Дело №2-280/2020
УИД 58RS0003-01-2020-000557-84
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г.Белинский
Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,
при секретаре Любимкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Белинского района Пензенской области о включении в стаж муниципальной службы периодов для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Белинский районный суд с указанным иском к Администрации Белинского района Пензенской области, указав, что ему назначена пенсия за выслугу лет муниципальных служащих в Бессоновском районе Пензенской области (по месту увольнения с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию), которую он получал до 30 ноября 2019 года. 1 декабря 2019 года он обратился в Управление социальной защиты населения Администрации Белинского района Пензенской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим согласно Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальным служащих Белинского района, утвержденного решением Собрания представителей Белинского района Пензенской области от 19 июля 2012 года №53-7/3, включении в его стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, и работы директором Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года. Протоколом собрания комиссии при администрации Белинского района Пензенской области ему была назначена пенсия за выслугу лет муниципальных служащих с 1 декабря 2019 года в минимальном размере в сумме 1575,01 рублей при стаже муниципальной службы 17 лет, в стаж муниципальной службы не были включены периоды работы директором школ. Указанная комиссия была неправомочна решать вопросы включения (исключения) периодов работы в муниципальный стаж. 28 июля 2020 года он обратился в Администрацию Белинского района Пензенской области с заявлением о включении в его стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, и работы директором Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года. Протоколом заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года в стаж муниципальной службы не были включены спорные периоды работы, перерасчета пенсии. Считает протокол собрания Комиссии незаконным. Спорные периоды деятельности с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года - работы директором Корсаевской восьмилетней школы, с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года – работа директором Пичевской средней школы Администрацией Белинского района Пензенской области были включены в муниципальный стаж для назначения надбавки к должностному окладу. Так протоколом заседания комиссии при администрации Белинского района Пензенской области № от 10 февраля 1998 года, распоряжением Главы Администрации Белинского района Пензенской области № от 24 февраля 1998 года ему был установлен стаж муниципальной службы по состоянию на 1 февраля 1998 года, как 12 лет 5 месяцев 4 дня (в том числе периоды работы директором школ), с учетом указанного стажа ему была назначена доплата к должностному окладу 30%. Комиссия приняла во внимание его активное участие в проведении выборных компаний, неоднократное избрание депутатом районного Совета народных депутатов, районного Собрания представителей. Кроме того, опыт и знания, приобретенные в период работы в должности директора школ, позволили ему занять должность заведующего отделом образования Администрации Белинского района Пензенской области и применить их в работе муниципального служащего. Согласно п.1 ст.9 Закона Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным выплатам относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе. В соответствии с пп.1,3,4,5, 7 ст.11 Закона Пензенской области от 10 января 2007 года №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, установленные ч.1 ст.25 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются), помимо периодов замещения должностей, указанных в ч.1 ст.25 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Пензенской области и муниципальными правовыми актами. По решению представителя нанимателя (работодателя), принятому в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом, в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований, включаются (засчитываются) периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Включению (зачету) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов, включенные (засчитанные) муниципальному служащему в установленном частью 4 статьи 11 Закона Пензенской области от 10 января 2007 года №1390-ЗПО в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований. При подсчете стажа муниципальной службы муниципальных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые до вступления в силу Закона Пензенской области от 18 февраля 2016 года №2871-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области и признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) Пензенской области» были в установленном порядке включены (засчитаны) муниципальным служащим в указанный срок. Принимая во внимание, что спорный период времени работы директором школ ранее был включен ответчиком в муниципальный стаж, опыт и знания, приобретенные в период работы директором школ, стали основой его работы на должности муниципальной службы заведующего отделом образования Администрации Белинского района Пензенской области, кроме того, в указанный период времени он неоднократно избирался депутатом районного Совета народных депутатов, районного Собрания представителей, спорный период подлежит включению в муниципальный стаж. Просит признать протокол заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в Администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года об отказе включить в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 год, и работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года незаконным; обязать ответчика включить в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года; произвести перерасчет с 1 декабря 2019 года размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему с учетом периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, и работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года.
