Отметка об исполнении решения _____________________________________
_________________________________________________________________
Дело № 2-280/2021 30 апреля 2021 года
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Давидович Н.А.,
при секретаре М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения Городской информационно-расчетный центр к ФИО3 о взыскании незаконно полученных денежных выплат
У С Т А Н О В И Л:
Истец Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» (далее СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр») обратился в суд с иском к ФИО3 с иском о взыскании незаконно полученных денежных выплат.
В исковом заявлении указано, что ФИО3 по личному заявлению были начислены: с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста на дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ по Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства СПб от 22.05.2013 года №343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс»; с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста на сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства СПб от 22.05.2013 года №343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона СПб «Социальный кодекс СПб»; с ДД.ММ.ГГГГ мера социальной поддержки в виде денежной выплаты многодетной семье, имеющих 3 детей, льгот по оплате ЖКУ в соответствии с Законом СПб от 21.05.2009 года № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в СПб», а также по Закону СПб от 26.09.2007 г. №466-92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в СПб» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Закона СПб от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс СПб» с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1 ст. 17 гл.5 Социального кодекса, меры социальной поддержки, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами РФ, лицами без гражданства, в том числе беженцами, имеющими место жительства или место пребывания в СПб, иностранными гражданами, имеющими место жительства в СПб, а также лицами без определенного места жительства. В соответствии с п.3 ст. 18 гл.5 Кодекса, семьям, имеющим детей, предоставляется мера социальной поддержки, в том числе ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не старше 18 лет. В соответствии с п.1.4 1-го раздела Порядка предоставления мер социальной поддержки и мер дополнительной поддержки семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства СПб №343 от 22.05.2013 года, меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются гражданам, имеющим место пребывания в СПб, в случае, если им аналогичные меры не выплачиваются на территории другого субъекта РФ, в котором указанные граждане зарегистрированы по месту жительства. В п.2.6 2-го раздела Порядка указано, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место пребывания в СПб на срок регистрации по месту пребывания в СПб. Согласно п.2.9 2-го раздела Порядка, получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение 10-ти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособий, ежемесячной денежной выплаты на оплату части взноса на капитальный ремонт или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. Согласно п.2.13 2-го раздела Порядка администрация района СПб в случае установления факта излишней выплаты мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, организует работу по возврату в бюджет СПб излишне выплаченных сумм. В соответствии с п.4 ст.17 Главы 5 Социального кодекса, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются многодетным семьям, в которых дети и один или оба родителя являются гражданами РФ, имеющими место жительства или место пребывания в СПб, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в п. 4 ст. 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 №1010 «Об учете граждан РФ без определенного места жительства» п. 3 ст. 4 Социального кодекса. На основании п.2.8 Положения, граждане обязаны извещать администрацию района СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств. В соответствии с п.2.5 Положения, денежные выплаты предоставляются на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на денежные выплаты, но не более срока, в течение которого гражданин имеет место жительства в СПб. Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный п.2.8 Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.11 Положения). ФИО3 снята с регистрационного учета по адресу места жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, поэтому начисление ЖКУ ей не может осуществляться с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой права. В апреле 2018 года в результате плановой проверки был установлен данный факт, что послужило основанием для принятия администрацией Колпинского района СПб решения о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ. Образовалась переплата ежемесячного пособия на ребенка 2013 года школьного возраста за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26 987 руб. 00 коп; переплата ежемесячного пособия на ребенка 2007 года школьного возраста за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 26 987 руб. 00 коп.; и переплата ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41 366 руб. 94 коп. Таким образом, общая сумма переплаты составила 95 340 руб. 94 коп, которую просит взыскать с ФИО3
Истец –представитель СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении указано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.7)
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом через администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение (л.д.67), поскольку от получения судебных повесток через почтовый узел связи, уклоняется, и все судебные повестки были возвращены с отметкой «истек срок хранения» (л.д.53, 61, 69). Так же ответчик ФИО3 была надлежащим образом извещена и на судебное заседание от 06 апреля 2021 года, так же через администрацию сельского поселения (л.д.59), но в судебное заседание также не явилась.
Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
09 ноября 2011 года Законодательным Собранием СПб был принят Закон Санкт-Петербурга № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
Настоящий Закон Санкт-Петербурга (далее-Кодекс) регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.
