Дело № 2-441/2024 (2-2809/2023)
УИД 42RS0013-01-2023-003699-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Кахримановой С.Н.
при секретаре Трофимович М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске Кемеровской области
1 февраля 2024 г.
гражданское дело по исковому заявлению Митрохина Е. В. к Муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания» об обязании произвести перерасчёт услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, обязании произвести работы по текущему ремонту многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Митрохин Е.В. обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания» (далее – МУП «Междуреченская управляющая компания») об обязании произвести перерасчёт услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, обязании произвести работы по текущему ремонту многоквартирного дома.
Требования мотивированы тем, что истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит ему на праве собственности.
13.07.2015 управление указанным многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений передано по договору МУП «Междуреченская управляющая компания».
В связи с продолжительным неисполнением ответчиком своих обязанностей по надлежащему содержанию и текущему ремонту многоквартиного дома (далее - МКД), 17.08.2023 диспетчеру МУП «Междуреченская управляющая компания» по телефону сообщено о факте ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, предложено направить своего представителя для составления соответствующего акта.
21.08.2023 совместно с представителем МУП «Междуреченская управляющая компания» - мастером по благоустройству И., по факту ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, в соответствии с п. 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 составлен акт б/н, который подтвердил факты ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, указанные в заявке №.
21.08.2023 в 19:00 собственниками помещений в МКД в соответствии с п. 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность составлен акт б/н, который так же подтвердил факты ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, указанные в заявке № и составленном ранее акте с представителем МУП «Междуреченская управляющая компания».
Вышеуказанными актами зафиксированы следующие факты ненадлежащего качества услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД:
уборка территории: вывал грунта на территорию проезжей части, грязь на асфальте, территория не убрана, трава не подстрижена, лужи на проезжейчасти, ямы, засохшие наклоненные деревья;
содержание общего имущества: отмостка дома по всему периметру в трещинах, выкрашивание бетона, навалы земли, произрастание травы. Фасад дома загрязнен, имеются следы выкрашивания межпанельных швов, выкрашивание перекрытий крыши, панелей дома.
подъезд № (вход): выкрашивание бетона плит, не ровное основание, следы протечки кровли крыши подъезда, отсутствует табличка номера подъезда и квартир, не убирается мусор на крыше подъезда.
подъезд № (внутри): выкрашивание бетона ступеней, вываливание соединений лестничных плит, отслоение штукатурки, неровности окрашивания, надписи, ремонт не выполнялся более -5 лет. Отсутствует частично освещение, форточки в подъезде не закрываются, отсутствует ежедневное влажное подметание мусороприемных камер.
Факт ненадлежащего качества услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД подтверждается ответом ГЖИ Кузбасса от 14.09.2023 №
05.09.2023 в адрес МУП «Междуреченская управляющая компания» направлено заявление об уменьшении платы за содержание и ремонт жилого помещения, однако до настоящего времени размер платы не уменьшен.
26.09.2023 приглашен представитель МУП «Междуреченская управляющая компания» для составления акта о ненадлежащем качестве оказания услуг по содержанию крыши и подвала МКД, однако представитель с надлежащим образом оформленной доверенностью не явился.
26.10.2023 собственниками помещений в МКД составлен акт б/н, которым зафиксированы факты ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту подвального помещения, канализационных труб, труб горячего и холодного водоснабжения МКД: захламление подвальных помещений, разрывы соединений канализационных труб, протечки труб водоснабжения, засорение канализационных стоков, вытекание канализационных стоков в подвальное помещение
13.11.2023 в адрес МУП «Междуреченская управляющая компания» направлено заявление об уменьшении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, однако, до настоящего времени размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не уменьшен.
13.11.2023 в адрес МУП «Междуреченская управляющая компания» направлена претензия, ответ до настоящего времени не получен.
С учётом уточнения требований просит суд взыскать с МУП «Междуреченская управляющая компания» денежные средства, оплаченные за содержание и ремонт МКД за период с ДД.ММ.ГГГГ до даты подачи иска в размере 5399,42 рубля; обязать ответчика произвести перерасчёт услуг по содержанию и ремонту (не начислять оплату) с момента вступления решения суда в законную силу и до момента фактического исполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД.