В судебном заседании истец ФИО1, поддержал свои исковые требования при этом пояснил, что опыт и знания, полученные им в периоды его работы в должности директора школ, позволили ему занять муниципальную должность заведующего отделом образования Администрации Белинского района Пензенской области, так как он полностью знал уже к тому периоду времени всю работу школы, и вообще всю профессиональную деятельность в сфере образования, что и позволило ему эффективно исполнять свои должностные обязанности заведующего отделом образования. Считает, что если бы он не работал директором школы, то его никто бы на должность заведующего отделом образования никогда бы не назначил. Данные спорные периоды ему уже включались ранее ответчиком в стаж муниципальной службы, но затем были исключены из стажа. Просил признать протокол заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в Администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года об отказе включить в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 год, и работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года незаконным; обязать ответчика включить в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года; произвести перерасчет с 1 декабря 2019 года размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему с учетом периодов работы в должности директора Корсаевской восьмилетней школы с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года, и работы в должности директора Пичевской средней школы с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года.
Представитель ответчика – Администрации Белинского района Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 11 Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» определяется порядок исчисления стажа муниципальной службы. Согласно вышеуказанной статьи в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, установленные частью 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе», а также в стаж муниципальной службы помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» иные периоды в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2016 года №256-пП «Об утверждении Перечня иных периодов замещения должностей, включенных (засчитываемых) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Пензенской области помимо периодов замещения должностей, указанных в части1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Помимо перечисленных периодов в стаж муниципальной службы в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона по решению представителя нанимателя (работодателя) включаются (засчитываются) периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. Решение о включении (зачет) периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы муниципальным служащим Белинского района для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы принимается представителем нанимателя (работодателя) администрации Белинского района на основании утвержденного Порядка принятия представителем нанимателя (работодателя) решения, предусмотренного частью4 статьи 11 Закона Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области». Вышеуказанный Порядок распространяется на муниципальных служащих осуществляющих свою трудовую деятельность в органах местного самоуправления Белинского района и по отношению, к которым определенные должностные лица данных органов местного самоуправления выступают представителями нанимателя (работодателя) в настоящий момент. Учитывая положения Порядка, истец в настоящий момент не является муниципальным служащим в органах местного самоуправления и как следствие не исполняет никаких должностных обязанностей, по какой – либо замещающей должности муниципальной службы. Приобретенный истцом стаж руководителя образовательных учреждений включался Истцу при замещении им должности начальника Отдела образования, для исчисления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет. В феврале 2009 года в администрации Белинского района проходила проверка Министерства финансов Пензенской области, в соответствии с которой было вынесено «предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» от 3 марта 2009 года №17/01-04/411, в соответствии с которым, было принято распоряжение администрации Белинского района Пензенской области от 18 марта 2009 года №, периоды работы руководителем образовательных учреждений у Истца из стажа муниципальной службы исключили. Вышеуказанное распоряжение Истцом не обжаловалось. С 1 апреля 2009 года истицу начислялась надбавка к должностному окладу за выслугу лет без учета периодов работы руководителем образовательных учреждений. Истец замещал должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в различных муниципальных образованиях и за весь период замещения ни разу не обратился с заявлением о зачислении стажа руководителя образовательных учреждений в органы местного самоуправления, где замещал должности муниципальной службы, а предпочел в настоящий момент не замещая должность муниципальной службы в администрации Белинского района, обратиться в администрацию, которая не является работодателем истца с заявлением о включении периодов замещения должностей руководителя образовательных учреждений, доказывая, что опыт и знания работы в вышеуказанных должностях был необходим для исполнения должностных обязанностей по ранее замещаемым должностям муниципальной службы, при этом, не уточняя по каким именно. Подавая заявление, истец игнорирует норму Закона в которой четко говорится, что «..Опыт и знания работы, в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы». Анализируя функции руководителя образовательного учреждения и функции должностей муниципальной службы, относящиеся к высшей группе должностей на основании должностных инструкций, можно сделать вывод о том, что данные функции кардинально отличаются друг от друга, к функциям руководителя образовательного учреждения относится организация образовательной (учебно-воспитательной работы школы), а к функциям муниципальной службы относится организационно-распорядительная. Ответчик считает, что необходимость опыта и знания Истца, полученные в период руководства образовательными учреждениями, не могли иметь существенного значения для исполнения должностных обязанностей начальника отдела образования, тем более заместителя главы администрации по социальным вопросам. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из трудовой книжки ФИО1 с 26 августа 1985 года переведен в Корсаевскую 8 летнюю школу директором (Приказ № от 16 августа 1985 года); с 29 октября 1986 года назначен в порядке перевода директором в Пичевскую среднюю школу (Приказ № от 27 октября 1986 года); 28 марта 1994 года присвоена высшая квалификационная категория по должности «руководитель образовательного учреждения» (Приказ № по Белинскому РОНО); с 1 июля 1997 года переведен на должность заведующего отделом образования Администрации Белинского района (Приказ № от 1 августа 1997 года); с 5 сентября 2000 года назначен на должность заместителя главы администрации Белинского района в порядке перевода (Распоряжение главы администрации района № от 5 сентября 2000 года).