Согласно п. 1 ст. 17 Социального кодекса, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, лицами без гражданства, в том числе беженцами, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, иностранными гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге, а также лицами без определенного места жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Социального кодекса, семьям, имеющим детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и мер дополнительной поддержки семьям, имеющим детей, утвержден Постановлением Правительства СПб №343 от 22.05.2013 года.
В соответствии с п.1.4 1-го раздела Порядка предоставления мер социальной поддержки и мер дополнительной поддержки семьям, имеющим детей, меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются гражданам, имеющим место пребывания в СПб, в случае, если им аналогичные меры не выплачиваются на территории другого субъекта РФ, в котором указанные граждане зарегистрированы по месту жительства.
В п.2.6 2-го раздела Порядка указано, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место пребывания в СПб на срок регистрации по месту пребывания в СПб.
Согласно п.2.9 2-го раздела Порядка, получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение 10-ти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособий, ежемесячной денежной выплаты на оплату части взноса на капитальный ремонт или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Согласно п.2.13 2-го раздела Порядка администрация района СПб в случае установления факта излишней выплаты мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, организует работу по возврату в бюджет СПб излишне выплаченных сумм.
В соответствии с п.4 ст.17 Главы 5 Социального кодекса, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются многодетным семьям, в которых дети и один или оба родителя являются гражданами РФ, имеющими место жительства или место пребывания в СПб, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в п. 4 ст. 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 №1010 «Об учете граждан РФ без определенного места жительства» п. 3 ст. 4 Социального кодекса.
На основании п.2.8 Положения, граждане обязаны извещать администрацию района СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
В соответствии с п.2.5 Положения, денежные выплаты предоставляются на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на денежные выплаты, но не более срока, в течение которого гражданин имеет место жительства в СПб.
Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный п.2.8 Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.11 Положения).
Как установлено материалами дела: ФИО3 по личному заявлению были начислены:
с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста на дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ по Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства СПб от 22.05.2013 года №343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс»;
с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста на сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по Закону Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства СПб от 22.05.2013 года №343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона СПб «Социальный кодекс СПб»;
с ДД.ММ.ГГГГ мера социальной поддержки в виде денежной выплаты многодетной семье, имеющих 3 детей, льгот по оплате ЖКУ в соответствии с Законом СПб от 21.05.2009 года № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в СПб», а также по Закону СПб от 26.09.2007 г. №466-92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в СПб» (утратил силу с 01.01.2013 г. в связи с вступлением в силу Закона СПб от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс СПб» с 01.05.2012 года.
Согласно справки о регистрации формы №9, ФИО3 снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована по адресу: д. <адрес>.
ФИО3 не сообщила о смени места жительства, что послужило тому, что с 2015 года по 2018 год ФИО3 незаконно получила суммы мер социальной поддержки.
25.06.2018 года администрация Колпинского района СПб вынесла решение №33 о возврате необоснованно выплаченных мер социальной поддержки.
Истцом в материалы дела представлен расчет переплаты по виду выплаты: ЖКУ, который составил 41 366 руб. 94 коп., и расчет переплаты по виду выплаты: школьное пособие, которое составило 53 974.00 руб. Итого переплата составила 95 340 руб. 94 коп.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 было направлено данное решение и предлагалось погасить задолженность в добровольном порядке.
Нет сведений о том, что ФИО3 в судебном порядке оспорила данное решение.
Требование истца ФИО3 не исполнено.
Представленный расчет судом проверен и признан правильным.
Ответчик представленный расчет не оспорил.
Суд, оценив представленные доказательства, находит, что ответчик незаконно получала ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 53 974 руб., а также меры социальной поддержки в виде денежной выплаты многодетной семье, имеющей 3 детей, льгот по оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41 366,94.
ФИО3 извещена о слушании дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась.
В соответствии с принципом диспозитивности гражданского судопроизводства, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, стороны принимают на себя все последствия совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При добросовестной реализации процессуальных прав ответчик не был лишен возможности реализовать свои процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьями 35, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством представителя.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
ФИО3, не явившись в судебное заседание, по своему усмотрению не воспользовалась диспозитивным правом по предоставлению доказательств в обоснование своих возможных возражений по иску, тем самым приняла на себя риск соответствующих процессуальных последствий, в том числе в виде постановления решения по доказательствам, представленным истцом.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО3 о взыскании незаконно полученных денежных выплат, удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» 95 340 (девяноста пять тысяч триста сорок) рублей 94 копейки.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 3060 (три тысячи шестьдесят) рублей 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий судья Н.А. Давидович