ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2810/2022 от 10.08.2022 Ачинского городского суда (Красноярский край)

24RS0002-01-2022-003387-95

№2-2810/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г. Ачинск Красноярского края,

ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Большевых Е.В.,

при секретаре Казаковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа Ачинского района» об обязывании обеспечить условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, путем создания медицинского кабинета, к администрации Ачинского района обязывании осуществить финансирование расходов по созданию медицинского кабинета,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Спортивная школа », администрации об обязывании обеспечить условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, путем создания медицинского кабинета, обязывании осуществить финансирование расходов по созданию медицинского кабинета. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой в связи с поступившей жалобой Фокиной С.Л. проведена проверка исполнения законодательства о физической культуре и спорте в деятельности МБУ "Спортивная школа ". МБУ "Спортивная школа " осуществляет спортивную подготовку молодежи на основании муниципального задания установленного администрацией . При проведении проверки установлено, что в МБУ "Спортивная школа " не созданы условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, так вопреки требованиям ч.6 ст.34.1, ст.39 Федерального закона № 329-ФЗ, в МБУ "Спортивная школа " медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, отсутствует. Наличие медицинской сестры на 0,5 ставки согласно штатному расписанию и ее присутствие на спортивных мероприятиях не является достаточным условием для надлежащего исполнения возложенных на учреждение целей и задач. В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора МБУ "Спортивная школа " в ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении допущенных нарушений. Однако на сегодняшний момент документов подтверждающих устранение нарушений в прокуратуру представлено не было. Согласно п.3.7 Приказа Министерства спорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» под медицинскими работниками как субъектами спортивной подготовки понимаются работники, осуществляющие медицинское обеспечение тренировочного процесса и медицинское наблюдение спортсменов. Основную деятельность по организации медицинского обеспечения тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, ведет врач по спортивной медицине. Организация, осуществляющая спортивную подготовку, может принять на работу врача по спортивной медицине в штат учреждения, предварительно получив лицензию, и (или) заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию и приглашать врача для разовых обследований тренировочных занятий и соревнований. Отделение (кабинет) спортивной медицины для оказания медицинской помощи лицам, проходящим спортивную подготовку, может создаваться на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе силами медицинских организаций (врачебно-физкультурным диспансером, центром лечебной физкультуры и спортивной медицины и другие) как их структурное подразделение. Таким образом, согласно действующему законодательству МБУ "Спортивная школа " при осуществлении своей деятельности обязана создать условия для оказания медицинской помощи лицам, проходящих в ней спортивную подготовку. Отсутствие данного условия в МБУ "Спортивная школа " нарушает право лиц, проходящих в ней спортивную подготовку на охрану здоровья по время занятия физической культурой и спортом. Согласно Уставу МБУ «Спортивная школа » является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование . Функции и полномочия учредителя Учреждения в пределах своей компетенции осуществляет администрация . В соответствии с пунктом 1.17 Устава МБУ «Спортивная школа » финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета, на выполнение иных целей - в виде субсидий из разных уровней бюджетов. Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества. Учитывая вышеизложенное, истец обратился в суд с настоящими требованиями (л.д.3-7).

В судебном заседании процессуальный истец помощник Ачинского городского прокурора Алексеева О.В. заявленные исковые требования подержала в полном объеме.

Представитель ответчика МБУ «Спортивная школа », извещенный надлежащим образом (л.д.84), в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором по заявленным требованиям не возражает, исполнить требования прокурора на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку отсутствует финансирование, просит дело рассматривать в его отсутствие (л.д.80,89,90).

Представитель ответчика администрации , извещенный надлежащим образом (л.д.84), в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.78).

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 6 ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организации, осуществляющие спортивную подготовку, создают условия для охраны здоровья лиц, проходящих в них спортивную подготовку, а также обеспечивают расследование и учет несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку и не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки (далее - заказчик услуг по спортивной подготовке), во время прохождения ими спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе во время их участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки.

В соответствии со ст.34.3.Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон - ФЗ) организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана: 1) соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки; 2) качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение лицом спортивной подготовки под руководством тренера, тренеров по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам) в соответствии с реализуемыми программами спортивной подготовки; 2.1) обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки; 3) обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки; 4) осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке; 5) реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил; 6) знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку, под роспись с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта; 7) осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке; 8) знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях, под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании; 9) направлять лиц, проходящих спортивную подготовку, а также тренеров в соответствии с заявками общероссийских спортивных федераций или организаций, осуществляющих спортивную подготовку и созданных Российской Федерацией, для участия в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях; 10) оказывать содействие в организации физического воспитания, а также физкультурных мероприятий, комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, профессиональные образовательные программы, на основе договоров, заключаемых между организацией, осуществляющей спортивную подготовку, и такими образовательными организациями; 11) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания услуг по спортивной подготовке.

Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организаторы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий обязаны осуществлять медицинское обеспечение их участников.

Как установлено по делу, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о физической культуре и спорте, здравоохранения и лицензировании.

МБУ «Спортивная школа » зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401157701 (л.д.54-62), основным видом деятельности является образование дополнительное детей и взрослых, место нахождение, квартал 1, , помещение 1.