Согласно Решения № от 18 октября 1988 года Министра народного образования РСФСР директор Пичевской средней школы Белинского района ФИО1 награжден почетной грамотой.
Согласно Решения № от 28 декабря 1989 года Министра народного образования ФИО1 награжден значком «Отличник народного просвещения».
Согласно письма № от 1 июля 1997 года в адрес Начальника областного управления образования от Главы администрации Белинского района Пензенской области просят согласовать назначение заведующим отделом образования ФИО1, <данные изъяты> года рождения, работающего с 1986 года директором Пичевской средней школы, отличника народного образования; ФИО1 пользуется большим авторитетом в педагогическом коллективе и у населения района: неоднократно избирался депутатом сельского, районного Советов народных депутатов, районного собрания представителей.
Согласно Распоряжения № от 1 июля 1997 года ФИО1 с 1 июля 1997 года в порядке перевода из Пичевской средней школы назначен заведующим отделом образования администрации района.
Согласно характеристики Главы администрации Белинского района ФИО1 работает в администрации в должности начальника отдела образовании с 1 июля 1997 года; открывает, преобразует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, решает вопросы их финансирования; умело осуществляет руководство и контроль за подведомственными учреждениями, большое внимание уделяет развитию образования в районе; такие вопросы, как качественный состав педагогических кадров, всеобуч, качество обучения учащихся, создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей – являются ключевыми в его деятельности; под его непосредственным руководством решаются вопросы учебного и воспитательного характера; реализует региональную концепцию непрерывного педагогического образования, как базового компонента обновления образовательной системы; пользуется заслуженным авторитетом среди работников отдела, руководителей, педагогических и технических работников, учащихся учреждений образования, родителей, населения.
Согласно отзыва о служебной деятельности государственного служащего – начальника отдела образования Администрации Белинского района Пензенской области ФИО1 от 15 сентября 1999 года, тот принимал участия в решении вопросов: всеобуч; сохранение сети образовательных учреждений; прием, увольнение, перевод, повышение квалификации, поощрение педагогических работников учреждения; создание необходимых условий для обучения и воспитания детей в учреждениях образования.
Согласно письма № от 1 сентября 2000 года в адрес Руководителя аппарата Губернатора области и Заместителя Председателя Правительства области Администрация Белинского района Пензенской области просит согласовать назначение на должность заместителя главы администрации Белинского района ФИО1, который работает начальником отдела образования с июля 1997 года; и большое внимание уделяет развитию образования в районе; такие вопросы, как качественный состав педагогических кадров, всеобуч, качество обучения учащихся, создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей - являются ключевыми в его деятельности; под его непосредственным руководством успешно решаются вопросы учебного и воспитательного характера; заслуженно пользуется уважением и авторитетом среди работников отдела, руководителей, педагогических и технических работников, учащихся учреждений образования, родителей, населения; награжден знаком «Отличник народного просвещения».
Согласно Распоряжения № от 5 сентября 2000 года ФИО1 назначен на должность заместителя главы администрации Белинского района, в порядке перевода, с должностным окладом согласно штатному расписанию.
Согласно должностной инструкции заместителя главы администрации Белинского района ФИО1 от 2003 года, который имеет, в том числе обязанности: осуществлять руководство деятельностью основного общего и профессионального образования, отдела по делам молодежи, спорта и туризма; организовать работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии по противодействию немедицинскому употреблению наркотических средств и их незаконному обороту.
Согласно отзыва служебной деятельности муниципального служащего – заместителя Администрации Белинского района Пензенской области от 14 июля 2004 года ФИО1 принимал участие в решении и в том числе и следующих вопросов: кураторство за работой основного и профессионального образования, по делам молодежи; возглавляет координационный совет по вопросам молодежной политики, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; по противодействию немедицинскому употреблению наркотических средств и их незаконному обороту.
Согласно распоряжения Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту заместитель главы администрации Белинского района - ФИО1 награждается почетной грамотой за большую работу по организации и проведению областной легкоатлетической эстафеты среди школьников, учащейся и студенческой молодежи, посвященной дню знаний.
