ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280/18 от 12.03.2019 Большемуртинского районного суда (Красноярский край)

Копия Дело № 2-4/2019

24RS0008-01-2018-000255-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года пгт. Большая Мурта

Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,

при секретаре Коровенковой О.Н.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Большемуртинского района Красноярского края Потаенкова Е.А.,

ответчика ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующего на основании устного ходатайства,

представителя КГБУ «Большемуртинское лесничество» по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации незаконной рубкой лесных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большемуртинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что следственным отделом МО МВД России «Казачинский» проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ по рапорту участкового уполномоченного полиции ОП МО МВД России «Казачинский» ФИО4 о выявленной в ходе профилактического мероприятия «Лес» незаконной рубке лесных насаждений, в ходе которой установлено следующее. 15.02.2017 г. Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Большемуртинское лесничество» с ФИО5 заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд , в соответствии с которым лесничество передало ей лесные насаждения на землях, находящихся в федеральной собственности общей площадью 0,96 га, расположенные по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, КГБУ «Большемуртинское лесничество», Большемуртинское участковое лесничество, квартал , выдел , лесосека , деляна , с целью заготовки древесины для нужд отопления жилых домов и хозяйственных построек, строительства хозяйственных построек. Согласно приложению к указанному договору, установлены характеристики и объем древесины, подлежащей заготовке, ФИО5 разрешено заготавливать древесину общим объемом 40 куб.м, из которых деревьев породы «береза» 15 куб.м, породы «осина» 5 куб.м, породы «сосна» 20 куб.м. В начале декабря 2017 года ФИО5 продала свое право на рубку лесных насаждений по вышеуказанному договору купли-продажи лесных насаждений ФИО1 за 15 000 рублей, которая с помощью вальщика ФИО6 осуществила рубку деревьев породы «сосна» на указанном в договоре лесном участке, находящемся на землях особо охраняемой территории заказника «Большемуртинский», в общем объеме 81,32 куб.м. Согласно пересчетной ведомости, объем разрешенной к заготовке древесины породы «сосна» и вырубленный ФИО1 с помощью нанятых для этой цели людей составил 21,04 куб.м. Таким образом, ФИО1 допустила превышение объемов разрешенной к рубке древесины породы «сосна»в заказнике «Большемуртинский» в объеме 60,28 куб.м. Указанный объем заготовлен ответчиком в нарушении требований Лесного кодекса Российской Федерации, чем причинен ущерб лесному фонду. Несмотря на то, что следственными органами в действиях ФИО1 не установлен состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, причиненный лесному фонду ущерб подлежит возмещению в гражданском порядке.

Согласно уточненному исковому заявлению, объем незаконно заготовленной ФИО1 древесины составляет 32,81 куб.м, (52,81 куб.м общий объем заготовленной древесины - 20 куб.м разрешенный к вырубке объем). Стоимость 1 куб.м древесины составляет 36,99 рублей (73,98 рублей – ставка для деловой древесины породы «сосна» среднего размера за один плотный куб.м для четвертого Восточно-Сибирского лесотаксового района, уменьшенная на 50% при проведении выборочных рубок в соответствии с п. 2 Примечания к постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310). К указанному расчету также применяется коэффициент 50 (такса для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается - Приложение к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273), коэффициент 5 (поскольку лесонарушение совершено на территории заказника «Большемуртинский»), коэффициент 2 (п. 10 Методики, так как лесонарушение осуществлено в декабре). С учетом изложенного, просит взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице КГБУ «Большемуртинское лесничество» ущерб, причиненный лесному фонду Российской Федерации незаконной рубкой лесных насаждений, в размере 606820,94 рублей.

В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края по доверенности ФИО7 не явилась, извещена надлежаще. Ходатайствовала о рассмотрении в свое отсутствие.

В судебном заседании заместитель прокурора Большемуртинского района Красноярского края Потаенков Е.А. уточненные исковые требования поддержал, обосновывая вышеизложенными доводами.

В судебном заседании представитель КГБУ «Большемуртинское лесничество» по доверенности исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования признала в полном объеме, представила суду письменное заявление о признании иска. Представитель ФИО1 - ФИО2 признание иска поддержал.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор в силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 2 ст. 23 ЛК РФ определено, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

В соответствии со ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полномобъеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 1730 от 29.12.2018 года "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены "Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", а также утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

Пунктом 11 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 13.09.2016 г. № 474 предусмотрено, что рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.

В соответствии с абз. 3 п. 5 Правил заготовки древесины граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 30 ЛК РФ).

На основании Постановления Правительства РФ №1730 от 29.12.2018 г. года "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" установлено, что за незаконную рубку деревьев размер взыскания за ущерб исчисляется в 50-кратной таксовой стоимости незаконно срубленных деревьев.

Согласно «Методике определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся на них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложением № 4), размер такс, предусмотренных приложениями № 1-3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемыми в ноябре-январе (пункт 6).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 г. №21 компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, в том числе рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубки лесных насаждений устанавливается Правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 11 Правил заготовки древесин, утвержденных приказом Рослесхоза от 13.09.2016 г. № 474 предусмотрено, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.

В соответствии с абз. 3 п. 5 Правил заготовки древесины граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 30 ЛК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2017 года ФИО1 совместно с вальщиком ФИО8 путем спиливания в пределах отведеннойлесосеки и лесного участка, обозначенного в договоре купли-продажи № 237 от 13.02.2017 года, произвела незаконную рубку 14 деревьев породы сосны диаметром 60-80 см, находящихся в ведении КГБУ «Большемуртинское лесничество». После чего, осуществила вывоз заготовленной древесины, в том числе часть незаконно заготовленной,из лесного массива на двух грузовых автомобилях «Камаз».

Постановлением следователя СО МО МВД России «Казачинский» от 22.01.2018 года об отказе в возбуждении уголовного дела установлено, что в действиях ФИО1 формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, вместе с тем, в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в действиях состава преступления.

Согласно заключению эксперта № 198-12/17 от 19.12.2017 г. ООО «Юридическое агентство оценки и экспертизы», общий объем заготовленной и вывезенной древесины составил 52,81 кубических метра, стоимость изъятой древесины составила 165792 рубля.

Согласно договору купли-продажи № 237 от 13.02.2017 года, объем разрешенной к рубке древесины породы сосна составляет 20 куб.м.

Согласно таблице 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" леса Большемуртинского района Красноярского края относятся к четвертому Восточно-Сибирскому лесотаксовому району.

Стоимость одного кубометра древесиныпорода сосна составляет 73,98 рублей.

С учетом примечания 2 к постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 Г. № 310 (ред. от 20.02.2019 г.) «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», при проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов.

Таким образом, ущерб, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, составил 606820,94 рублей, что подтверждается представленным истцом расчетом, экспертным заключением.

В судебном заседании от ответчика ФИО1 поступило письменное заявление о признании исковых требований в полном объеме. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом суд не принимает такое признание, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

ФИО1 согласилась с объемом незаконно заготовленной древесины, признала исковые требования прокурора в полном объеме и просила удовлетворить иск. Оснований для непринятия признания иска судом не установлено.

Таким образом, признание иска ответчиком является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, что предусмотрено ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, признания иска ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Учитывая, что незаконная порубка произведена ответчиком в лесах, относящихся к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 9 248 рублей, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду 606820 (шестьсот шесть тысяч восемьсот двадцать) рублей 94 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 9248 (девять тысяч двести сорок восемь) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Лактюшина

Решение изготовлено в окончательной форме 15 марта 2019 года.

Копия верна:

Судья Т.Н. Лактюшина