Дело № 2-280/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года г. Лебедянь
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Ростовой Н. В.
при секретаре Старых Е. П.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ООО «<данные изъяты>» о прекращении противоправных действий, нарушающих права неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «<данные изъяты>», в котором просил обязать ответчика прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, а именно: обеспечить строгий контроль за соблюдением личной гигиены персонала; заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной лабораторией; представить договор на проведение производственного лабораторного контроля в ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, <адрес>х (<адрес>-а); обеспечить строгий контроль за соблюдением обязательных требований о запрете курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли; оформить перечень продаваемой табачной продукции (прейскурант цен), разместить его в торговом зале, на видном для покупателей месте; обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Свои требования мотивирует тем, что Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» осуществляет реализацию продовольственных и непродовольственных товаров в магазине «<данные изъяты>». При продаже товаров населению ответчиком нарушается право неопределенного круга потребителей, так как определить круг лиц, которым были, проданы товары с нарушениями не представляется, возможным, как в настоящее время, так и в будущем. Данный круг лиц является неопределенным, так как круг лиц, чьи права нарушены, невозможно индивидуализировать и привлечь к участию в деле. Факты нарушения требований законодательства установлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки. В результате этой проверки установлено, что при продаже продовольственных товаров нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологические благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно:
- при рассмотрении протокола лабораторных исследований, испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес>, установлено, что в исследованном смыве № (руки продавца ФИО6) обнаружены бактерии группы кишечной палочки, по гигиеническим нормативам бактерий группы кишечной палочки в смывах не должно присутствовать. Следовательно, нарушаются правила личной гигиены, что при работе создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан;
- на заключен договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной лабораторией. Производственный контроль обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, сохраняет жизнь и здоровье людей и окружающей среды. Это контроль работодателя за тем, чтобы в организации соблюдались требования санитарных правил и проводились профилактические мероприятия. Цель контроля – обеспечить безопасность и безвредность продаваемой продукции для человека. Отсутствие производственного контроля в магазине создает угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан.
- выявлены нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а именно менеджер ФИО2 осуществлял курение сигарет в подсобном помещении магазина, тем самым нарушил обязательные требования о запрете курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли. Таким образом, выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
- не соблюдаются ограничения в сфере торговли табачной продукцией, а именно менеджер магазина ФИО2 проводил реализацию табачной продукции без перечня продаваемой табачной продукции.
За выявленное нарушение к административной ответственности по ст.ст. 6.3 КоАП РФ привлечено юридическое лицо, по ст.ст. 6.24 ч. 1, 14.53 ч. 1 КоАП РФ привлечен менеджер ФИО2
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», надлежаще извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Возражений по существу иска не представлено.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими.
Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.7 ч.4 ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 (с изменениями и дополнениями на 05.05.2014 г.) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, предусматривающий обращение в суды с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, как государственный орган, осуществляющий в числе прочих функций, государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, является лицом, уполномоченным на обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 11, п. 5 ст. 15, ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Пунктами 1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» определено, что в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Руководитель организации торговли обеспечивает: выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей.
Согласно п.п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 СП 1.1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и / или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
В силу ст.ст. 8, 10, п.п. 1, 4 ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Часть 6 п. 1 ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака» № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях.
Пунктом 5 ст. 19 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака» № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. предусмотрено, что информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ поставлено на учет в инспекцию ФНС России ИНН, что подтверждается сведениям Единого Государственного реестра юридических лиц.
Факт наличия нарушений, допущенных ООО «<данные изъяты>», подтверждается распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <данные изъяты> и <адрес>х, протоколом осмотра от 07.02. 2017 года, объяснением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами об административном правонарушении №, 45, 46 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за №, 41/9, 42/9.
Таким образом, выше изложенные факты свидетельствуют о нарушении ООО «<данные изъяты>» прав потребителей к требованиям, предъявляемым к продаже продовольственных товаров.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «<данные изъяты>» являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ООО «<данные изъяты>» прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, а именно: обеспечить строгий контроль за соблюдением личной гигиены персонала; заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной лабораторией; представить договор на проведение производственного лабораторного контроля в ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, <адрес>х (<адрес>-а); обеспечить строгий контроль за соблюдением обязательных требований о запрете курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли; оформить перечень продаваемой табачной продукции (прейскурант цен), разместить его в торговом зале, на видном для покупателей месте.
В силу ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 (с изменениями и дополнениями на 13.07.2015 г.) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании вышеизложенного, суд так же считает необходимым обязать ответчика ООО «Ника» довести до сведения потребителей путём помещения его резолютивной части на стенде уголка потребителей магазина в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, а именно:
обеспечить строгий контроль за соблюдением личной гигиены персонала; заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной лабораторией; представить договор на проведение производственного лабораторного контроля в ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, <адрес>х (<адрес>-а); обеспечить строгий контроль за соблюдением обязательных требований о запрете курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли; оформить перечень продаваемой табачной продукции (прейскурант цен), разместить его в торговом зале, на видном для покупателей месте.
Обязать ООО «<данные изъяты>» довести до сведения потребителей путём помещения его резолютивной части на стенде уголка потребителей магазина в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путём подачи жалобы через Лебедянский районный суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н. В. Ростова