ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280/17 от 20.12.2017 Викуловского районного суда (Тюменская область)

№ 2- 280 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Викулово 20 декабря 2017 года

Викуловский районный суд Тюменской области

В составе председательствующего судьи Дериглазовой Т.М.

При секретаре Гетмановой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 280 / 2017 по иску ФИО14 к Администрации Викуловского муниципального района и Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО14 обратилась в суд с иском к Администрации Викуловского муниципального района и Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя следующим: истец ФИО14 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-р был заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого ей был предоставлен однокомнатный жилой дом, находящийся в муниципальной собственности Викуловского района общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Предоставленный истцу жилой дом имеет физический износ более 25%, благоустройство отсутствует в нем необходимо было выполнить работы по капитальному ремонту. Указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ пострадал от пожара, в результате чего, произошло частичное разрушение его отдельных конструкций, проживание в нем невозможно. Администрацией Викуловского муниципального района принято решение о предоставлении ей и членам ее семьи временного жилья, расположенного по адресу: <адрес>, однако в связи с отдаленностью данного жилья, она вынуждена была отказаться, в настоящее время у нее и членов ее семьи жилья нет.

Истец ФИО14 просит :

Возложить на администрацию Викуловского муниципального района обязанность принять решение о предоставлении ФИО14 вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. на территории <адрес>, заключить с ФИО14 договора социального найма данного жилого помещения

В судебном заседании истец ФИО14 на иске настаивала в полном объеме, подтвердив, что указано в исковом заявлении, дополнив, что жилой дом <адрес> был предоставлен ее сестре ФИО4, а истца прописали к ней. Когда заключали договор соцнайма, то ФИО11 не оказалось дома и для заключения договора пригласили истца, она расписалась в договоре за сестру. ФИО11 со своей дочерью проживала в этом доме до пожара, потом они уехала в <адрес>. После пожара в доме жить невозможно, он непригоден для проживания, она снимает жилье в Викулово. Она является инвалидом с детства 3 группы, детей у нее нет, она не замужем. Кроме пенсии она живет случайными заработками. Сама она не в состоянии сделать ремонт дома после пожара. С заявлением о постановке ее на учет для предоставления ей жилья как малоимущей, она в администрацию района не обращалась.

Представитель ответчика администрации Викуловского муниципального района ФИО15.(по доверенности – л.д. 132 ) иск не признала и пояснила суду, что жилье по адресу : <адрес> было предоставлено истцу и ее сестре ФИО4 по ордеру, а в 2011 году с истцом был заключен договор социального найма данного жилого помещения, в качестве членов семьи была указана ФИО4. Истец использовала право на приобретение жилья по договору социального найма как ребенок-сирота. Согласно акта обследования указанного дома после пожара межведомственной комиссией сделан вывод что дом подлежит капитальному ремонту. По другим основаниям как малоимущая истец не обращалась в администрацию района для постановки ее на учет для предоставления ей жилья. ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о предоставлении ей жилья маневренного фонда в <адрес>, но она от этого жилья отказалась.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, но от представителя ФИО6 ( по доверенности – л.д.130 ) поступило письменное возражение на иск, где она иск не признала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства. ( л.д. 127-129 )

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать за необоснованностью.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях(пункт 1)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункт 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Согласно п.9 ст.8 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"( в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании п.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещениях в Тюменской области» (в ред. Закона Тюменской области от 08.07.2008 № 34, от 07.11.2014 №90) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области- минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в жилищном фонде Тюменской области категориям граждан, установленным в части второй статьи 7 настоящего Закона. Норма предоставления устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

В соответствие с подпунктами 6,7 п.8 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 (ред. от 08.12.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области: 6) по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты);7) по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.

В настоящем судебном заседании установлено следующее:

Согласно копии свидетельства о рождении ФИО14 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и ее родителями являются ФИО2 и ФИО3 ( л.д.32)

Из решения Викуловского райсуда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родители истца ФИО14 - ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении 7 детей, в том числе дочери ФИО10, 04.07.1985( л.д. 23-27)

Согласно справки МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа №1» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО14,ДД.ММ.ГГГГ г.р. поступила в 1992 году в Викуловскую вспомогательную школу-интернат в 1 класс из детского дома № 15 и окончила 9 классов ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.33)

Из списка детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируемых к заселению в 2002 году по Викуловскому району следует, что там включены ФИО12, ФИО13, предполагаемый вариант расселения: <адрес>, площадью 42,1 кв.м., исполнитель- Обл.фонд развития жилищного строительства ( л.д.39)

