ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280/17 от 04.08.2017 Махачкалинского гарнизонного военного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Оноколова П.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца – начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
по <адрес>» ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>»
о привлечении проходящего военную службу по контракту старшины 2 статьи ФИО1 к материальной ответственности,

установил:

руководитель федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее – УФО) обратился в суд с иском о взыскании с ФИО1 материального ущерба в размере 26760 руб.

Истец в обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что
в результате комплексной проверки был выявлен факт причинения ущерба государству в результате выплаты ФИО1 компенсации за наем жилого помещения
в размере 26760 руб. за период с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку последний отказался от предоставленного ему жилого помещения.

Ответчик в своих возражениях на исковое заявление (л.д. 65) указал, что
не признает иск, поскольку предложенное жилое помещение в виде комнаты
в общежитии находилось далеко от места службы, в неудовлетворительном состоянии для проживания и его общая площадь ниже норм предоставления.

Представитель истца ФИО2 М.А. поддержал исковое заявление начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» и просил суд его удовлетворить, взыскав с ответчика ранее выплаченную компенсацию за наем жилого помещения в размере 26760 руб. за период с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ Также пояснил, что согласно акта аудиторской проверки, проведённой в ноябре 2015 г., выделенное ФИО1 жилое помещение пригодно для проживания.

Судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части 40153, ДД.ММ.ГГГГ отделением (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации данному военнослужащему предложено на состав семьи из двух человек получить служебное жилое помещение в виде одной комнаты общей площадью 16,5 кв.м. по адресу: <адрес>, общ. 5, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик от получения данной комнаты в общежитии отказался, указав в сообщении о предлагаемом служебном жилом помещении , что оно находится далеко от места службы и его условия неудовлетворительные.

В последующем ФИО1 распределена однокомнатная квартира общей площадью в 43,6 кв.м. в <адрес> и с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 26760 руб.

Заслушав объяснения ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит
к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений
по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе
по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам
их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для их обеспечения или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений
в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам
их семей, утверждённого постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями
в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма жилья, но не более установленных размеров.

Согласно п. 12 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ
от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации в Вооружённых Силах РФ постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ» выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется за истекший месяц одновременно
с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части (начальника), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.

В судебном заседании установлено, что ответчик с составом семьи два человека состоит на учёте нуждающихся в служебном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживал
в жилом помещении на основании договора найма жилого помещения от 1 января
2014 г., заключенного с гражданином ФИО6

На основании соответствующего приказа командира войсковой части 40153
от ДД.ММ.ГГГГФИО1 производилась выплата денежной компенсации за наем указанного жилого помещения в размере 3600 рублей ежемесячно.

Из акта аудиторской проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявлено невыполнение ответчиком взятых на себя обязательств о сообщении командованию воинской части об утрате права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, которые привели к причинению ущерба в размере 26760 руб.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 29 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, за материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с законом о материальной ответственности военнослужащих.

По смыслу п. 1 ст. 1 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон) под материальной ответственностью военнослужащих понимается предусмотренная законом обязанность возместить
в денежной форме причинённый военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы ущерб имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, на условиях, в размере и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб.

Из абз. 5 ст. 2 того же Закона следует, что под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или повреждённого имущества, а также излишние денежные выплаты, произведённые воинской частью.

Общими условиями привлечения к материальной ответственности являются юридические факты, с наличием которых закон связывает наступление материальной ответственности, в частности нарушение норм права, наличие причинно-следственной связи между совершённым правонарушением и наступившим реальным материальным ущербом, нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы, наличие вины
в действиях военнослужащего.

Норма предоставления жилых помещений в общежитиях установлена ч. 1 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой данная норма равна шести квадратным метрам жилой площади на одного человека.

Следовательно, ФИО1 на семью из двух человек была распределена комната в общежитии, отвечающая нормам предоставления жилого помещения
такого вида.

В соответствии с пп. 3 и 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту
в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября
2010 г. , служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения
при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 кв.м.).

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, изложенным в п. 3 указанной Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, поскольку ФИО1 в апреле 2014 года предоставлялось жилое помещение не в виде квартиры, а в виде комнаты в общежитии, то оснований
для применения вышеназванных нормоположений не имеется.

