Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года село Кочево Пермский край
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истца №
третьего лица ФИО10,
представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края об установлении факта проживания в Кочевском районе, признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в категории «работающие» с ДД.ММ.ГГГГ - даты постановки на учет ФИО1,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением об установлении факта проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и восстановлении нарушенных прав.
В обоснование заявленных требований указала, что постоянно проживала и была зарегистрирована в период с 1991 года по настоящее время на территории : с 1991 года по 1996 год, с 1997 года по 2018 год в ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в . Имеет сына ФИО10, который на момент подачи ею заявления ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кочевского муниципального округа о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, не достиг совершеннолетнего возраста.
Просит установить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищного сертификата по программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг». В ином порядке установление данного факта не возможно.
По этим обстоятельствам просит установить факт постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме Указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на территории Кочевского района, никуда не выезжала, с рождения проживала с родителями, посещала детский сад, потом окончила Кочевскую школу, продолжила работать. Установить данный факт ей необходимо для постановки на учет и получении мер социальной поддержки государства в виде жилищной субсидии, но в связи с отсутствием отметки в паспорте о регистрации с 1991 года ей необходимо установить факт проживания в районах Крайнего Севера в судебном порядке.
Представитель ответчика по доверенности администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО4 исковые требования просила разрешить на усмотрение суда. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления Правительства РФ № для регистрации и постановки на учет гражданин предоставляет в исполнительный орган власти в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписку из домовой книги, справку, которая содержит сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. На основании копии паспорта ФИО1 она зарегистрирована по месту жительства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов, указанных в подпункте ж пункта 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ представлено не было. В связи с этим обоснованно ФИО5 было отказано во включении в данный список граждан.
Представитель третьего лица по доверенности Министерства строительства Пермского края ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв (л.д. 35).
Из отзыва следует, что суду необходимо установить факт постоянного факт проживания ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо ФИО10 в судебном заседании пояснил, что заявленные требования ФИО1 поддерживает в полном объеме по основаниям указанным в иске и просил их удовлетворить, дал показания, аналогичные показаниям истицы ФИО1
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что она является матерью истицы, которая с рождения по настоящее время проживает и работает в Кочевском районе и никуда никогда не выезжала. Посещала до школы детский сад, потом обучалась в школе до получения среднего образования. В 2000 году поступила заочно в Пермский колледж, в котором проучилась три года, при этом по месту жительства с регистрационного учета не снималась, вернулась и работает по настоящее время в Кочевском районе.
Свидетель Свидетель №2 суду пояснила, что с истицей они погодки, ходили в одну группу детского сада, потом учились в школе, до её окончания. Дала показания аналогичные показаниям истицы.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства Пермского края.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, третье лицо, свидетелей, изучив мнение представителя третьего лица Министерства строительства Пермского края, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Согласно ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка (л.д. 59).
Согласно архивной справки, предоставленной администрацией Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО1 за 1991-1996, 1997-2001, годы в , в похозяйственных книгах за 1991-2001 года отметок о выбытии ха пределы района не имеется (л.д. 10).
В адресной справке при получении паспорта ФИО1 указывает от ДД.ММ.ГГГГ адрес места жительства: (л.д. 43).
Из информации администрации Кочевского муниципального округаследует, что ФИО1 была зарегистрирована и проживала по адресу: в период с 1991 по 1996 год: ; в период с 1997 года по 2001 год: ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время:. Данные сведения подтверждаются копиями лицевых счетов похозяйственных книг (л.д. 10).
Из лицевых счетов похозяйственной книги за 1991-1996 гг. по адресу: , в хозяйстве ФИО7 в качестве члена его семьи числится дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11-12).
Согласно лицевым счетам похозяйственной книги за 1997-2001 гг. по адресу: , в хозяйстве Свидетель №1 в качестве члена ее семьи числится, в том числе дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.13-14).
