ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280/2010 от 26.05.2010 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Аевой И.И.,

с участием прокурора Шмидт Е.И.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебодаевой ФИО18 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л :

Чебодаева Л.Г. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия ( далее МИФНС №2) о восстановлении на работе, мотивируя требования тем, что на основании приказа начальника МИФНС № 2 Номер обезличен от Дата обезличена г. действие служебного контракта Номер обезличен от Дата обезличена г., заключенного с ней, было прекращено и она уволена с должности главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ТОРМ ... с Дата обезличена г.. Основанием для прекращения трудового договора явилось сокращение должности гражданской службы и непредставление иной должности, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации», с чем она ( Чебодаева Л.Г.) не согласна, поскольку несмотря на сокращение ее должности, функции отдела оперативного контроля сохранились; после процедуры сокращения на работу был принят молодой сотрудник; иной должности, в том числе с понижением в качестве старшего государственного налогового инспектора ей не предлагалось, хотя вакансия в отделе имелась; работодатель не учел длительный стаж ее работы и отсутствие возможности устроиться перед пенсией. Считая увольнение незаконным, Чебодаева Л.Г. также полагает, что ответчик не учел ее исключительно положительные характеристики, деловые качества, награждения и благодарности, в связи с чем, просит восстановить в прежней должности.

Дата обезличена г. истица увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истица Чебодаева Л.Г. иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что ответчик отдал предпочтение тем служащим, и оставил их на работе с понижением должности, перед которыми она имела преимущественное право по продолжительности стажа работы, квалификации, уровню профессионального образования.

Представители ответчика Чеглова Л.В., действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., Юнг Е.Ю., действующий на основании доверенности от Дата обезличена г., иск не признали, суду пояснили, что сокращение должностей гражданской службы было произведено в связи с изменением структуры государственного органа и численности сотрудников инспекции, с 134 до 130 человек. Процедура сокращения должностей была произведена в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации». На момент увольнения истицы вакансий не было, поэтому ответчик не имел возможности предоставить Чебодаевой Л.Г. иную работу. На вновь образованные должности были переведены служащие, наиболее знающие специфику работы в отделе выездных проверок. При увольнение истица получила четырехмесячное денежное содержание, поэтому не утратила заработок.

Выслушав стороны, исследовав показания свидетеля в порядке ст. 180 ГПК РФ, материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Из разъяснений, данных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ч.ч. 1,5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В силу пункта 6 части первой ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена с Чебодаевой Л.Г. был заключен служебный контракт Номер обезличен от Дата обезличена согласно которого истица была принята в МИФНС № 2 на должность старшего государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля, а с Дата обезличена переведена в связи с повышением в должности главным государственным налоговым инспектором указанного выше отдела (приказ Номер обезличен

При этом, рабочее место Чебодаевой Л.Г. находилось в ..., которое согласно Положения о территориально обособленных рабочих местах МИФНС № 2 по РХ ..., утвержденного начальником МИФНС № 2, является территориальным органом данной налоговой службы.

Дата обезличена г. истица была предупреждена о том, что должность главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ТОРМ ... МИФНС № 2 сокращена.

Приказом от Дата обезличена г. действие служебного контракта с Чебодаевой Л.Г. прекращено, последняя уволена с Дата обезличена г. в связи с сокращением должностей гражданской службы и непредоставлении гражданскому служащему в этих случаях иной должности гражданской службы ( пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации»), с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Представители ответчика, подтверждая законность увольнения представили документы, из которых следует, что согласно приказов УФНС по РХ Номер обезличен от Дата обезличена г. и приказа МИФНС № 2 по РХ Номер обезличен от Дата обезличена г., штатного расписания, действующего с Дата обезличена г., утвержденного приказом от Дата обезличена г. общая численность работников МИФНС № 2 составила 134 человека.

На основании приказа УФНС России по РХ от Дата обезличена г. Номер обезличен « О предельной численности Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия» и приказа УФНС России по РХ от Дата обезличена г. Номер обезличен 171 « О структуре Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия» утверждена структура Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Хакасия в количестве 130 человек.

Дата обезличена г. приказом начальника МИФНС № 2 Номер обезличен « Об утверждении штатного расписания» с Дата обезличена г. упразднен отдел оперативного контроля с предельной численностью 5 штатных единиц, функции отдела переданы в отдел выездных проверок.