В результате проверки установлено, что в МБУ "Спортивная школа " не созданы условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, так вопреки требованиям ч. 6 ст. 34.1, ст. 39 Федерального закона № 329-ФЗ, в МБУ "Спортивная школа " медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, отсутствует. Наличие медицинской сестры на 0,5 ставки согласно штатному расписанию и ее присутствие на спортивных мероприятиях не является достаточным условием для надлежащего исполнения возложенных на учреждение целей и задач.

В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора МБУ "Спортивная школа " ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении допущенных нарушений (л.д.67-71).

Из директора МБУ «Спортивная школа » Чевгаева И.Н. причинами допущенных нарушений законодательства послужило отсутствие финансирования на осуществление медицинской деятельности без лицензии. В настоящее время администрацией ведется работа по привлечению необходимого финансирования на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в Учреждении (л.д.72).

Согласно п.3.7. Приказа Министерства спорта РФ от 24.10.2012г. "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» под медицинскими работниками как субъектами спортивной подготовки понимаются работники, осуществляющие медицинское обеспечение тренировочного процесса и медицинское наблюдение спортсменов.

Основную деятельность по организации медицинского обеспечения тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, ведет врач по спортивной медицине.

Организация, осуществляющая спортивную подготовку, может принять на работу врача по спортивной медицине в штат учреждения, предварительно получив лицензию, и (или) заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию и приглашать врача для разовых обследований тренировочных занятий и соревнований.

В силу п.2 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (далее -Порядок) медицинский пункт объекта спорта (далее - Медпункт) организуется на объектах спорта, спортивных сооружениях, в местах проведения тренировочных мероприятий и спортивных соревнований.

Пунктом 4 Приложение 1 Порядка установлено, что медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), может оказываться непосредственно в месте проведения мероприятий (на объекте спорта, на спортивной дистанции, трассе, в месте пребывания спортсменов, на территории, специально подготовленной для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними) медицинскими работниками медицинских организаций.

Согласно п.п. 2,3 Приложения 14 Порядка, установлено, что отделение(кабинет) спортивной медицины создается в структуре медицинских организаций (амбулаторно-поликлинических, стационаров, врачебно-физкультурных диспансеров, центров лечебной физкультуры и спортивной медицины и другие), организаций, осуществляющих спортивную подготовку, физкультурно-спортивных организаций, для оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, проходящим спортивную подготовку.

Отделение (кабинет) спортивной медицины для оказания медицинской помощи лицам, проходящим спортивную подготовку, может создаваться на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе силами медицинских организаций (врачебно-физкультурным диспансером, центром лечебной физкультуры и спортивной медицины и другие) как их структурное подразделение.

Таким образом, согласно действующему законодательству МБУ "Спортивная школа " при осуществлении своей деятельности обязана создать условия для оказания медицинской помощи лицам, проходящих в ней спортивную подготовку.

На момент рассмотрения дела нарушения не устранены, ответчики их наличие подтвержадают.

Неисполнение требований действующего законодательства по обеспечению медицинской помощи лицам, проходящим спортивную подготовку может повлечь существенное нарушение их прав на охрану здоровья во время занятия физической культурой и спортом, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора суд считает необходимым удовлетворить, обязать МБУ «Спортивная школа » обеспечить условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, путем создания медицинского кабинета с заключением договора на оказание медицинских услуг с учреждением, организацией, имеющими соответствующую лицензию.

В соответствии с Уставом МБУ «Спортивная школа » учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование . Функции и полномочия учредителя Учреждения в пределах своей компетенции осуществляет администрация .

При этом следует учесть, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета, на выполнение иных целей - в виде субсидий из разных уровней бюджетов.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и МБУ «Спортивная школа » заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) сроком действия до 31.12.2022г. с приложением графика перечисления субсидии в общей сумме 16 297 300 рублей (л.д.41-42,43).

Требования Ачинского городского прокурора к администрации о возложении обязаности по финансированию расходов по созданию медицинского кабинета также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Взаимодействие Управления при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, который в ст. 38.1 закрепляет принцип подведомственности расходов бюджетов, означающий, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Таким образом, на Управление образования администрации суд считает возможным возложить обязанность финансирования расходов по созданию медицинского кабинета и заключению договора на оказание медицинских услуг с учреждением, организацией, имеющими соответствующую лицензию, удовлетворив тем самым требования прокурора в данной части.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих, в том числе, о порядке финансового обеспечения образовательного учреждения, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда, в части требований к МБУ «Спортивная школа » в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; в части требований к администрации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать МБУ «Спортивная школа Ачинского района» обеспечить условия для охраны здоровья лиц, проходящих в ней спортивную подготовку, путем создания медицинского кабинета с заключением договора на оказание медицинских услуг с учреждением, организацией, имеющими соответствующую лицензию, в течении 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать Администрацию Ачинского района осуществить финансирование расходов по созданию медицинского кабинета в МБУ «Спортивная школа Ачинского района», а также по заключению договора на оказание медицинских услуг с учреждением, организацией, имеющими соответствующую лицензию, в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Судья Е.В.Большевых

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2022 года.