые действия, связанные с ликвидацией Благотворительного фонда помощи детям «Планета ШЭВ».

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 20.06.2022