Согласно распоряжения № от 24 февраля 1998 года Администрации Белинского района Пензенской области и приложения к нему заведующему отделом образования ФИО1 с учетом того, что он неоднократно избирался депутатом районного Совета народных депутатов, районного собрания представителей и принимал активное участие в выборных компаниях – 12 лет 5 месяцев 4 дня, надбавку 30 процентов, а именно включить в стаж периоды: с 26 августа 1985 года по 29 октября 1986 года – в должности директора Корсаевской восьмилетней школы (1 год 2 месяца 3 дня); с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года – в должности директора Пичевской средней школы (10 лет 8 месяцев 1 день); с 1 июля 1997 года – заведующий отделом образования.
Согласно заявления от 13 августа 1998 года на имя главы администрации Белинского района Пензенской области ФИО1 указывает, что ему был установлен трудовой стаж, как государственному служащему, с согласия областной администрации, с учетом работы директором школы; и он просит сохранить данный стаж, так как, работая директором школы, он неоднократно избирался депутатом сельского и районного Советов, являлся председателем постоянной Комиссии по социальным вопросам и решал вопросы сельского и районного значения.
Согласно распоряжения № от 18 марта 2009 года и приложения к нему Администрации Белинского района Пензенской области во исполнение письма министерства финансов Пензенской области № от 3 марта 2009 года «Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет по состоянию на 10 марта 2009 года: заместителю главы администрации Белинского района ФИО1 при стаже работы 11 лет 8 месяцев 12 дней, надбавку 20 процентов: с 1 июля 1997 года по 21 апреля 1999 года заведующий отделом образования Белинского района (1 год 9 месяцев 22 дня); с 21 апреля 1999 года по 5 сентября 2000 года – начальник отдела образования Белинского района (1 год 4 месяца 15 дней); с 5 сентября 2000 года по 10 марта 2009 года – заместитель главы администрации Белинского района (8 лет 6 месяцев 12 дней).
Согласно справки о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет от 20 ноября 2019 года ФИО1 установлен стаж в 17 лет 8 месяцев 17 дней.
Согласно протокола собрания комиссии при Администрации Белинского района Пензенской области по назначению, исчислению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Белинского района Пензенской области № от 22 ноября 2019 года ФИО1 по 30 ноября 2019 года получал пенсию за выслугу лет в Бессоновском районе (по месту увольнения с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию); ФИО1 считает, что ему более выгодно получать пенсию за выслугу лет в Белинском районе; отказано во включении в стаж муниципальной службы периода 5 лет из его трудовой деятельности в должности директора школы в соответствии с Законом Пензенской области от 20 февраля 2008 года №1452-ЗПО.
Согласно Распоряжения № от 4 декабря 2019 года Администрации Белинского района Пензенской области на основании протокола собрания комиссии при Администрации Белинского района Пензенской области по назначению, исчислению и выплате пенсии за выслуг лет муниципальным служащим Белинского района № от 22 ноября 2019 года ФИО1 с 1 декабря 2019 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 1575,01 рублей с последующей индексацией.
Решением Белинского районного суда Пензенской области от 28 июля 2020 года ФИО1 отказано во включении в стаж муниципальной службы периодов работы в должности директора школы, так как тот к работодателю с данным вопросом не обращался.
Согласно заявления от 28 июля 2020 года в Администрацию Белинского района Пензенской области ФИО1 в соответствии со ст.11 Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года №1390-ЭПО «О муниципальной службе в Пензенской области» для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и Уставом Белинского района Пензенской области, просит включить (засчитать) ему в стаж муниципальной службы следующие периоды замещения отдельных должностей: с 26 августа 1985 года по 29 октября 1986 года – директор Корсаевской восьмилетней школы, с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 – директор Пичевской средней школы; и опыт и знания работы в вышеуказанных должностях, необходимы были ему для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией по занимаемой должности.
Согласно протокола заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года ФИО1 отказано во включении в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях директора школы, так как тот на момент обращения в Комиссию не является муниципальным служащим органов местного самоуправления Белинского района; а также распоряжением Администрации Белинского района Пензенской области № от 18 марта 2009 года эти периоды были исключены из его муниципального стажа.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно ст.1,2 Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности.
Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, и установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии со ст. 22 ч. 1, 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также их ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, изданными представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ч. 1, 2 этого закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы: на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ, Порядок исчисления стажа муниципальной службы, зачет в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 25).
