ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-280/2021ПОДЛИ от 21.01.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-280/2021 подлинник

24RS0017-01-2020-003003-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 21 января 2021 г.

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Хвалько О.П.,

при секретаре – Паршиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к ООО «Красноярская рециклинговая компания» о признании незаконным начисление и взимание платы за услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, об отмене произведенных начислений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Красноярская рециклинговая компания» (ООО «КРК») об отмене начислений за услуги. Требования мотивированы следующим. ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке жилой дом, или квартира отсутствуют, имеются лишь недостроенные объекты (гараж и баня), которые после завершения строительства будут зарегистрированы в соответствии с требованиями законодательства, также по указанному адресу никто и никогда не был зарегистрирован, не проживал и не проживает. Несмотря на это, ООО «КРК» с января 2019 года ежемесячно производит начисления за неоказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по лицевому счету . Услуга по обращению ТКО по адресу <адрес>, никогда не оказывалась, договор с рециклинговой компанией ФИО1 не заключал, в связи с чем, ни один из платежей, им не оплачивался, ФИО1 оплачивает услугу по обращению с ТКО по лицевому счету по адресу регистрации: <адрес>, что подтверждается квитанциями о начислениях за ТКО, в соответствии с количеством зарегистрированных и проживающих лиц.

17.12.2019 года ФИО1 обратился с заявлением к ответчику об отмене начислений за по адресу: <адрес>, в связи с тем, что на указанном земельном участке, не имеется жилых строений, а также иных помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации относящимся к жилым. В ответе содержится информация о проведении ответчиком проверки, в ходе которой установлено наличие жилого помещения по адресу: <адрес>. Однако акт обследования земельного участка ФИО1 для ознакомления не предоставлен, кто и каким образом производил обследование, в ответе не указано. Несмотря на все обращения, ООО «КТК» отказывается произвести перерасчет за незаконное начисление платежей за неоказанную услугу по обращению с ТКО и отменить эти начисления.

В связи с изложенным, ФИО1, с учетом уточнений от 03.12.2020 года, просит суд признать незаконными действия ООО «Красноярская рециклинговая Компания» по начислению и взиманию платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету по адресу: 663012, <адрес>; обязать ООО «Красноярская рециклинговая Компания» отменить начисления за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по декабрь 2020 года включительно, прекратить действия по начислению и взиманию указанной коммунальной услуги по лицевому счету по адресу: 663012, <адрес>; взыскать с ООО «Красноярская рециклинговая Компания» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб., почтовые расходы в размере 601,72 руб.

В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте его проведения, не явился, обеспечил участие в рассмотрении спора своего представителя - ФИО2 (допущена по ходатайству истца), которая в ходе судебного разбирательства исковые требования ФИО1, с учетом их уточнений, поддержала по основаниям, изложенным выше, просила требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно указала на то, что вопреки действующему законодательству ФИО1 предъявляются требования по оплате услуги по обращению с ТКО как на отходы, образованные в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобным по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Однако истец не осуществляет предпринимательскую или иную деятельность, в соответствии с которой образуются отходы, относящиеся к ТКО. Те бытовые отходы, которые образуются на земельном участке по адресу: <адрес>, связаны исключительно с производимыми в летний период работами по строительству достройке существующих на участке объектов. Поскольку работы по достройке не активны, то отходы образуются только от деревянных спилов, которые возможно утилизировать путем сжигания. При этом стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих образование на принадлежащем ФИО1 земельной участке твердых коммунальных отходов, за которые производится начисление платы за услугу по обращению с ТКО.

Представитель ответчика ООО «Красноярская рециклинговая компания» - ФИО3 (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 года № 1/1635-од ответчику присвоен статус регионального итератора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края. 10.08.2018 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ответчиком заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края. В соответствии с пунктом 1.3 соглашения в Красноярскую левобережную технологическую зону входит территория Емельяновского района Красноярского края. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ответчика установлен приказом Министерства, тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 № 688-в. Пунктом 2 данного приказа определено, что установленный единый тариф действует с 01.01.2019 года. Учитывая изложенное, с 01.01.2019 года у собственников твердых коммунальных отходов, объекты образования и накопления которых находятся на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края, включая Емельяновский район, возникла обязанность по оплате услуг ответчика. Вывод истца о незаконности начисления платы за вывоз ТКО в случае отсутствия жилого дома основан на ограниченном толковании норм жилищного законодательства и не учитывает положений законодательства об отходах производства и потребления. В соответствии с п. 8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 (далее по тексту - Правила 1№ 1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах – с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно заявлению истца и представленных им документов истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок 29, а также собственником хозяйственной постройки нежилого назначения, расположенной на указанном земельном участке, на участке ведется строительство бани и гаража.