Взыскать с МУП «Междуреченская управляющая компания» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Обязать МУП «Междуреченская управляющая компания» произвести работы по текущему ремонту многоквартирного дома, расположенного по <адрес> в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170:
выполнить ремонт входа в подъезд № с восстановлением основания плиты, подъезда в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
ремонт запорных устройств окон в подъезде № в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу;
произвести вырубку засохших деревьев в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить ремонт отмостки по всему периметру дома в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить демонтаж заполнения оконных проемов мусоприемных камер кирпичом и установить стеклопакеты в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
ремонт межпанельных швов в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
ремонт системы канализации и провести очистку подвального помещения в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Митрохин Е.В. уточнил требования в части взыскания с МУП «Междуреченская управляющая компания» денежных средств, оплаченных за содержание и ремонт МКД за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4585,64 рубля, а также просил обязать ответчика не начислять оплату с момента вступления решения суда в законную силу и до момента фактического исполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД.
В судебное заседание представитель ответчика - МУП «Междуреченская управляющая компания» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Представителем ответчика Э., действующей на основании доверенности, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП «Междуреченская управляющая компания», а также представлены возражения на исковое заявление, согласно которого возражают против требований о перерасчёте за ненадлежащее оказание услуги по содержанию, поскольку изменение размера платы производится в отношении каждого отдельного вида работ или услуг. Указывает, что договором управления утверждён минимальный перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, которым четко определён перечень работ по текущему ремонту, техническому содержанию и аварийному ремонту МКД, соответственно, перерасчёт платы за неисполнение обязательства, а также требования о проведении текущего ремонта может быть основан и определён исключительно с учётом приложения к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенного представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявлении требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом.
В абзаце первом части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление услуг по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома осуществляет управляющая организация (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статей 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и с подпунктом «в» пункта 2 раздела первого Правил № 491, в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества включает в себя, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, текущий и капитальный ремонт (пункт 11 Правил № 491).
В силу пунктов 10, 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 (далее - Минимальный перечень № 290) предусмотрен печень работ, выполняемых в отношении всех видов фундаментов: проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам. Устранение выявленных нарушений; проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций.
В пункте 2 Минимального перечня № 290 указаны работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней. В случае выявления повреждений и нарушений - составлять план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (пункт 3 Минимального перечня № 290).
В пункте 9 Минимального перечня № 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
Также пунктом 13 Минимального перечня № 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. При выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно Правилам № 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в приложении № 4 (пункт 2.2.1 Правил № 170).
Как следует из пункта 2.3.3 Правил № 170 примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7.
Фундамент: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
Перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей: восстановление или замена отдельных участков и элементов.
Внутренняя отделка: восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
В разделе III Правил № 170 закреплены правила содержания помещений и придомовой территории.
Содержание лестничных клеток может включать в себя: обслуживание мусоропроводов; окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1 Правил № 170).
В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, необходимо осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом (пункт 3.9.1 Правил № 170).
Согласно пункту 4.7.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
По смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана за счет взносов жильцов обеспечивать Минимальный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также обязана обеспечивать перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанный в договоре управления с управляющей компанией в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил № 491 услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Судом установлено и из материалов дела следует, Митрохин Е.В. является собственником квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес> (л.д. 63-65).
На основании общего собрания собственников помещений МКД от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией МУП МУП «Междуреченская управляющая компания», с которой 13.07.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес> (л.д. 10-13).
Согласно указанному договору управляющая организация за плату обязуется оказывать собственникам помещений в МКД услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД (п. 2.1.1 договора).
По заданию собственников управляющая организация обязуется обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в МКД в зависимости от фактического состояния общего имущества и в пределах денежных средств, поступающих в адрес Управляющей организации от собственников (п. 3.1.1 договора).