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего (ч. 3 ст. 25 Закона).
Согласно п. 15 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 (действовавшего до 20.09.2010 г.) в стаж государственной гражданской службы включаются периоды работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Аналогичное положение содержится и Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1141 (п. 20).
Согласно ч.ч.3, 4, 5 и 6 ст.11 Закона Пензенской области от 10.10.2007 N 1390-ЗПО (ред. от 23.12.2016) "О муниципальной службе в Пензенской области» в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются), помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Пензенской области и муниципальными правовыми актами. На основании письменного заявления муниципального служащего по решению представителя нанимателя (работодателя), принятому в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом, в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований, включаются (засчитываются) периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Включению (зачету) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов, включенные (засчитанные) муниципальному служащему в установленном частью 4 настоящей статьи порядке в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставами муниципальных образований. При исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы).
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих Белинского района регулируется Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Белинского района, утвержденным решением Собрания представителей Белинского района Пензенской области от 19 июля 2012 года №53-7/3, и согласно п.3 которого право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие до 19 февраля 1997 года должности, приравненные к должностям муниципальной службы высшей группы Белинского района и лица, замещавшие на 19 февраля 1997 года (на день вступления в силу Закона Пензенской области от 30 января 1997 года №18-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области») и позднее муниципальные должности и должности муниципальной службы Белинского района.
Решением Собрания представителей Белинского района Пензенской области №74-7/4 от 22 февраля 2018 года утвержден Порядок принятия представителем нанимателя (работодателем) решения о включении (зачете) в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемо муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Пензенской области и уставом Белинского района Пензенской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в Белинском районе разработан в целях реализации части 4 статьи 11 закона Пензенской области от 10 октября 2007 года №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».
Согласно Постановления Главы Администрации Белинского района № от 11 апреля 2018 года утверждено Положение о Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в администрации Белинского района Пензенской области.
Таким образом, приведенным законодательством определено, что для включения в муниципальный стаж иных периодов работы требуется условие о том, что опыт и знание работы в указанных должностях был необходим для замещения должности муниципального служащего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с 26 августа 1985 года по 29 октября 1986 года работал директором Корсаевской восьмилетней школы, а с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года директором Пичевской средней школы, а с 1 июля 1997 года ФИО1 в порядке перевода из Пичевской средней школы назначен заведующим отделом образования администрации Белинского района Пензенской области.
Как следует из квалификационных характеристик директора школы, утвержденных Приказом Минпроса СССР №24 от 20 февраля 1978 года, и действовавших в спорные периоды работы истца директором школы, директор исполняет следующие обязанности: руководит на основе Устава средней общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы; обеспечивает всеобщее обязательное обучение детей; организует работу школы с родителями учащихся; руководит педагогическим советом, работой библиотеки; организует питание учащихся; издает приказы и решает все вопросы, связанные с работой школы, в пределах предоставленных ему прав; распределяет обязанности между заместителями директора и другими членами педагогического коллектива, а также обслуживающим персоналом школы; обеспечивает правильное ведение делопроизводства и школьной документации, своевременную отчетность, сохранность школьного имущества, рациональное использование бюджетных средств.
Проанализировав типовые квалификационные требования к должности заведующего отделом образования Администрации Белинского района Пензенской области (указаны в приведенной характеристике, отзыве о служебной деятельности служащего и письме согласовании и других документах), которая как следует из материалов дела включена в муниципальный стаж истца, и учитывая то обстоятельство, что непосредственно перед замещением данной должности муниципальной службы ФИО1 занимал должность директора школы, а также учитывая, что при назначении на должность заведующего отдела образования работодателем, также как следует из материалов дела, учитывалась успешная работа истца в должности директора школы (указано в характеристике и письме согласовании), а также исходя из приведенных обязанностей директора школы (фактически выполнял управленческую функцию в сфере образования), суд приходит к выводу, что знания, навыки, и умения приобретенные ФИО1 при работе на спорных должностях – директора школ успешно применялись последним при исполнении должностных обязанностей в период замещения должности заведующего отделом образования Белинского района, которая также относится к сфере образования и функциональные обязанности по данной должности во многом сходны с должностными обязанностями директора школы, что также подтверждается приведенными материалами дела; а также и в период работы в должности заместителя главы администрации Белинского района Пензенской области, так как в этот период также его работа была связана с кураторством за работой основного и профессионального образования, и по делам молодежи; координированием вопросов молодежной политики; и он возглавлял комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и по противодействию немедицинскому употреблению наркотических средств и их незаконному обороту, как следует из отзыва о служебной деятельности муниципального служащего – заместителя Администрации Белинского района Пензенской области от 14 июля 2004 года ФИО1; и поэтому суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований истца и включении пяти лет работы из периодов работы истца в качестве директора школ в муниципальный стаж.