С учетом вышеприведенных положений части 4 статьи 24,7 Федерального закона от 24,06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подпункта «в» пункта 8(1) Правил № 1156 истец обязан заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами как собственник земельного участка, а также расположенных на нем объектов недвижимости. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен пунктами 8(1)-8(20) Правил № 1156. Указанные положения Правил № 1156 прямо допускают, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть заключен и без подписания сторонами единого документа в письменной форме. Как следует из пункта 8(17) Правил № 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также согласно пункту 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными (отходами. Кроме того, к твердым коммунальным отходам относятся не только отходы из жилищ не сортированные, но и мусор, растительные отходы при уходе за древесно – кустарниковыми посадами. Таким образом, ответчик оказывает истцу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, утвержденного Правилами №1156. Вопреки утверждению истца о том, что услуга фактически не оказывалась, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории села Еловое Емельяновского района оказывается ООО «КРК» с 01 января 2019 года. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не включает в себя подъезд мусоровоза именно к дому истца, если у последнего отсутствует индивидуальный контейнер. Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об «отходах производства и потребления» предусмотрено, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Истец вправе самостоятельно установить индивидуальный контейнер для накопления отходов на собственном участке. В этом случае забор отходов будет производиться от дома истца. В отсутствии личного контейнера складирование отходов производится потребителями на общедоступных местах (площадках) накопления ТКО, расположенных в селе Еловое по следующим адресам: ул. ФИО4, 19, ул. ФИО4, 27, ул. ФИО4 37/1, ФИО4 37/2, ул. Гурского, 27, ул. Дружбы, 2/2, ул. Дружбы, 6, ул. Заречная, 3, 1л. Заречная, 40, ул. Заречная, 46, ул. Зеленая, 6/1, ул. Зеленая, 22/1, ул. Зеленая, 38/1,. Кузнечная, 25, ул. Молодежная, 6/1, ул. Памяти 2-х Борцов, 8, ул. Памяти 2-х Борцов, 38, и, Полевая, 3/2, ул. Совхозная, 2, ул. Совхозная, 14/1, ул. Строителей, 5, ул. Школьная, 8, ул. Школьная, 12/1, ул. Ясельная, 8/1. Истцом не представлены доказательства отсутствие факта образования отходов на принадлежащем ему участке. Более того, истец прямо указывает, что на земельном участке ведется строительство. Внешний осмотр участка истца, произведенный со стороны улицы, позволяет сделать ввод о том, что на участке имеется несколько строений, в том числе завершенный строительством жилой дом, теплицы. Истец в исковом заявлении подтверждает наличие у него разрешения на строительство жилого дома, выданное 04.06.2018 года. Кроме того, истцом в адрес ответчика была представлена справка администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 758 от 12.12.2019 года, из которой следует, что по адресу: 663012, <адрес> имеется жилой дом. Отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию и регистрации права собственности на дом не свидетельствует о ненакоплении истцом отходов на земельном участке. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 26 февраля 2016 года по делу № 309-ЭС15-13978 «образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека». Ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и государственная регистрация права собственности на него носят заявительный характер и невыполнение данных процедур не освобождает потребителя от оплаты услуг по обращению с ТКО. В соответствии с пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом истец как собственник твердых коммунальных отходов лишен возможности распоряжаться данными отходами по своему усмотрению, в том числе путем их сжигания, сброса в водоемы, в недра и на почву, или иными способами, нарушающими действующее законодательство. Все лица, образующие твердые коммунальные, обязаны утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Таким образом, истец как собственник твердых коммунальных отходов, образующихся на территории принадлежащего ему земельного участка в силу прямого указания закона обязан утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых ответчиком, а также обязан оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Третье лицо Администрация Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, надлежаще уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ранее главой сельсовета представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя районной администрации.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, суд, с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 требований, в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В пункте 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 9 статьи 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, уч., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2011 года.

Также, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.10.2011 года, на вышеуказанном земельныом участке расположена 1-этажная постройка, назначение: нежилое, общей площадью 4 кв.м., по адресу: <адрес>.

Управлением земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярска истцу 04.06.2018 года было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, на вышеуказанном земельном участке, со сроком действия до 04.06.2028 года.

Согласно справкам администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края № 758 от 12.12.2019 года, №455 от 18.11.2020 года в жилом доме (квартире) по адресу: 663012, <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, зарегистрированные жилые помещения по данному адресу отсутствуют.