Законодательством, определяющим порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, в частности п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также п. 4 постановления Правительства Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» не установлена необходимость получения предварительного согласия военнослужащего на предоставление ему жилого помещения в общежитии.

Однако согласно п. 3 вышеприведённой Инструкции военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения маневренного фонда или общежития, пригодные для временного проживания.

Так из копии индивидуальной карточки учета здания – общежития следует, что после 2007 года ни текущий, ни косметический ремонт в данном общежитии
не производился.

Согласно копии акта о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление Махачкалинского РЭР филиал «Каспийский» ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ в данном общежитии
в неудовлетворительном техническом состоянии находились оборудование, механизмы, расходные материалы, запасные части, прочее малоценное имущество и инвентарь (умывальники, унитазы со смывными бачками, мойки стальные эмалированные, душевые смесители), то есть имущество общего пользования.

Из приложения к приведённому выше акту от ДД.ММ.ГГГГ в разделе
I. Техническое состояние многоквартирного дома (общежития) включая пристройки общежития по генплану 140 в военном городке следует, что 10 помещений требуют ремонта, практически 50 процентов напольного покрытия, 100 кв.м. стен и
89,8 кв.м. потолков, 95,4 кв.м. кровли требуют ремонта, 100 процентов перекрытий требуют утепления, все вентиляционные каналы, все двери ограждающие вход
в помещения общего пользования и окна, расположенные в помещениях общего пользования, требуют ремонта. Также большое количество труб различного диаметра требуют замены, в том числе большое количество задвижек, вентилей, кранов, один электросчётчик, 15 радиаторов и 500 метров сети электроснабжения требуют замены.

Свидетель ФИО7 показала, что последний раз в данном общежитии проводился ремонт в 2007 году и в план текущего ремонта данное общежитие
в последующем не включалось.

Согласно акта обследования здания общежития по генплану 140
в военном городке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в данном общежитии текущий и капитальный ремонт в период эксплуатации не производился и комиссия пришла
к выводу, что помещения санузла, душевой, кухни не отвечают нормам требования эксплуатационного содержания, при которых не представляется возможным дальнейшее проживание военнослужащих и членов их семей. Также указано о необходимости произвести значительный ремонт, в связи с чем данный объект необходимо вывести
из эксплуатации и произвести консервацию.

В соответствии с актом консервации здания жилищного фонда – общежития по генплану 140 в военном городке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым начальником Махачкалинского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, данное общежитие законсервировано.

Анализируя вышеприведённые доказательства суд учитывает, что за период эксплуатации общежития по генплану 140 в военном городке с 2007 года
не производился ни текущий, ни косметический ремонт.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном общежитии текущий и капитальный ремонт в период эксплуатации не производился, и находившееся
в неудовлетворительном техническом состоянии на ДД.ММ.ГГГГ оборудование, механизмы, расходные материалы, запасные части, прочее малоценное имущество и инвентарь (умывальники, унитазы со смывными бачками, мойки стальные эмалированные, душевые смесители), то есть имущество общего пользования оставалось в неизменном состоянии, что и стало одной из основных причин признания помещения санузла, душевой, кухни не отвечают нормам требования эксплуатационного содержания, при которых не представляется возможным проживание военнослужащих и членов их семей.

Таким образом, ФИО1 обоснованно отказался ДД.ММ.ГГГГ
от получения комнаты в общежитии в военном городке , в виду неудовлетворительного состояния, то есть непригодности общежития для временного проживания.

Вопреки доводам истца акт аудиторской проверки от ДД.ММ.ГГГГ
о предоставлении ФИО1 служебного жилого помещения, пригодного для проживания, не может подменять акты о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда и приложений к нему от ДД.ММ.ГГГГ, в которых объективно отражено техническое состояние общежития в военном городке .

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ производилась ответчику
в установленном порядке на основании приказа командира войсковой части 40153. Совершение ФИО1 каких-либо умышленных действий, направленных
на причинение воинской части материального ущерба и незаконное расходование денежных средств, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1
не утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения,
в связи с чем он не может быть привлечён к материальной ответственности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд не находит оснований
для удовлетворения иска и отказывает в его удовлетворении в виду необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении искового заявления начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о привлечении проходящего военную службу
по контракту старшины 2 статьи ФИО1
к материальной ответственности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме.

Председательствующий