Проводить технические осмотры МКД с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, проводить подготовку МКД к эксплуатации к эксплуатации в весенне-летней и осенне-зимний период в порядке и сроки, установленные договором, самостоятельно или путем заключения договоров с подрядными организациями (п. 3.2.5 договора).
Плата за содержание мест общего пользования и текущий ремонт определена решением общего собрания от 13.07.2015 и составляет, с учётом состоявшихся решений судов, 16,41 рублей за 1 кв.м. (в том числе вывоз ТБО – 1,24 руб. за 1 кв.м., техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования - 3,65 руб. за 1 кв.м.), о чем указано в п. 6 протокола № общего собрания собственников помещений МКД от 13.07.2015 (л.д. 12), а также в п. 5.2.1. договора управления от 13.07.2015 (л.д. 17).
21.08.2023 в 19.00 часов истцом, как собственником квартиры № в МКД, в отсутствие представителя управляющей компании МУП «Междуреченская управляющая компания», имеющего надлежащим образом оформленные полномочия на представление интересов МУП «Междуреченская управляющая компания» при подписании актов, уведомленной надлежащим образом о времени и месте составления акта, в присутствии собственников квартиры №, составлен акт, согласно которого оказаны следующие услуги ненадлежащего качества по содержанию и ремонту общего имущества МКД:
уборка территории: вывал грунта на территорию проезжей части, грязь на асфальте, территория не убрана, трава не подстрижена, лужи на проезжейчасти, ямы, засохшие наклоненные деревья;
содержание общего имущества: отмостка дома по всему периметру в трещинах, выкрашивание бетона, навалы земли, произрастание травы. Фасад дома загрязнен, имеются следы выкрашивания межпанельных швов, выкрашивание перекрытий крыши, панелей дома.
подъезд № (вход): выкрашивание бетона плит, не ровное основание, следы протечки кровли крыши подъезда, отсутствует табличка номера подъезда и квартир, не убирается мусор на крыше подъезда.
подъезд № (внутри): выкрашивание бетона ступеней, вываливание соединений лестничных плит, отслоение штукатурки, неровности окрашивания, надписи, ремонт не выполнялся более -5 лет. Отсутствует частично освещение, форточки в подъезде не закрываются, отсутствует ежедневное влажное подметание мусороприемных камер (л.д.14).
Также 21.08.2023 составлен акт аналогичного содержания в присутствии представителя МУП «Междуреченская управляющая компания» И. – мастера по благоустройству, и собственника квартиры №Митрохина Е.В. (л.д. 15-16).
Согласно ответу Государственной жилищной инспекции от 14.09.2023 №, обращение Митрохина Е.В. рассмотрено. В ходе предварительного осмотра многоквартирного дома и прилегающей территории, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в подъезде № частично отсутствует освещение, нарушен штукатурно-окрасочный слой стен. Ремонт подъезда не проводился длительное время. Отмостка многоквартирного дома имеет трещины, выкрашивание бетона, фасад дома загрязнён, имеется выкрашивание межпанельных швов, бетонных перекрытий крыши. На проезжай части имеются многочисленные ямы, разрушены бордюры, засохшие деревья. Таким образом, в ходе выездного обследования установлены факты нарушения прав собственников, что было основанием для проведения контрольно-ревизионных мероприятий и применения мер административного воздействия к виновным лицам. В отношении руководителя МУП «Междуреченская управляющая компания» возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, а также направлено предписание со сроком устранения выявленных нарушений (л.д.17).
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в действиях должностного лица – главного инженера МУП «Междуреченская управляющая компания» П. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, лицо привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, выразившееся в непроведении текущего ремонта подъездов МКД в течение длительного времени, в нарушение технических требований, установленных Правил (л.д.69-70).
05.09.2023 Митрохин Е.В. обратился с заявлением в МУП «Междуреченская управляющая компания» с просьбой об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с момента приёма заявки о ненадлежащем качестве оказываемых услуг диспетчерской службы № от ДД.ММ.ГГГГ, до момента фактического устранения нарушений (л.д.18).