Согласно справки МБОУ «Кочевская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучалась в Октябрьской начальной школе с ДД.ММ.ГГГГ и была переведена в 5 класс МБОУ «Кочевская СОШ» в 1993 году. За время учебы из школы не выбывала. (л.д. 113)
Из записей трудовой книжки ФИО1 и данных о стаже ОПФ, ФИО1 работала в периоды с кодом МКС: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором ЭВМ у частного предпринимателя ФИО8 ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором ЭВМ в ООО «АГАС» ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором ЭВМ в ООО «Меркурий» ; с ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером по торговле ООО «Кочеволес»; ДД.ММ.ГГГГ переведена бухгалтером по материалам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена бухгалтером-товароведом; с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода с ОАО «Кочеволес» бухгалтером-товароведом в ООО «Топаз» по настоящее время» (л.д. 6, 85-86, 87-89).
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы заявителя о том, что она проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно на территории Кочевского района Пермского края.
Также нашли подтверждение доводы заявителя о том, что она постоянно проживала и была зарегистрирована в период с 1991 года по настоящее время на территории Кочевского района: с 1991-1996 гг. по адресу: , с 1997-2001 гг. по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в .
Как следует из адресной справки ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу:, с ДД.ММ.ГГГГ, а также аттестата о среднем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 в 2022 году окончил МБОУ «Кочевская СОШ» Кочевского муниципального округаи получил среднее общее образование (л.д. 112, 130-131).
Суд приходит к выводу, что документы, запрашиваемые Администрацией Кочевского муниципального округа, содержащие сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные п.п. «ж» п. 9 Положения, представить невозможно.
Так, приказ ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием нового регламента, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которым указанные формы отменены.
Домовые книги и поквартирные карточки в спорный период велись только на многоквартирные дома муниципального жилого фонда.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. «б» п. 11 Положения документы, указанные в п.п. 9 и 9 (1) Положения предоставленные гражданами, проверяются органами местного самоуправления.
Более того, органам местного самоуправления дано право, а в некоторых случаях и обязанность, запрашивать необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия.
Предоставленная ФИО1 справка о проживании в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 10) выдана на основании похозяйственных книг.
В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы и порядка введения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов», похозяйственные книги ежегодно заполняются специалистами органов местного самоуправления. В похозяйственных книгах на каждое хозяйство заводится лицевой счет, в котором ежегодно отражается информация о проживающих гражданах, их полные фамилия имя отчество, дата рождения, родственные отношения по отношению к лицу, записанному главой хозяйства. Также отображаются сведения о выбывших членах хозяйства путем вычеркивания из книги с указанием даты и причин выбытия.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что представленная ФИО1 справка Администрации Кочевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) отражала необходимую информацию и могла приниматься вместо отмененных справок миграционной службы.
По этим основаниям доводы представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округао том, что из копии паспорта ФИО1 усматривается, что она зарегистрирована по месту жительства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера лишь с ДД.ММ.ГГГГ и иных документов, указанных в п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ представлено не было, не нашли своё подтверждение в судебном заседании.
Проанализировав вышеуказанное и установив, что истец ФИО1 прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ, имеет стаж работы в местности, приравненных к районам Крайнего Севера более 15 лет, не имеет жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждается в улучшении жилищных условий, ранее не получала субсидию на эти цели, суд приходит к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а значит, имеются и законные основания для удовлетворения заявления о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категории «работающие» незаконным и понуждении администрации Кочевского муниципального округак такой постановке на учет с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из двух человек. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Кочевского муниципального округао признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округаот ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» со дня подачи заявления и признании периода её постоянного проживания на территории с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО1 в в период с 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении ФИО1 с составом семьи из двух человек в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», незаконным.
Обязать администрацию Кочевского муниципального округавключить ФИО1, в список граждан участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному округув категории «работающие», по дате подачи первоначального заявления с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из двух человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским деламвого суда через Кочевский районный судв течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Шилоносова