Судом также установлено, что ФИО1 зарегистрирован с 12.10.2012 года по месту жительства по адресу: <адрес>, где проживает совместно с иными лицами, и оплачивает услугу по обращению с ТКО согласно лицевому счету , что никем из участников процесса не оспаривается.

Согласно квитанциям ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1 ежемесячно производятся начисления оплаты за услугу обращение с ТКО по адресу: <адрес>, уч., с кадастровым номером с марта 2019 года по ноябрь 2019 года по лицевому счету , с ноября 2019 года по лицевому счету , начисления производятся исходя из количества собственников - 1.

17.12.2019 года ФИО1 обратился к ООО «Красноярская рециклинговая компания» с заявлением, в котором просил отменить все начисления за неоказанную услугу по ТКО с ноября 2019 года поскольку по адресу: <адрес>, уч. никто не проживает и данная услуга фактически не оказывается.

Ответом от 13.02.2020 года ООО «Красноярская рециклинговая компания» в проведении перерасчетов и отмене начислений отказало.

Рассматривая заявленные ФИО1 исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В силу положений статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Согласно ч.1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/1635-од от 10.08.2018 года в соответствии со ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», для Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края присвоен ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.

10.08.2018 года Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» заключили соглашение № 13 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края.

Согласно п. 1.2 соглашения региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующими федеральными и региональными законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од.

Зоной деятельности регионального оператора является территория Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края в соответствии с территориальной схемой. В Красноярскую левобережную технологическую зону Красноярского края входит, в том числе, территория Емельяновского района (п. 1.3 Соглашения).

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.076.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 8(18) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, заключение договора с региональным оператором, то есть с ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» для собственника ТКО ФИО1, как собственника земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является его обязанностью, а не правом.

Довод истца о том, что он не заключал с ответчиком никакого договора, не может служить основанием для признания такого договора незаключенным, поскольку порядок заключения договора в отсутствие письменного на то согласия потребителя, регулируется п. 8(17) и 8 (18) постановления Правительства №1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».

Кроме того, для заключения договора с региональным оператором не требуется совершение потребителем каких-либо конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии заключить такой договор.

Ссылка истца на незаконность начислений в связи с отсутствием на земельном участке жилого дома является необоснованной и не учитывает положений законодательства об отходах производства и потребления.

Так, в соответствии с п. 8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах – с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно материалами дела, на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером 24:11:0240001:464, расположенном по адресу: <адрес>, участок 29, имеется хозяйственная постройка нежилого назначения, собственником которой является ФИО1, а также расположены 2 теплицы, туалет, ведется строительство гаража, что подтверждается представленными ответчиком фотографиями и актом обследования земельного участка от 29.10.2020 года, составленным с участием сторон и представителя администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

При этом отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию и регистрации права собственности на дом не свидетельствует о ненакоплении истцом отходов на земельном участке.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 26.02.2016 по делу N 309-ЭС15-13978, А07-3169/14 образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие на территории спорных домов соответствующих условий для сбора отходов, вопреки выводам судов, не свидетельствует о ненакоплении таковых их жителями.

Ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и государственная регистрация права собственности на него носят заявительный характер и невыполнение данных процедур не освобождает потребителя от оплаты услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, ООО «Красноярская рециклинговая компания» оказывает истцу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, утвержденного Правилами №1156.

При этом истец как собственник твердых коммунальных отходов лишен возможности распоряжаться данными отходами по своему усмотрению, в том числе путем их сжигания, сброса в водоемы, в недра и на почву, или иными способами, нарушающими действующее законодательство. Все лица, образующие твердые коммунальные, обязаны утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Таким образом, ФИО1, как собственник твердых коммунальных отходов, образующихся на территории принадлежащего ему земельного участка, в силу прямого указания закона обязан утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых ответчиком, а также обязан оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования ФИО1 к ООО «Красноярская рециклинговая компания» об отмене начислений и взиманию платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету по адресу: 663012, <адрес>;обязании отменить начисления и прекратить действия по начислению и взиманию платы за указанную коммунальную услугу по лицевому счету ; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.; а также почтовых расходов в размере 601,72руб. оставить без удовлетворения в полном объеме, вследствие их необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Красноярская рециклинговая Компания» о признании незаконными действия по начислению и взиманию платы за услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами по лицевому счету по адресу: <адрес>; обязании отменить начисление и взимание платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> (лицевой счет ); взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, почтовых расходов в размере 601 рубля 72 копеек – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г.Красноярска..

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2021 года.

Судья О. П. Хвалько