26.10.2023 в 14.00 часов собственниками квартир № - Митрохиным Е.В. и Б. составлен акт нарушения качества предоставляемых услуг, из которого следует, что установлено ненадлежащее содержание подвалов подъездов № и №: отсутствует освещение и вентиляция, не обеспечена теплоизоляция трубопроводов; стыковые соединения канализации не герметичны, рассоединены, сточные воды выливаются на пол подвала; присутствуют протечки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения; отсутствуют бетонные лотки у прочисток канализационных стояков; двери в подвальном помещении не утеплены; подвальное помещение захламлено и загрязнено; грунт подвала замочен. Окна мусоприемных камер в подъездах № заложены кирпичом, оставлены только форточки (л.д.19).
13.11.2023 Митрохин Е.В. обратился с заявлением в МУП «Междуреченская управляющая компания» с просьбой об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с момента составления акта от ДД.ММ.ГГГГ до момента фактического устранения нарушений (л.д.18).
Кроме того, 13.11.2023 Митрохиным Е.В. в адрес МУП «Междуреченская управляющая компания» направлена претензия, с требованиями, аналогичными требованиям настоящего искового заявления (л.д.21-24).
Стороной ответчика представлен в материалы дела ответ от 11.10.2023 на обращение Митрохина Е.В. от 05.09.2023, из которого следует, в том числе, что МУП «Междуреченская управляющая компания» будут предприняты необходимые предприятия по уборке грунта с проезжей части и засыпки ямы. Спил деревьев с наличием повреждений либо риском падений осуществляется по согласованию с МУК «Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию». МУП «Междуреченская управляющая компания» направило соответствующие документы для согласования (л.д.79).
Также ответчиком представлены акты проведенных работ, сдачи оказанных работ по очистке крыши от мусора, мусора с козырька 1го подъезда, скоса травы на придомовой территории, уборки мусорокамеры МКД, установка, замены ламп, уборки вывала грунта с парковки, уборка подвального помещения
Из ответа Управления Росоптребнадзора по Кемеровской области – Кузбасса Территориального отдела в г. Междуреченске, г. Мыски и Междуреченском районе от 29.11.2023 №Митрохину Е.В. следует, что в рамках рассмотрения обращения проведено обследование подвального помещения и подъездов в МКД по <адрес>. В ходе осмотра установлено, что в подвальном помещении нарушена целостность канализационных труб, в результате чего происходит подтопление подвала канализационными стоками. В подвале и подъезде ощущается стойкий запах канализации. Кроме того, при осмотре установлено захламление подвала бытовым мусором.
Выявленные нарушения не соответствуют требованиям главы VIII п. 133 СанПиН 2.1.3684-21. МУП «Междуреченская управляющая компания» вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований (л.д. 117-121).
05.12.2023 Государственной жилищной инспекцией дан ответ Митрохину Е.В., согласно которого в ходе осмотра подвального помещения установлено, что канализационные трубы не герметичны, грунт в подвальном помещении затоплен канализационными водами, в связи с чем присутствует запах канализации и повышенная влажность (л.д. 122-124).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, и руководствуясь Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, принимая во внимание минимальный перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников МКД по <адрес>, суд приходит к выводу об установлении факта ненадлежащего оказания услуг ответчиком по содержанию и текущему ремонту МКД в виде ремонта входа в подъезд, подъезда, запорных устройств окон, отмостки, вырубки засохших деревьев, ремонта межпанельных швов, системы канализации и уборки подвального помещения, содержание мусоприемных камер в надлежащем состоянии, что относятся к услугам по текущему ремонту, которые должны выполняться управляющей организацией.
Данные виды работ относятся к текущему ремонту, предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и должны выполняться управляющей организацией, в связи с чем суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований в данной части и их удовлетворении.
Ответчиком не опровергнут факт оказания услуг ненадлежащего качества в указанной части, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, подтверждающих проведение текущего ремонта крыльца, отмостки, системы канализации, межпанельных швов суду не представлено.