При этом, из п.п. 3.1,3.2 приказа следует, что сокращены должности: начальника отдела оперативного контроля ( ФИО13), его заместителя ( ФИО9), главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ( ФИО12), главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ТОРМ ... ( Чебодаевой Л.Г.), старшего государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ( ФИО10), главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками ( ФИО11), главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок ТОРМ ... ( ФИО8) ; введены с Дата обезличена г. в штатное расписание : по отделу регистрации и учета налогоплательщиков должность специалиста, куда была переведена ФИО10 с Дата обезличена г., по отделу выездных проверок должность старшего государственного налогового инспектора в количестве 2 единиц, куда были переведены ФИО9 с Дата обезличена г. и ФИО8 с Дата обезличена г..

С ФИО13, ФИО12, Чебодаевой Л.Г., ФИО11 служебные контракты были расторгнуты.

Путем сокращения и введения новых должностей с Дата обезличена г. в структуре МИФНС № 2 осталось 130 человек.

Настаивая на том, что ответчик нарушил процедуру увольнения, не предложив имеющиеся вакантные должности и не рассмотрев вопрос о преимущественном праве на оставление на работе, Чебодаева Л.Г. пояснила, что по сравнению с ФИО9 и ФИО8 она имеет более продолжительный стаж и опыт работы в инспекции, больше благодарностей, университетское образование по специальности « Финансы и кредит», в связи с чем ей не понятно, почему работодатель отдал предпочтение другим, а не ей, не имеющей дисциплинарных взысканий, и осуществляющей работу всего отдела на территориях ...

Свидетель ФИО13 подтвердил в судебном заседании, что вопрос о преимущественном праве Чебодаевой Л.Г. на оставлении на работе с ним, как с начальником отдела оперативного отдела, не обсуждался, тогда как истица имела высокие показатели в работе, продолжительный стаж работы, многочисленные поощрения и благодарности.

Возражая против доводов истицы, представители ответчика, пояснили, что вакантных мест, в том числе и с понижением должности в инспекции на момент процедуры сокращения и увольнения истицы не было, поэтому работодатель не имел возможность предложить ей иную должность. Тот факт, что на вновь образованные места были переведены ФИО10, ФИО9 и ФИО8, объясняется тем, что первая с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. выполняла работы по актуализации базы данных отдела регистрации и учета налогоплательщиков, т.е. было знакома с вновь образованной должностью специалиста отдела регистрации и учета налогоплательщиков; ФИО14 работала в отделе выездных проверок и перевелась в этот же отдел на нижестоящую должность; ФИО9 по опыту и профессионализму не уступает истице, с должности заместителя начальника отдела была переведена на нижестоящую должность по причине нахождения ее в кадровом резерве для замещения ведущей группы должностей.

При этом, довод представителя Чегловой Л.В. о том, что в спорной ситуации ответчик вправе был самостоятельно принять кадровые решения, суд находит обоснованным, поскольку работодатель вправе сам определить, кому из работников, подлежащих увольнению, предложить вакантную должность. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников, о котором говорится в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2..

Положение о преимущественном праве на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК РФ в спорной ситуации не подлежит применению, поскольку из анализа вышеприведенных норм, следует, что к отношениям, связанным с гражданской службой, могут быть применены нормы трудового права только в части, не урегулированной Федеральным законом « О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Части 6, 7 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривают, что в течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Стороны не оспаривают тот факт, что внеочередной аттестации работодатель не проводил, соответственно вопрос о преимущественном праве не рассматривался, что не является нарушением, поскольку из смысла приведенной нормы следует, что проведение внеочередной аттестации гражданских служащих и предоставление по ее итогам иных должностей гражданской службы является правом работодателя, а не обязанностью.

Что касается обязанности работодателя предложить имеющиеся вакантные должности в соответствии со ст. 180 ТК РФ, то таковых согласно сведениям об укомплектованности и движении кадров по МИФНС №2 от Дата обезличена г. за Дата обезличена не имелось, вновь прибывших государственных служащих и служащих МИФНС № 2 за указанный период не было, выбывших значится 4 человек по сокращению штатов.

Ссылка истицы о приеме на работу в период ее увольнения нового человека, не соответствует действительности.

Как установлено, речь идет о ФИО16, с которым Дата обезличена г. заключен контракт Номер обезличен о прохождении государственной гражданской службы на определенный срок, на период отсутствия в связи с рождением ребенка гражданского служащего ФИО15.

При таких обстоятельствах, довод прокурора о нарушении работодателем обязанности предложить работнику другую вакантную должность, не нашел своего подтверждения.

Учитывая, что сокращение численности работников инспекции имело место, нарушений со стороны ответчика процедуры увольнения Чебодаевой Л.Г. не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истицы о восстановлении на работе и взыскании заработной платы.

Руководствуясь ст.ст. 194,198,199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Чебодаевой ФИО19 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: И.И.Аева

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена г.

...