Ответчиком выдвинут довод, что спорные периода работы в качестве директора школы не могут быть включены в муниципальный стаж ФИО1, так как тот на момент обращения в Комиссию не является муниципальным служащим органов местного самоуправления Белинского района, но данный довод не может быть принят во внимание судом, так как он основан на неверном толковании норм права, и опровергается материалами дела, а именно указанный Порядок принятия представителем нанимателя (работодателем) решения о включении (зачете) в стаж муниципальной службы спорных периодов и само указанное Положение о районной комиссии прямо не устанавливает запрета на право рассмотрения комиссией по установлению стажа государственной гражданской (муниципальной) службы заявления муниципального служащего о включении иных периодов работы в стаж муниципальной службы после увольнения со службы.
Федеральные и областные нормативные правовые акты, регламентирующие пенсионное обеспечение муниципальных служащих, также не содержат таких ограничений во включении в стаж периодов иной трудовой деятельности.
Кроме того, право гражданина на пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от нахождения его в момент обращения за реализацией данного права на службе или нет.
Данное обстоятельство подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 24.05.2011 NГКПИ11-410, из которого следует, что абзацем вторым пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закреплено, что обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком. Следовательно, федеральный государственный гражданский служащий, имеющий на момент подачи заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), вправе подать такое заявление как одновременно с его увольнением с должности федеральной государственной службы, так и позднее.
Кроме того, в стаж муниципальной службы ФИО1 спорные периоды включались и ранее распоряжением № от 24 февраля 1998 года Администрации Белинского района Пензенской области с учетом того, что он неоднократно избирался депутатом районного Совета народных депутатов, районного Собрания представителей и принимал активное участие в выборных компаниях; и ему была назначена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов, которая выплачивалась ему до 2009 года; так как данные периоды подлежали учету в стаж муниципальной службы и на основании Указа Президента РФ от 17.12.2002 N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" и Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1141.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что периоды работы истца в должности директора Корсаевской восьмилетней школы Белинского района Пензенской области с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года; и в должности директора Пичевской средней школы Белинского района Пензенской области с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года в качестве иного периода работы (службы), в размере не превышающем 5 лет, опыт и знание по которым были необходимы в дальнейшем для выполнения обязанностей по замещению им должностей муниципальной службы, подлежат включению в стаж муниципальной службы для назначения пенсии, а протокол заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в Администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года следует признать незаконным.
Суд считает, что право на перерасчет пенсии с учетом включения спорных периодов в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет у ФИО1, учитывая вступившее в законную силу решение Белинского районного суда Пензенской области от 28 июля 2020 года по этому вопросу, возникло со дня его обращения с соответствующим заявлением к работодателю, а именно с 28 июля 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1к Администрации Белинского района Пензенской области удовлетворить частично.
Признать протокол заседания Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в Администрации Белинского района Пензенской области № от 8 октября 2020 года, которым ФИО1 отказано во включении в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов его работы: в должности директора Корсаевской восьмилетней школы Белинского района Пензенской области с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года; в должности директора Пичевской средней школы Белинского района Пензенской области с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года; незаконным.
Обязать Администрацию Белинского района Пензенской области включить ФИО1 в стаж муниципальной службы, дающий ему право на пенсию за выслугу лет, 5 (пять) лет из периодов его работы: в должности директора Корсаевской восьмилетней школы Белинского района Пензенской области с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года; в должности директора Пичевской средней школы Белинского района Пензенской области с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года.
Обязать Администрацию Белинского района Пензенской области произвести с 28 июля 2020 года перерасчет ФИО1 размера пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с учетом включенных в его стаж муниципальной службы, дающего ему право на пенсию за выслугу лет, 5 (пяти) лет из периодов его работы: в должности директора Корсаевской восьмилетней школы Белинского района Пензенской области с 26 августа 1985 года по 28 октября 1986 года; в должности директора Пичевской средней школы Белинского района Пензенской области с 29 октября 1986 года по 1 июля 1997 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 25 декабря 2020 года.
Судья: Саунин Н.В.