Вопреки доводам представителя ответчика, в минимальный перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников МКД по адресу: <адрес>, включены такие работы, как: ремонт лестницы, крыльца, козырьки над подъездами – восстановление или замена отдельных участков; частичная замена (до 15% на одном стояке) внутренней системы водопровода и канализации; герметизация и утепление межпанельных швов, ремонт отдельных элементов оконных и дверных заполнений, в связи с чем у управляющей организации возникают обязательства перед собственниками по проведению текущего ремонта данного имущества для обеспечения их надлежащего содержания.
Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что указанный в исковом заявлении срок, в течение которого МУП «Междуреченская управляющая компания» обязано устранить нарушения санитарного законодательства – два месяца после вступления решения суда в законную силу, а также в течение 10 дней для выполнения ремонта запорных устройств окон в подъезде №, является разумным, позволяющим ответчику устранить выявленные нарушения.
Разрешая требования о взыскании с МУП «Междуреченская управляющая компания» денежных средств, оплаченных за содержание и ремонт МКД за период с 17.08.2023 до 01.02.2024 в размере 4585,64 рубля, а также обязании ответчика не начислять оплату с момента вступления решения суда в законную силу и до момента фактического исполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (пункт 7 Правил).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил, направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9 Правил).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15 Правил).
Согласно приведенным положениям Правил, при проведении перерасчета размер платы за содержание жилого помещения уменьшается исходя из стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание общего имущества.
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
С учетом вышеуказанных норм юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу.
Минимальный перечень работ и текущему ремонту общего имущества собственников МКД установлен в приложении № к договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ, в которые входят санитарное содержание МКД –3,67 рублей; санитарное содержание придомовой территории – 1,97 рублей; текущий ремонт, техническое содержание, аварийный ремонт МКД – 4,94 рубля; техническое содержание конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования -2,95 рубля; услуги по управлению МКД – 2,46 рублей.
Из представленных в материалы дела претензий следует, что Митрохин Е.В. обращался к ответчику с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (л.д.18,20).
Согласно возражений стороны ответчика, поскольку истец обращался к ответчику с требованием о перерасчёте в 2023 г. изменения платы за услуги и работы, которые не были произведены, о чём составлен акт, Митрохину В.В. произведен перерасчёт за содержание жилого помещения, исходя из расчёта 19,95 рублей, за следующие услуги: уборка грунта с территории, выкашивание газона, уборка мусора с подъездных козырьков, установка ручек на окна, влажное подметание мусоприемных камер, замена ламп, уборка мусора с отмостки - в размере 76,25 рублей, что подтверждается представленным стороной ответчика расчётом.
Заявляя требования о возврате денежных средств, оплаченных за содержание и ремонт МКД за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4585,64 рубля, истец полагает, что в связи с оказанием ненадлежащего качества услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, плата за содержание жилого помещения в спорный период не должна взиматься.
Однако, данная позиция истца противоречит п. 10 Правил № 491, которыми предусмотрено, что в случаях, указанных в п. 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.
Основания для перерасчета платы за содержание и ремонт жилья в полном объеме отсутствуют, поскольку основанием заявленных исковых требований явились акты нарушения качества или превышения продолжительности перерыва оказания услуг и (или) выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором зафиксированы факты ненадлежащего качества оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, как уборка территории: вывал грунта на территорию проезжей части, грязь на асфальте, территория не убрана, трава не подстрижена, лужи на проезжей части, ямы, засохшие наклоненные деревья; содержание общего имущества: отмостка дома по всему периметру в трещинах, выкрашивание бетона, навалы земли, произрастание травы. Фасад дома загрязнен, имеются следы выкрашивания межпанельных швов, выкрашивание перекрытий крыши, панелей дома; подъезд № (вход): выкрашивание бетона плит, не ровное основание, следы протечки кровли крыши подъезда, отсутствует табличка номера подъезда и квартир, не убирается мусор на крыше подъезда; подъезд № (внутри): выкрашивание бетона ступеней, вываливание соединений лестничных плит, отслоение штукатурки, неровности окрашивания, надписи, ремонт не выполнялся более -5 лет. Отсутствует частично освещение, форточки в подъезде не закрываются, отсутствует ежедневное влажное подметание мусороприемных камер.