Согласно ответа первого зам.директора Департамента имущественных отношений ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы ОМО Викуловский район ФИО8 следует, что Областным фондом развития жилищного строительства Тюменской области приобретен жилой дом в <адрес> ( л.д.40)

Согласно ордера на жилое помещение , выданного Викуловской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный ордер выдан ФИО4 и ФИО14 на занятие жилого помещения общей площадью 42,10 кв.м. по адресу: <адрес>. Основание: решение жилищной комиссии по исполнению Губернаторской программы от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.47)

Распоряжением администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден перечень объектов, предлагаемых к передаче из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность. В указанном Перечне имеется одноэтажный деревянный однокомнатный жилой дом, общей полезной площадью 42,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 115)

Решением Думы ОМО Викуловский район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень имущества, передаваемого из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность ОМО Викуловский район. В указанном Перечне имеется одноэтажный деревянный однокомнатный жилой дом, общей полезной площадью 42,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, (л.д.116,117)

Из заявления ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя комиссии по жилищным вопросам при администрации Викуловского муниципального района ФИО9 следует, что она просит заключить договор социального найма на ранее предоставленную жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес> ( л.д.41)

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было решено заключить договор социального найма на ранее предоставленную жилую площадь с ФИО14, проживающей по адресу: <адрес> ( л.д. 42-43)

Главой Викуловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение -р о заключении договора социального найма жилого помещения с ФИО14 на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой 18,1 кв.м.( л.д.44)

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Викуловского муниципального района и ФИО14 был заключен договор социального найма жилого помещения, из которого следует, что нанимателю ФИО14 в бессрочное владение, пользование и проживание передан жилой дом, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18,1 кв.м., расположенный по адресу : <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО4(сестра) ( л.д. 45-46)

Из акта осмотра жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией администрации Викуловского муниципального района осмотрен вышеуказанный жилой дом и установлено, что в нарушение договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ была выполнена самовольная перепланировка жилого дома: выполнен дополнительный вход в жилое помещение; перенесена отопительная печь, в результате чего одно жилое помещение не отапливается ;выполнен монтаж двух автономных систем электроснабжения, установлено два электрических счетчика. Нанимателем не выполняется ряд пунктов указанного договора социального найма ( л.д.57)

Из акта осмотра жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией администрации Викуловского муниципального района осмотрен вышеуказанный жилой дом и установлен факт возгорания жилого дома. Для дальнейшей эксплуатации жилого дома комиссия рекомендует: выполнить частичный ремонт наружной обшивки стен, частичный ремонт кровли жилого дома, ремонт дверных блоков, выполнить установку оконных рам, выполнить ремонт внутренней отделки; принять меры по восстановлению веранды; устранить последствия следов возгорания и привести прилегающую территорию жилого дома в соответствующее состояние (л.д. 11-12)

Согласно копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вероятной причиной пожара дома, расположенного по адресу: <адрес>, является детская шалость ( л.д.13-14)

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Викуловского района на имя ФИО14 и ФИО4 выдано предписание об устранении нарушений, указанных в акте осмотра жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.119)

Распоряжением администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГФИО14 предоставлено специализированное жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, площадью 26 кв.м. ( л.д.121)

Уведомление о предоставлении ей жилого помещения маневренного фонда по адресу: <адрес> на период осуществления ею ремонта жилого дома по адресу: <адрес>, ФИО14 получила ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.122)

Согласно акта обследования и заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-р выявлены основания для капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ( л.д. 123,124)

Согласно выписки из лицевого счета администрации Викуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно записям похозяйственной книги по адресу : <адрес> проживает ФИО14,ДД.ММ.ГГГГ г.р. и у нее значится следующий состав семьи :сестра ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ( л.д.34)

Согласно сведений миграционного пункта ОП №2 МО МВД России «Ишимский» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы следующие лица: ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.36)

Суд приходит к выводу, что ФИО14, заключившая договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное жилое помещение по адресу: <адрес>, является лицом, реализовавшим право и обеспеченным жилым помещением по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и она больше не имеет права права на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма по тому же самому основанию. Доказательств, что предоставленный истцу жилой дом имел физический износ более 25%, ему требовался капитальный ремонт –истцом не представлено.

Суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав. Истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании выше изложенного в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО14 к администрации Викуловского муниципального района и Правительству Тюменской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении ФИО14 вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. на территории с.Викулово, Викуловского района, Тюменской области и заключении с ФИО14 договора социального найма данного жилого помещения- отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский облсуд через Викуловский райсуд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено в печатном виде, с использованием компьютера и принтера 25 декабря 2017 года.

Председательствующий Т.М. Дериглазова