Ежемесячная плата за жилое помещение стоимостью 1328,67 рублей исчисляется как произведение тарифа в сумме 19,95 рублей на площадь квартиры истца 66,6 кв. м. (л.д.125).
Структура платежей истца за содержание и ремонт жилья, согласно перечню услуг и работ по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, включает в себя не только работы по текущему ремонту жилищного фонда, но и другие работы, на невыполнение или некачественное выполнение которых истец не ссылался. Данных о том, что эти услуги в указанный период оказывались некачественно, в материалах дела не имеется, в связи с чем истец в силу действующего жилищного законодательства обязан оплачивать данные услуги, в связи с чем требования истца о возврате денежных средств, оплаченных за услугу по содержанию и ремонту жилья, в полном объеме не основано на законе.
Кроме того, в судебном заседании истец не заявлял требование о перерасчёте, настаивая на требовании о взыскании с ответчика указанных денежных средств, которые рассмотрены судом по правилам статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах заявленных требований.
Однако, как было отмечено выше, в силу положений Правил № взыскание денежных средств с управляющей организации за оплату по содержанию жилого помещения в связи с оказанием ненадлежащего качества услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД не предусмотрено, а возможно изменение размера платы в связи с обращением собственника в управляющую компанию.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с МУП «Междуреченская управляющая компания» денежных средств, оплаченных за содержание и ремонт МКД за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере 4585,64 рубля.
Исходя из изложенного, также отсутствуют основания и для удовлетворения требований истца о не начислении оплаты за содержание и текущий ремонт МКД с момента вступления решения суда в законную силу и до момента фактического исполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД.
Обязанность истца, как собственника квартиры, вносить плату за содержание, текущий ремонт данного жилого помещения и коммунальные услуги, предусмотрена статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 3 - 5 статьи 30, частью 1 статьи 153, частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что истцу в соответствии с Минимальным перечнем работ и текущему ремонту общего имущества собственников МКД, установленным в приложении № к договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ, продолжают оказываться иные услуги по содержанию и текущему ремонту, входящие в структура платежа за содержание и ремонт жилья.
При этом истец не лишен права в случае оказания ненадлежащего качества услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчёте платы за содержание жилого помещения.
Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела нашло подтверждение нарушение прав истца как потребителя, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии с положениями статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу абзаца 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из разъяснений пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Размер компенсации морального вреда, учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные нравственным страданиям, устанавливается судом с учетом характера нарушения прав потребителя и объема нарушенных прав, длительности нарушения, степени вины причинителя вреда, принципов соразмерности и справедливости, и исходя из судейской убежденности о том, что установленный размер компенсации морального вреда является достаточным, разумным и справедливым.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, с учетом обстоятельств дела, исходя из требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий истца, причиненных ему, в том числе переживанием за безопасность детей в связи с ненадлежащем состоянием подъезда, длительности нарушения ответчиком обязательства, суд полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
В силу требований пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, а также пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Ввиду указанных разъяснений, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1500 рублей (3000*50%).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Митрохина Е. В. к Муниципальному унитарному предприятию «Междуреченская управляющая компания» об обязании произвести перерасчет услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, о взыскании денежных средств, морального вреда, об обязании произвести работы по текущему ремонту многоквартирного дома удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Междуреченская управляющая компания» произвести работы по текущему ремонту многоквартирного дома, расположенного по <адрес> в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170:
выполнить ремонт входа в подъезд № с восстановлением основания плиты, подъезда в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить ремонт запорных устройств окон в подъезде № в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу;
произвести вырубку засохших деревьев в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить ремонт отмостки по всему периметру дома в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнит демонтаж заполнения оконных проемов мусоприемных камер кирпичом в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить ремонт межпанельных швов в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
выполнить ремонт системы канализации и провести очистку подвального помещения в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципальное унитарное предприятие «Междуреченская управляющая компания» в пользу Митрохина Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 1500 рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путём подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий С.Н. Кахриманова
Мотивированное решение составлено 5 февраля 2024 г.